ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 1995 года N 889
Об основных направлениях сохранения
и развития территорий Природного
комплекса Москвы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 28 июля 2009 года N 693-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
постановления Правительства Москвы
от 24 марта 1998 года N 219
____________________________________________________________________
Рассмотрев Основные направления сохранения и развития территорий Природного комплекса Москвы, представленные Москомархитектурой, разработанные НИиПИ Генплана Москвы в развитие одобренных Правительством Москвы Основных направлений градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 года и
Комплексной экологической программы Москвы Правительство Москвы отмечает:
Территории Природного комплекса Москвы составляют единое целое с системой природных территорий Московского региона; включают в себя городские и пригородные леса и лесопарки, парки, озелененные территории различного назначения, водные поверхности и долины рек; выполняют важнейшие средозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные и эстетические функции. В систему территорий Природного комплекса Москвы входят объекты уникальной экологической, ландшафтной, историко-культурной ценности: национальный парк "Лосиный остров", природный парк "Битца", водно-ландшафтная система Крылатское-Серебряный Бор-Строгино, историко-культурные ансамбли "Коломенское", "Царицыно", "Кусково" и др.
Современное состояние территорий Природного комплекса Москвы в целом следует признать неудовлетворительным.
Под воздействием промышленных и транспортных загрязнений окружающей среды, неорганизованного отдыха, происходит деградация более 1/3 природных и озелененных территорий города (9 тыс.га).
Общая площадь территорий Природного комплекса Москвы неуклонно сокращается. За 25 лет после утверждения Генерального плана Москвы (1971 год) застроено 4 тыс. га природных территорий, более 7 тыс. га территорий, зарезервированных под озеленение, остались неосвоенными, в ряде случаев изъяты под застройку земли в границах парков и охраняемых территорий.
Значительным нарушениям подвергалась система малых рек и речных долин, сохранившиеся прибрежные территории Яузы и других малых рек не благоустраиваются, используются под несанкционированную застройку, стихийные свалки.
Проводимые в городе работы по озеленению и благоустройству территорий Природного комплекса Москвы не компенсируют их убыль и деградацию. Недостаточно финансирование и материально-техническое обеспечение необходимых мероприятий. Отсутствует городской кадастр этих территорий. Не определен их статус, а также условия хозяйственной деятельности и содержания. Недостаточно эффективна система контроля за состоянием природных территорий, вследствие чего допускаются прямые нарушения природоохранного законодательства по охране историко-культурного и природного наследия Российской Федерации.
В результате выявленных негативных тенденций состояние территорий Природного комплекса Москвы с каждым годом ухудшается, москвичи лишаются важнейшего источника оздоровления окружающей среды, социального и эстетического комфорта.
В целях сохранения и развития системы территорий Природного комплекса Москвы, создания благоприятных условий жизни москвичей, оздоровления экологической ситуации в городе в целом Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Схему и Основные направления сохранения и развития территорий Природного комплекса Москвы (приложения 1, 2), включающие:
1.1. Предложения по установлению природоохранных режимов регулирования хозяйственной деятельности на территории Природного комплекса Москвы (приложение 3) с учетом их детализации в IV квартале 1995 г.
1.2. Список важнейших составляющих Природного комплекса Москвы, предполагаемых к реализации на расчетный срок - 2010 г. (приложение 4).
1.3. Предложения по приданию отдельным территориям Природного комплекса Москвы статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" (приложение 5).
2. Утвердить программу мероприятий по сохранению и развитию территорий Природного комплекса Москвы на 1996-1997 гг. (приложение 6).
3. Москомархитектуре, Москомприроде, Мосгосэкспертизе, Москомзему, Департаменту инженерного обеспечения, префектурам административных округов руководствоваться Основными направлениями сохранения и развития территорий Природного комплекса Москвы при решении вопросов планировки и застройки, землепользования и хозяйственной деятельности.
4. Возложить на Департамент инженерного обеспечения общее руководство по сохранению и развитию Природного комплекса Москвы и выполнение функций заказчика на строительство, реконструкцию и содержание территорий Природного комплекса Москвы.
5. Поручить Департаменту инженерного обеспечения:
5.1. Совместно с Москомархитектурой и Москомприродой разработать:
5.1.1. Предложения по управлению территориями Природного комплекса Москвы.
Срок - IV квартал 1995 г.
5.1.2. В 1995-1996 гг. - правовые акты, регламентирующие деятельность на землях Природного комплекса Москвы и обеспечивающие их сохранность.
5.1.3. Перечни земель Природного комплекса Москвы с предложениями по их закреплению за городскими структурами.
Срок - IV квартал 1995 года.
5.2. Совместно с префектурами административных округов разработать программу первоочередных мероприятий на 1996-1997 гг. по реабилитации, сохранению и восстановлению территорий Природного комплекса Москвы в соответствии с приложением 6.
Срок - IV квартал 1995 г.
6. Закрепить за Департаментом инженерного обеспечения (МЛТПО "Мослесопарк") хозяйственное руководство объектами Природного комплекса Москвы с принятием на баланс без права на собственность объектов, формирующих систему Природного комплекса (п.5.1.3.).
7. Разрешить Департаменту инженерного обеспечения:
7.1. Делегировать права на хозяйственное руководство объектами, имеющими вспомогательное значение для жизнедеятельности системы Природного комплекса Москвы (п.5.1.3.), префектурам административных округов или другим организациям города с принятием их на баланс без права собственности, с правом использования доходов от этих объектов на их развитие, а также развитие округа и города.
7.2. Привлекать Департамент развития и поддержки малого предпринимательства и другие организации, чьи объекты размещаются на землях Природного комплекса Москвы, в качестве исполнителей по реализации мероприятий, связанных с благоустройством и обслуживанием территорий.
8. Возложить на Москомархитектуру контроль за градостроительным использованием земель Природного комплекса в соответствии с их основными функциями природоохраны и рекреации.
9. Возложить на ГлавАПУ Москомархитектуры функции единого заказчика на разработку предпроектной документации по реабилитации, реконструкции и освоению земель Природного комплекса Москвы.
10. Москомархитектуре (НИиПИ Генплана г. Москвы):
10.1. Разработать:
10.1.1. Проектную документацию по установлению границ Природного комплекса Москвы с различными режимами регулирования.
Срок - 1996-1997 гг.
10.1.2. С участием Москомприроды - территориальный кадастр территорий Природного комплекса Москвы.
Срок-IV квартал 1997 г.
10.1.3. Описание границ особо охраняемых природных территорий в соответствии с приложением 5.
Срок I квартал 1996 г.
10.1.4. Концепцию сохранения и реабилитации Природного комплекса центральной части Москвы (в границах Центрального административного округа).
Срок - 1996 г.
10.2. Разработать и представить в Москомзем предложения по корректировке экономической оценки земель Природного комплекса Москвы с учетом их эколого-рекреационных характеристик.
Срок - первое полугодие 1996 г.
10.3. Разработать и представить в Московскую городскую Думу проект Закона Москвы "Об особо охраняемых природных территориях и защите территорий Природного комплекса Москвы".
Срок - IV квартал 1996 года.
10.4. При разработке проектной документации на реконструкцию районов жилой застройки и производственных зон предусматривать сохранение земель Природного комплекса Москвы.
11. Москомприроде:
11.1. Осуществлять контроль за сохранением земель Природного комплекса Москвы.
11.2. Подготовить предложения по увеличению штрафных санкций за разрушение и использование не по основной функции экологически ценных земель с перечислением штрафов в экологический фонд города.
11.3. Использовать средства экологического фонда города на работы по сохранению Природного комплекса Москвы, в том числе для финансирования предпроектных и проектных разработок по природоохранной тематике.
12. Москомзему:
12.1. Подготовить в первом полугодии 1996 г. предложения по увеличению арендной платы за землю с предприятий и организаций, расположенных на территориях Природного комплекса Москвы.
12.2. Не оформлять права землепользования на условиях долгосрочной аренды предприятиям и организациям, чьи объекты расположены на территориях Природного комплекса Москвы, до утверждения правовых актов, регламентирующих деятельность на этих землях.
13. Департаменту экономической политики и развития Москвы включить работы, указанные в пп.5,10, в планы строительных, проектных и научно-исследовательских работ на 1995-1997 гг. и обеспечить финансирование в пределах средств инвестиционной программы.
14. Организациям и ведомствам, указанным в п.3 настоящего постановления, в месячный срок заказать в Москомархитектуре копии Схемы Природного комплекса Москвы с режимами градостроительной и хозяйственной деятельности для использования в работе.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Премьера Правительства Москвы В.И.Ресина и Б.В.Никольского.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Москвы
от 27 октября 1995 г. N 889
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ
Москва, 1995 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................3
I. Современный этап и проблемы формирования Природного
комплекса Москвы..................................... 5
II. Основные направления сохранения и развития территорий
Природного комплекса Москвы......................... 8
II.I. Сохранение существующих территорий Природного
комплекса Москвы.................................... 9
II.2. Реабилитация утраченных территорий Природного
комплекса Москвы................................... 9
II.3. Оздоровление территорий центра города и промышлен-
но-коммунальных зон.................................10
II.4. Организация новых территорий Природного комплекса...10
II.5. Особо охраняемые природные территории Москвы....... 13
II.6. Режимы регулирования хозяйственной деятельности на
территориях Природного комплекса Москвы.............13
III. Этапы и мероприятия по реализации Основных направле-
ний ................................................15
III.1. Очередность мероприятий по сохранению и развитию
территорий Природного комплекса Москвы.............15
III.2. Предложения по реализации Основных направлений
сохранения и развития территорий Природного ком-
плекса Москвы.................................... 15
ВВЕДЕНИЕ
Основные направления сохранения и развития территорий Природного комплекса Москвы выполнены в соответствии с одобренными Правительством Москвы предложениями по градостроительному развитию Москвы и Московской области на период до 2010 года и Комплексной экологической программой Москвы на период до 2005 года.
Территории Природного комплекса Москвы составляют единое целое с системой природных территорий Московского региона; включают в себя городские и пригородные леса и лесопарки, парки, озелененные территории различного назначения, водные поверхности; выполняют важнейшие средозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные и эстетические функции, жизненно важные для каждого москвича. В систему территорий Природного комплекса Москвы входят объекты уникальной экологической, ландшафтной, историко-культурной ценности: национальный парк "Лосиный остров", природный парк "Битца", водно-ландшафтная система Крылатское-Серебряный Бор-Строгино, историко-культурные ансамбли "Коломенское", "Царицыно", "Кусково" и др.
За последние годы по проектам московских архитекторов был построен ряд объектов ландшафтной архитектуры, крупнейшим из которых следует считать парк на Поклонной горе. Силами МЛТПО "Мослесопарк" благоустраиваются природные и озелененные территории в ряде административных округов Москвы. Выполнено и утверждено несколько проектов для крупных парков города -Филевского, "Сокольники", "Измайлово". Разработаны предложения по созданию новых структуроформирующих элементов системы ПК в ЛПЗП г.Москвы, в том числе заказники: "Верхняя Москва-река", "Нижняя Москва-река", "Пехорка", "Клязьма" и ряд других. Сделаны проекты парков для различных частей города, в связи с формированием новых жилых районов (Марьинский парк, Куркино" и др.).
Вместе с тем современное состояние территорий Природного комплекса Москвы в целом следует признать неудовлетворительным. Под воздействием промышленных и транспортных загрязнений окружающей среды, неорганизованного отдыха происходит деградация более 1/3 природных и озелененных территорий города (9,0 тыс.га). Общая площадь территорий Природного комплекса неуклонно сокращается.
С 1937 по 1995 годы население города в существующих границах Москвы увеличилось с 3.5 до 8.8 млн.человек. В этих же границах суммарная площадь открытых и озелененных пространств уменьшилась с 76.7 тыс.га до 41.0 тыс.га. При этом площадь застройки увеличилась с 24.4 тыс.га до 59.4 тыс.га.