Современная система среднего педагогического образования - это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость и многоуровневость, многофункциональность и гибкость, ориентированность на потребности образовательной системы Ленинградской области и, прежде всего, образовательных учреждений сельской местности.
Сохранена практика подготовки учителей для малокомплектной и сельской школ по основной и дополнительным специальностям без увеличения срока обучения.
Показателем развития служит постоянное обновление содержания и структуры среднего педагогического образования. В последние годы в этом направлении велась большая работа:
расширилась номенклатура группы 0300 "Образование" классификатора специальностей среднего профессионального образования, введены новые специальности: 0303 "иностранный язык", 0317 "педагогика дополнительного образования", 0320 "коррекционная педагогика в начальном образовании", 0322 "организация воспитательной деятельности" и др.;
наметилась положительная тенденция к интеграции содержания среднего и высшего профессионально-педагогического образования.
Основные направления развития среднего педагогического образования:
сохранение, модернизация и оптимизация системы среднего профессионального образования в целях дальнейшего развития его образовательных, культурных и иных функций в интересах развития личности и региона;
совершенствование содержания среднего профессионального образования и структуры подготовки специалистов;
формирование механизма прогнозирования, мониторинга и регионального регулирования подготовки специалистов в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;
развитие методической базы среднего профессионального образования, разработка научно-методических и практических подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях малокомплектных и сельских школ, создание условий для их развития, разработка педагогических технологий подготовки педагогов к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;
обеспечение преемственности содержания образования и воспитания в системе непрерывного педагогического образования;
разработка и реализация практических методов диагностики кадров, качества среднего педагогического образования, создания условий для обеспечения механизма контроля качества подготовки кадров;
развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качественной определенности и практической направленности учреждений среднего педагогического образования;
совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров педагогических училищ и колледжей, использование потенциала ЛГОУ и ЛОИРО;
обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и учебно-методической литературой, мультимедийными и другими средствами обучения.