Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ЗАКОН

     

 ГОРОДА МОСКВЫ

от 14 декабря 1994 года N 22


О законодательных актах города Москвы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Москвы от 14 декабря 2001 года N 70
____________________________________________________________________


Настоящий Закон принимается на основании Конституции Российской Федерации и устанавливает порядок внесения в Московскую городскую Думу проектов законодательных актов города Москвы, порядок их рассмотрения и принятия.

     

Статья 1. Законодательные акты города Москвы

Законодательными актами города Москвы являются:

1) законы города Москвы - нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы, принимаемые Московской городской Думой или жителями Москвы на городском референдуме и подписываемые мэром Москвы;

2) постановления Московской городской Думы - правовые акты, города Москвы конкретно-регулирующего характера, принимаемые Думой по вопросам ее компетенции и подписываемые председателем Думы.

Основным законом города Москвы является Устав города Москвы.

Постановления Московской городской Думы могут содержать нормы временного применения или нормы, регулирующие правоотношения конкретно указанных лиц, порядок введения законов города Москвы в действие, если этот порядок имеет особенности и они не указаны в самом законе, предложения и рекомендации по вопросам компетенции мэра Москвы и органов Московской городской администрации, адресованные мэру Москвы и должностным лицам соответствующих органов. Постановления Московской городской Думы могут также регулировать иные правоотношения, связанные с компетенцией представительного органа власти города, в том числе с осуществлением контрольных функций.

Московская городская Дума, осуществляя полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает законодательные акты города Москвы по предметам ведения города Москвы и по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы в соответствии с изданными по предметам совместного ведения федеральными законами. До издания федеральных законов по предметам совместного ведения, согласно Конституции Российской Федерации, Федеративному договору и протоколу к нему, могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты города Москвы с последующим приведением актов в соответствие с федеральными законами в случае их издания.

Московская городская Дума наряду с законодательными актами города Москвы принимает также правовые акты Думы по вопросам организации ее работы (решения), обязательные к исполнению депутатами Московской городской Думы и лицами, работающими в Думе.

Законодательные акты города Москвы, распоряжения мэра Москвы и постановления правительства Москвы образуют единую систему правовых актов города Москвы (городских правовых актов).

     

Статья 2. Право законодательной инициативы

Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит депутатам Московской городской Думы, комиссиям, рабочим группам и фракциям Московской городской Думы, мэру Москвы, председателю Московского городского суда, председателю Арбитражного суда Москвы, прокурору Москвы, а также в порядке гражданской инициативы жителям Москвы.

Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проекта законодательного акта города Москвы.

Субъекты законодательной инициативы в Московской городской Думе, перечисленные в настоящей статье, вправе вносить в Московскую городскую Думу проект постановления о законодательной инициативе Московской городской Думы в Государственной Думе. К проекту указанного постановления прилагается проект законодательного акта Российской Федерации, оформленный в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

Статья 3. Законодательная инициатива жителей Москвы

Жители Москвы, обладающие избирательным правом, осуществляют законодательную инициативу путем внесения в Московскую городскую Думу петиций с предложениями принятия законодательных актов города Москвы, отмены или изменения ранее принятых законодательных актов. Петиции вносятся в порядке гражданской инициативы от имени не менее десяти тысяч граждан. Форма подписного листа утверждается Московской городской Думой.

Инициативная группа в составе не менее 50 человек регистрирует гражданскую инициативу в Московской городской Думе и получает официальный образец подписного листа.

Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседаний Московской городской Думой без голосования, а также направляются Московской городской Думой мэру Москвы.

Московская городская Дума (далее - Дума) и мэр Москвы (далее мэр) рассматривают предложения, содержащиеся в петиции, или прилагаемый к петиции проект законодательного акта города Москвы (далее - проект законодательного акта) и принимают по ним решения в пределах своих полномочий в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции.

Статья 4. Законодательная инициатива мэра

Проекты законодательных актов города Москвы по вопросам формирования, исполнения, изменения бюджета города Москвы принимаются к рассмотрению на заседании Московской городской Думы по представлению мэра, а по вопросам управления и распоряжения собственностью города Москвы и землей на территории Москвы - по представлению мэра или при наличии его заключения. Для подготовки заключения мэру предоставляется месячный срок со дня получения им проекта. Проект может рассматриваться без заключения с согласия мэра или по истечении указанного срока.

Мэр вправе вносить проекты законодательных актов в Думу для рассмотрения в первоочередном порядке.

Статья 5. Основные этапы законодательной работы

Основными этапами законодательной работы являются:

1) планирование законодательной работы;

2) разработка и оформление проекта законодательного акта;

3) официальное внесение проекта законодательного акта в Думу;

4) предварительное обсуждение проекта законодательного акта;

5) рассмотрение проекта законодательного акта на заседаниях Думы и принятие законодательного акта Думой;

6) оформление, подписание и рассылка законодательного акта;

7) опубликование и введение в действие законодательного акта.

Статья 6. Планирование законодательной работы

План законодательной работы Думы может составляться на квартал или иной срок, установленный решением Думы.

Мэр планирует свою работу по подготовке и внесению в Думу проектов законодательных актов и направляет соответствующие предложения в Думу.

Расходы на разработку проектов законодательных актов Думой и мэром предусматриваются в бюджете города.

Планирование законодательной работы не исключает возможности подготовки и внесения в Думу проектов законодательных актов вне плана.

Статья 7. Разработка и оформление проекта законодательного акта

Разработка и оформление проекта законодательного акта осуществляется субъектом законодательной инициативы с учетом изложенных в настоящем Законе требований, предъявляемых к структуре и языку законодательных актов города Москвы и к оформлению проекта.

Проект законодательного акта оформляется и подписывается субъектом законодательной инициативы или ответственным исполнителем по проекту - лицом, уполномоченным субъектом законодательной инициативы представлять проект на рассмотрение Думы и вносить от его имени поправки к проекту.

На проекте законодательного акта указываются:

1) слово "Проект", кем вносится проект и дата его внесения,

2) ознакомительные визы полномочного представителя мэра в Думе и руководителя государственно-правового отдела Думы - под текстом проекта.

К проекту законодательного акта прилагается пояснительная записка с социально-экономическим и правовым обоснованием необходимости принятия акта, прогнозом последствий принятия акта, а также, если таковые имеются, - перечень правовых актов, которые необходимо изменить или признать-утративших, силу, заключения государственно-правового отдела Думы, мэра или его полномочного представителя в Думе, государственно-правового управления мэрии, другие заключения, отзывы, сопроводительные документы.

     

     

Статья 8. Официальное внесение проекта
 законодательного акта в Думу

Официальным внесением проекта законодательного акта в Думу считается внесение проекта, оформленного в соответствии с требованиями статьи 7 настоящего Закона, на имя председателя Думы. Датой официального внесения проекта считается дата его регистрации в Думе.

Председатель Думы направляет проект законодательного акта депутатам и в комиссии Думы, вправе предложить одной из комиссий провести предварительное обсуждение проекта, подготовить заключение к первому чтению проекта на заседаниях Думы.

Проект законодательного акта вносится в Думу не позднее, чем за две недели до планируемой даты его рассмотрения на заседании Думы. Проект, внесенный мэром для рассмотрения в первоочередном порядке, принимается к рассмотрению в недельный срок. Сроки ознакомления депутатов с проектами законодательных актов устанавливаются Думой.

Проект бюджета города вносится в Думу не позднее, чем за полтора месяца до начала очередного финансового года. Проект бюджета города и отчет об исполнении бюджета не могут быть рассмотрены Думой ранее, чем через две недели после даты внесения их в Думу.

До принятия Думой проекта законодательного акта за основу субъект законодательной инициативы или ответственный исполнитель по проекту имеет право официально отозвать проект письменным заявлением или устным заявлением на заседании Думы.

     

     

Статья 9. Предварительное обсуждение
проекта законодательного акта

С момента официального внесения проекта законодательного акта в Думу до его рассмотрения на заседании Думы может быть проведено предварительное обсуждение проекта в форме общего городского обсуждения, публичных или депутатских слушаний.

Наиболее важные проекты законодательных актов города Москвы по решению Думы или мэра могут быть вынесены на общегородское обсуждение. Такие проекты публикуются в городской печати с указанием срока подачи предложений (не менее месяца со дня опубликования) и адреса, по которому должны направляться предложения. Результаты общегородского обсуждения подлежат опубликованию.

В рамках публичных слушаний, о проведении которых Дума принимает протокольное решение, осуществляется ознакомление депутатов с мнением экспертов и жителей Москвы по обсуждаемому проекту законодательного акта. Во время публичных слушаний ведется протокол.

Депутаты, комиссии, рабочие группы и фракции Думы вправе проводить обсуждения проектов законодательных актов и поправок к ним на любой стадии их подготовки и рассмотрения, проводить пресс-конференции и организовывать выступления в средствах массовой информации для ознакомления общественности со своей точкой зрения по обсуждаемым проектам.

На собрании депутатов, заседании комиссии, рабочей группы или фракции Думы может быть принято заключение по обсуждаемому проекту законодательного акта или по поправкам к нему. Заключение должно быть подготовлено комиссией или рабочей группой Думы, если Думой дано поручение. Заключение и результаты голосования по его принятию доводятся аппаратом Думы до сведения всех депутатов и заинтересованных лиц.

     

     

Статья 10. Процедура рассмотрения проекта
законодательного акта на заседаниях Думы

Рассмотрение проекта законодательного акта на заседаниях Думы проводится в порядке, предусмотренном Регламентом Думы. На заседания Думы могут приглашаться эксперты, представители средств массовой информации, граждане. Приглашенные на заседания Думы представители городской администрации и эксперты пользуются правом приоритетного выступления.

Основными элементами процедуры рассмотрения проекта законодательного акта на заседаниях Думы являются:

1) доклад, содоклад в случаях, предусмотренных Регламентом Думы;

2) вопросы докладчику (содокладчику) и ответы на вопросы;

3) прения по обсуждаемому вопросу;

4) выступления по мотивам голосования и принятие проекта законодательного акта за основу;

5) внесение поправок к принятому за основу проекту;

6) голосования по поправкам;

7) выступления по мотивам голосования и принятие законодательного акта в целом.

Проект законодательного акта может пройти одно, два или три чтения на заседаниях Думы.

Первое чтение заключается в представлении проекта, проведении прений и завершается голосованием по вопросу о принятии проекта за основу.

Второе чтение проекта проводится после его принятия за основу в первом чтении, заключается в рассмотрении поправок к проекту и завершается голосованием по вопросу о принятии законодательного акта в целом или голосованием по вопросу о принятии проекта за основу во втором чтении.

Третье чтение проекта проводится после его принятия за основу во втором чтении, заключается в рассмотрении поправок к проекту и завершается голосованием по вопросу о принятии законодательного акта в целом.

Продолжительность перерывов между чтениями не может превышать месяца, если Дума не примет иного решения. Чтение проекта может проводиться на одном или нескольких заседаниях Думы.

Статья 11. Принятие проекта законодательного акта за основу

После окончания прений на голосование ставится вопрос о принятии проекта законодательного акта за основу.

Проект принимается за основу относительным большинством голосов, но не менее 1/3 от общего числа депутатов Думы.

Под общим числом депутатов Думы понимается число избранных и сохранивших полномочия депутатов Думы.

При голосовании по одному проекту относительным большинством голосов считается число голосов "за", которое больше, чем "против", а при голосовании по нескольким альтернативным проектам - наибольшее число голосов "за".

При наличии заключения на проект законодательного акта голосуется не само заключение, а проект законодательного акта.

Принятие проекта за основу означает, что данный текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок.

При отсутствии заявлений о возможном внесении поправок к проекту, после его принятия за основу может быть проведено голосование по вопросу о принятии законодательного акта в целом.