ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2000 года N 658


Об утверждении Положения о зонах отдыха в г.Москве

В целях улучшения организации и подготовки зон отдыха к летнему отдыху москвичей Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Положение о зонах отдыха в г.Москве, разработанное институтом "МосводоканалНИИпроект" Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства по заказу Управления городского заказа (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 22 августа 2000 года N 658


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА

Государственное унитарное предприятие
"ИНСТИТУТ МОСВОДОКАНАЛНИИПРОЕКТ"


ПОЛОЖЕНИЕ
о зонах отдыха в г.Москве

Москва 2000

     

     

1.Область применения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 14.01.1999 N 27-РП" Об организации летнего отдыха москвичей в 1999 году" как регламентирующий, нормативно-правовой и сводно-информационный документ в дополнение к существующим нормативным актам и документам, действующим на территории г.Москвы и Российской Федерации. Положение может корректироваться и дополняться по мере совершенствования законодательной и нормативной базы, а также в соответствии с изменениями градостроительных условий.

1.2. Положение распространяется на зоны массового отдыха жителей г.Москвы, на территории которых имеются водные объекты, используемые для рекреационных и купальных целей.

1.3. Настоящее Положение не регламентирует юридический статус, организационно-правовой порядок образования загородных зон отдыха, которые будут определены специальным документом после принятия необходимых законодательных актов, регулирующих отношения Москвы и Московской области в сфере ведения земельным, лесным и водным фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.4. Положение определяет систему зон отдыха, устанавливает категории зон отдыха; регламентирует состав, подчиненность и взаимодействие организаций, занимающихся их созданием и эксплуатацией, гигиенические и экологические требования и требования по эксплуатации и содержанию рекреационных водоемов. В документе также сведены существующие нормативные требования по благоустройству зон отдыха, контролю их санитарно-технического состояния и безопасности купания.

1.5. Положение предназначено для пользователей-балансодержателей зон отдыха, префектур административных округов и всех заинтересованных организаций, в т.ч. и проектных.

     

2. Нормативная база


В настоящем Положении приведены ссылки на следующие нормативные документы.

2.1. ГОСТ 17.1.5.02-80. Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов.

2.2. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

2.3. Методические указания Мос МУ 2.1.4.001.-99 "Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за водопользованием населения г.Москвы". ЦГСЭН в г.Москве, 1999 год.

2.4. "Правила охраны жизни людей на воде в городе Москве", Приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.06.97 N 474-ПП "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах и Правил охраны жизни людей на воде в городе Москве".

2.5. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации пляжей N 479-64. УкрНИИ коммунальной гигиены, 1964 год.

2.6. СанПиН N 4630-88. Охрана поверхностных вод от загрязнения, Минздрав, 1990 год.

2.7. Закон города Москвы от 21.10.1998 N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города Москвы".

2.8. Закон города Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в г.Москве".

2.9. Закон Российской Федерации от 14.03.1995 N 33 "Об особо охраняемых природных территориях".

2.10. Водный Кодекс Российской Федерации.

2.11. Лесной Кодекс Российской Федерации.

2.12. Земельный Кодекс Российской Федерации.

2.13. ГОСТ 17.6.3.01-78. "Охрана и рациональное использование лесов зеленых зон городов".

2.14. Положение об аренде участков лесного фонда Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда Российской Федерации".

2.15. Закон города Москвы от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений".

2.16. Постановление Правительства Москвы и Московской области от 18 мая 1999 года N 439-40 "О Положении о пригородных зеленых зонах г.Москвы и городов Московской области".

     

3. Общие положения

3.1. Зоной отдыха является участок озелененной территории или городского леса в черте города, выделенный и закрепленный в порядке, предусмотренном п.5.4. настоящего Положения, соответствующим образом обустроенный для интенсивного использования в целях рекреации, а также комплекс временных и постоянных сооружений, расположенных на этом участке и несущих функциональную нагрузку в качестве оборудования зоны отдыха. В большинстве случаев в составе зоны отдыха имеется водный объект или его часть, используемые или предназначенные для купания, спортивно-оздоровительных мероприятий и иных рекреационных целей.

3.2. Зоны отдыха в городе Москве разделяются на следующие категории:

- 1 - зоны отдыха на берегах р. Москвы и канала им. Москвы в черте города (с организованным купанием - категория 1К, без купания - 1БК);

- 2 - зоны отдыха на берегах водохранилищ в пригородной зоне (с купанием 2К), организационно-правовая форма деятельности регламентируется отдельным распорядительным документом, согласованным с Правительством Московской области;

- 3 - зоны отдыха с использованием для рекреации внутригородских водоемов (с купанием - категория 3К, без купания - 3БК);

- 4 - зоны отдыха в черте города без значительных водоемов (без купания) ;

- 5 - зоны микрорекреации (небольшие природные территории в окружении жилых массивов, обычно без купания -5БК, или с купанием - категория 5К).

3.3. Следует выделять и учитывать участки водных объектов, официально не являющиеся частью зоны отдыха, но используемые для несанкционированного купания. Использование этих участков должно контролироваться организацией, которая обеспечивает содержание и эксплуатацию территории, на которой расположен водный объект.

3.4. Зоны массового отдыха в зависимости от природных особенностей, размеров и посещаемости бывают: - общегородского уровня (как правило - 1, 2 категории); - окружного уровня (1, 3 категории); - муниципального уровня (категория 5) , - ведомственные, что определяет набор требований к ним и финансовые потоки.

     

4. Юридический статус зон отдыха в г.Москве, организационно-правовые
формы их образования, порядок использования имущества

4.1.Земельные участки, на территории которых расположены зоны отдыха г.Москвы, являются государственной собственностью:

- г.Москвы как субъекта Федерации - для зон отдыха в черте города,

- Российской Федерации - для зон отдыха на участках земель общегосударственного значения.

4.2. Расположенные в пределах зон отдыха водные объекты, в зависимости от их типа, относятся:

- к федеральной государственной собственности (категория 1, 2);

- к государственной собственности города Москвы как Субъекта Федерации (категория 3);

- к муниципальной собственности (категория 5).

4.3. Предоставление земельных участков для устройства зон отдыха в черте города производится в порядке, установленном законодательством и иными городскими нормативными актами (п.2.7-2.16).

4.4. В случае, если зоны отдыха располагаются на участках лесного фонда или городских лесов, не входящих в лесной фонд, передача их в пользование и закрепление под зоны отдыха должны осуществляться также в порядке, установленном лесным законодательством (п.2.11, 2.13).

Закрепление земельных участков под зоны отдыха на территории лесного фонда лесопарковой защитной полосы (ЛПЗП) должно производиться совместным Постановлением Правительства Москвы и Московской области.

4.5. Ответственными за функционирование зон отдыха являются пользователи - балансодержатели, определяемые префектами административных округов совместно с Управлением Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (УЖКХиБ) Правительства Москвы, Москомприродой и Государственным Учреждением "Московским Городским Управлением лесами" (ГУ МГУЛ). За пользователями-балансодержателями в порядке, установленном в п.п.4.3. и 4.4. настоящего Положения закрепляются земельные участки, на которых располагается инфраструктура зоны отдыха.

4.6. Пользование участками зон отдыха и прилегающими к ним водными объектами осуществляется пользователями - балансодержателями зон отдыха в соответствии с документами, удостоверяющими право на землепользование, договором и лицензией на лесопользование, а также с лицензией и договором на специальное водопользование, оформленными в соответствии с существующими законодательными актами (2.10, 2.11).

В указанных документах должны быть оговорены требования по соблюдению режимов градостроительного регулирования, рационального природопользования и природоохраны.

4.7. Пользователями - балансодержателями зон отдыха в черте города, как правило, являются дирекции единого заказчика префектур административных округов или подразделения Московского городского Управления лесами. Префектами административных округов, в случае целесообразности, могут быть определены и другие пользователи-балансодержатели при соблюдении действующего законодательства и городских нормативных актов, регулирующих отношения собственности.

4.8. Пользователи-балансодержатели - арендаторы земельных участков зон отдыха, кроме участков лесного фонда, могут при согласии арендодателя передавать земельные участки в г.Москве в субаренду в порядке и на условиях, установленных законодательством и иными городскими нормативными актами. Арендаторы земельных участков зон отдыха (пользователи - балансодержатели), субарендаторы несут ответственность за целевое использование земель зоны отдыха, сохранность имущества и обеспечение режима зоны отдыха.

4.9. Пользователи-балансодержатели осуществляют пользование и распоряжение расположенными на территории зон отдыха зданиями, сооружениями и другим имуществом, находящимся в их ведении за исключением речных гидросооружений - плотин, прудов, водосбросов, водосточных коллекторов, дождеприемных и смотровых колодцев, перепускных труб и т.д., эксплуатируемых Государственным Унитарным Предприятием (ГУП) "Мосводосток", Московским Государственным Предприятием(МГП) "Мосводоканал" или Федеральным Государственным Унитарным Предприятием (ФГУП) " Управление канала им. Москвы". Пользователь - балансодержатель может передавать здания, сооружения и другое имущество, находящееся в его ведении в аренду одновременно с передачей прав на пользование территорией и водным объектом зоны отдыха в порядке, предусмотренном законодательством и иными городскими нормативными актами.

4.10. Пользователь - балансодержатель составляет и передает на утверждение в Префектуру и (или) районную Управу паспорт и правила эксплуатации зоны отдыха, в которых указываются юридический статус, категория, параметры зоны отдыха, виды её рекреационного использования с учетом ближайшей перспективы, состав зданий и сооружений, перечисляются основные эксплуатационные мероприятия. Паспорт и правила эксплуатации подлежат согласованию с органами Госсанэпиднадзора, Москомприродой; ГУ МГУЛ - в случае, если зона отдыха расположена на участке лесного фонда; при наличии водного объекта - с Государственной инспекцией по маломерным судам, ФГУП "Управление канала им.Москвы", МОБВУ (Московско-Окское Бассейновое Водохозяйственное Управление) или ГУП "Мосводосток". К составлению паспорта и правил эксплуатации зон отдыха при отсутствии проектной документации должны быть привлечены специализированные проектные и научно-исследовательские организации. Технические и экологические требования на проектирование и эксплуатацию водных объектов и водоохранных зон, входящих в состав территории зон отдыха, выдаются специализированными организациями, (ГУП "Институт МосводоканалНИИпроект", НИиПИ Генплана г.Москвы) и согласовываются Москомприродой, как специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

     

5. Организация, реконструкция и ликвидация зон отдыха

5.1. Существующие на момент ввода в действие настоящего "Положения..." зоны отдыха подлежат организационному оформлению. При этом составляется обоснование и подготавливается пакет документов, включающий в себя паспорт зоны отдыха, оформление землепользования и водопользования, справки Бюро Технической Инвентаризации, материалы по строительству, благоустройству, финансированию, а также уставные документы юридических лиц - пользователей-балансодержателей; проводятся исследования качества воды.

5.2. Зона отдыха принимается в эксплуатацию специальной компетентной комиссией, состав которой определяется решением Префекта административного округа. В состав комиссии включаются кроме пользователя-балансодержателя, представители заинтересованных организаций - Префектуры, районной Управы, Московско-Окского Бассейнового Водохозяйственного Управления, Центров Госсанэпиднадзора в г.Москве или в административных округах, ГУ МГУЛ, ГУП "Мосводосток", Государственной Инспекции по маломерным судам, Москомприроды, Москомархитектуры, МГП "Мосводоканал" и др. В результате аттестации определяется юридический статус зоны отдыха и ее тип, соответствующий существующему положению и на перспективу.

5.3. В случае, если состояние зоны отдыха признано неудовлетворительным по результатам аттестации, производится её природоохранная реконструкция. Реконструкция должна производиться по специально составленному проекту, при наличии положительного заключения экологической экспертизы и исходно-разрешительной документации. Проект должен быть согласован в установленном порядке и утвержден префектом административного округа.

Порядок финансирования работ по реконструкции зон отдыха определен в разделе 13 настоящего "Положения".

5.4. Создание новых зон отдыха производится по представлению префектур административных округов, согласованному с УЖКХиБ, Центром Госсанэпиднадзора в г.Москве, Москомархитектурой, Москомприродой и ГУ МГУЛ. В представлении определяется возможность и допустимость использования той или иной территории в качестве зоны отдыха. Решение о создании зон отдыха 1, 3 категорий (по классификации, установленной пунктом 3.2 настоящего Положения) принимается Правительством Москвы; а 4-5 категорий - префектами административных округов. На каждую вновь создаваемую зону отдыха должны быть оформлены в установленном порядке исходно-разрешительная документация, проект организации (реконструкции) зоны отдыха, на основании которых устанавливаются условия и режимы природопользования (возможность проведения планировочных работ, допустимая рекреационная нагрузка, функциональное зонирование территории, возможность возведения временных и капитальных строений, условия питьевого водоснабжения и канализования, организация автостоянок и т.д.). Только при наличии согласованной и утвержденной проектной документации, прошедшей Государственную экологическую экспертизу, могут быть определены условия передачи права пользования зоной отдыха иным юридическим лицам (см.п.п.4.9. и 6.1.), которые обязаны выполнять установленные условия природопользования без права их изменения.

5.5. Создание новых зон отдыха должно проводиться в соответствии с действующими нормативами федерального и городского уровня, Генеральным планом развития города и требованиями функционального, строительного и ландшафтного зонирования; перспективным планом сохранения и развития Природного комплекса города.

Зоны отдыха создаются только на территориях с режимом градостроительной деятельности, допускающим подобное использование территории Природного комплекса в соответствии с Законом города Москвы от 21.10. 1998 N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях Природного комплекса города Москвы" и Лесным кодексом Российской Федерации.

5.6. Ликвидация зоны отдыха должна осуществляться на основании соответствующих заключений и актов проверок органов санитарно-эпидемиологического, экологического и технического контроля, иных заинтересованных служб, заключений Государственного Учреждения "Московское Городское Управление Лесами" по фактам лесонарушений, по представлению Комплекса городского хозяйства, согласованному с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы, ЦГСЭН в г.Москве, Москомархитектурой и Москомприродой. Основанием к ликвидации зоны отдыха является невозможность обеспечения удовлетворительного санитарно - экологического состояния зоны отдыха или принятое решение по использованию территории зоны отдыха для других целей. Решение о ликвидации зон отдыха 1, 3 категорий (по классификации, установленной пунктом 3.2 настоящего Положения) принимается Правительством Москвы; а 4-5 категорий - префектами административных округов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»