ПРИКАЗ
от 16 января 1996 года N 20
Об утверждении Примерных положений о государственных
природных заказниках и памятниках природы
_______________________________________________________
Документ не применяется в связи с отказом в госрегистрации
Министерством юстиции Российской Федерации
(письмо Минюста России N 2747-ПК от 17.04.98)
("Экономика и жизнь" N 20, май 1998 года)
_______________________________________________________
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" Примерных положений о государственных природных заказниках и памятниках природы, утвержденных приказом Минприроды России от 14 декабря 1992 года N 33, приказываю:
1. Утвердить Примерное положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации (приложение 1) и Примерное положение о памятниках природы в Российской Федерации (приложение 2).
2. Департаменту заповедного дела (Степаницкий) довести указанные Примерные положения до сведения территориальных органов Минприроды России в субъектах Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу приказ Минприроды России от 14 декабря 1992 года N 33 "Об утверждении Типовых положений о государственных природных заказниках и памятниках природы".
Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.Данилов-Данильян
Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 16 января 1996 года N 20
Примерное положение
о государственных природных заказниках
в Российской Федерации
1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
3. В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов государственные природные заказники могут иметь федеральное или региональное значение.
4. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены территории (акватории), находящиеся в границах территорий государственных природных заповедников и национальных парков.
5. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных органов Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.
6. Подчиненность и порядок финансирования государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принимающими решения об их организации.
7. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных природных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
8. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации (дирекции). Администрации (дирекции) заказников создаются при специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей среды Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся заказники, и могут являться самостоятельными юридическими лицами в форме некоммерческих объединений. В функции администраций (дирекций) государственных природных заказников входит обеспечение соблюдения установленного режима, проведение мероприятий, необходимых для функционирования заказника, охрана заказников в случае наделения их соответствующими полномочиями. Функции администраций (дирекций) заказников могут также возлагаться на соответствующие подразделения государственных органов, в ведении которых находятся заказники.
9. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов (подвидов, популяций) растений и животных, а также видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении;
в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест находок и скоплений останков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;
г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ним элементов ландшафта).
10. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решениями Правительства Российской Федерации на основании представления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласовывается с собственниками, владельцами, пользователями участков земли и акватории, на которых они расположены.
11. Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласовывается с собственниками, владельцами, пользователями участков земли и акватории, на которых они расположены.
12. Изменение границ, реорганизация и упразднение государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование.
13. На территориях государственных природных заказников и их отдельных участках постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе:
распашка земель;
рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
сплав леса;
взрывные работы;
проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
14. Задачи и особенности режима особой охраны каждого конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
15. Задачи и особенности режима особой охраны каждого конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются положением о нем, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявшим решение о создании этого государственного природного заказника.
16. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
17. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, а также все иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
18. Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
19. Государственные природные заказники в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, а также лесоустроительной документации.
20. Образование государственных природных заказников является основанием для корректировки текущих и перспективных планов и проектов лесохозяйственной и иной деятельности в границах этих особо охраняемых природных территорий.
21. Охрана государственных природных заказников осуществляется специальной службой охраны, входящей в состав государственных органов, в ведении которых находятся государственные природные заказники, а также должностными лицами специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
22. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" работники службы охраны государственных природных заказников федерального значения пользуются теми же правами, что и государственные инспектора по охране государственных природных заповедников и национальных парков.
23. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану государственных природных заказников регионального значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
24. Контроль за соблюдением установленного режима особой охраны государственных природных заказников осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и иными специально уполномоченными на то государственными органами.
Приложение 2
к приказу Минприроды России
от 16 января 1996 года N 20
Примерное положение
о памятниках природы в Российской Федерации
1. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
2. Основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы являются сохранение их в естественном состоянии.
3. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, особо охраняемыми природными территориями допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков собственников, владельцев и пользователей этих участков. Порядок изъятия и предоставления таких земельных участков регулируется земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Земельные участки в пределах охранных зон памятников природы у собственников земли, землевладельцев и землепользователей не изымаются.
5. В зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов, памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение.
6. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
участки живописных местностей;
эталонные участки нетронутой природы;
участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);
геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
природные гидроминеральные комплексы;