Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 1997 года N 194


О Программе содействия занятости населения г.Москвы на 1997 год

____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 мая 2011 года на основании
постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 160-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля как в основном выполненное на основании
постановления Правительства Москвы
от 7 апреля 1998 года N 282

____________________________________________________________________


Рассмотрев ситуацию на рынке труда, Правительство Москвы отмечает, что в 1996 году она носила стабильный характер. Несмотря на существенное падение объемов производства, сохранилась высокая занятость населения г.Москвы, а уровень безработицы продолжал оставаться самым низким в Российской Федерации - в пределах 0,8% от численности экономически активного населения. За счет вновь создаваемых рабочих мест удалось компенсировать высвобождение работников с закрывающихся или сокращающихся производств. В широких масштабах осуществлялась переподготовка кадров для работы в новых отраслях экономики, городского хозяйства. Дальнейшее развитие получил малый бизнес, индивидуальное предпринимательство, обеспечивающие введение основного числа новых рабочих мест. Заложены организационные основы формирования развитой системы услуг по трудоустройству для социально незащищенных категорий населения молодежи, инвалидов, женщин, военнослужащих, уволенных из рядов Российской Армии, путем создания специализированных бирж и центров, банков вакансий.

Благодаря совместной деятельности Комитета труда и занятости и префектур, налажена система компенсационных выплат, опережающего обучения высвобождаемых граждан, расширены объемы общественных и временных работ. В округах улучшены условия приема безработных и ищущих работу граждан, обеспечено современное материально-техническое оснащение структур, работающих с населением и работодателями, увеличены объемы и качество услуг, представляемых москвичам службой занятости.

Вместе с тем общая экономическая обстановка на рынке труда, неустойчивое экономическое положение многих предприятий, высокие масштабы скрытой безработицы и неполной занятости негативно влияют на социальное самочувствие москвичей. Проблемы сохранения работы, гарантированного трудоустройства, по-прежнему вызывают в обществе тревогу. Позитивные структурные изменения в народном хозяйстве сопровождаются фактическим обнулением потенциала ведущих отраслей и предприятий промышленности высоких технологий. Отсутствие протекционистских мер по защите московских товаропроизводителей, слабо управляемый импорт оборудования и товаров приводит к незагрузке городских предприятий, необоснованному сокращению рабочих мест.

Осуществляемые мероприятия по активной политике занятости подчас являются следствием административных решений, недостаточно базируются на анализе отраслевой и территориальной занятости, слабо решают задачу наиболее эффективного использования средств. Требует усиления адресность мероприятий по оказанию поддержки слабозащищенных, социально незащищенных слоев населения.

Систематическая задержка выплаты заработной платы на предприятиях федерального подчинения и негосударственного сектора существенным образом дестабилизирует обстановку в трудовых коллективах. Условия труда, его безопасность на абсолютном большинстве предприятий и организаций города, независимо от форм собственности, крайне неблагополучны. Растет производственный травматизм. Затраты работодателей на охрану труда дошли до недопустимо низкого уровня.

Прогноз изменения уровня безработицы на 1997 год показывает, что при сохранении экономической ситуации, характерной для 1996 года, численность официально зарегистрированных безработных к концу 1997 года может превысить 60 тыс. человек или 1,2% экономически активного населения. Одновременно существенно изменится их структура, возрастут трудности с подбором работы для молодежи, инвалидов, женщин, увеличится количество увольнений и увольняющихся с крупных московских предприятий государственного сектора, в основном федерального подчинения, вследствие снижения числа рабочих мест.

Преодоление этих тенденций, кардинальное улучшение трудоустройства и переподготовки граждан, опережающие меры по профилактике массовых высвобождений, адресная помощь социально незащищенным слоям населения определяют приоритеты Программы занятости населения Москвы на 1997 год.

Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Программу содействия занятости населения г.Москвы на 1997 год (приложение).

2. Определить главной стратегической задачей политики занятости в 1997 году недопущение дальнейшего роста безработицы, сокращение абсолютного числа незанятого населения, масштабов скрытой безработицы.

2.1. Комитету труда и занятости разработать совместно с отраслевыми департаментами, комитетами, главными управлениями и управлениями исполнительной власти города и представить в первом полугодии т.г. Правительству Москвы предложения о введении социальной экспертизы городских инвестиционных программ, обеспечивающих соблюдение социальных гарантий населения города от безработицы и ее последствий.

2.2. Обеспечить совместно с префектами административных округов надежное функционирование системы профилактики массовых высвобождений граждан: заблаговременное информирование о намечающихся высвобождениях, организация компенсационных выплат и опережающей профподготовки, развитие общественных и временных работ.

2.3. Совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства:

- провести в I квартале 1997 года экспертизу всех городских программ, связанных с созданием новых рабочих мест, включенных в Комплексную программу по поддержке и развитию малого предпринимательства на 1997 год, исходя из потребностей рынка труда;

- открыть в 1997 году Социально-деловой центр поддержки начинающих предпринимателей;

- внедрить в программы активной политики занятости лизинговые услуги (предоставление в пользование на условиях аренды и других условиях оборудования, оснастки и помещений);

- оказать содействие предпринимателям в получении банковских кредитов под гарантии средств фонда занятости населения г.Москвы.

2.4. В целях реализации городских программ по результатам экспертизы и по п.2.3:

- принять участие в финансировании всех программ, связанных с созданием новых рабочих мест, включенных в Комплексную программу по поддержке и развитию малого предпринимательства на 1997 год;

- совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства в I квартале разработать Положение о порядке финансирования этих программ в рамках Межведомственной комиссии и утвердить его в установленном порядке;

- обеспечить финансирование подготовки кадров из числа безработных на вновь создаваемых предприятиях по заявкам Департамента поддержки и развития малого предпринимательства через Московский фонд подготовки кадров с участием центров профподготовки и переподготовки Комитета труда и занятости;

- обеспечить совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства трудоустройство безработных после обучения на вновь создаваемых предприятиях.

2.5. Определить в I квартале т.г. совместно с акционерным обществом "Московский комитет по науке и технологиям" (АО МКНТ) перечень проектов-разработок 1996-1997 годов, обеспечивающих сохранение действующих и создание новых (дополнительных) рабочих мест для социально незащищенных категорий населения на базе действующих в городе производственных объектов.

3. Повысить гарантии финансирования мероприятий Программы Комитета труда и занятости, обеспечивая увеличение поступлений страховых взносов в фонд занятости населения г.Москвы за счет доведения количества плательщиков взносов до 90% от их общего числа и усиливая контроль по недоплатам и задолженности.

4. В целях расширения информированности населения и работодателей города о возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, комплектования персонала Комитету труда и занятости:

4.1. Увеличить базу данных банка вакансий в 1997 году для граждан, ищущих работу, не менее чем до 100 тыс. единиц.

4.2. Содействовать формированию специализированных структур, оказывающих помощь в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке женщин, молодежи, инвалидов, демобилизованных военнослужащих.

4.3. Обеспечить целевое и эффективное использование средств по финансированию создания в 1997 году не менее 15 тыс. новых (дополнительных) рабочих мест, преимущественно для женщин, молодежи и инвалидов.

4.4. Совместно с префектами административных округов довести количество территориальных отделений занятости не менее чем до 50, организовать, при необходимости, их двухсменную работу для оперативного и качественного обслуживания москвичей. Установить в 1997 году в учреждениях, подразделениях службы занятости не менее 1000 автоматических информаторов для предоставления москвичам информации по вопросам трудоустройства, охраны их трудовых прав, проблемам социальной защиты.

4.5. Провести анализ и представить в III квартале т.г. Правительству Москвы предложения по обеспечению сбалансированности потребностей предприятий и организаций города в специалистах с высшим образованием, со структурой и количеством их подготовки в вузах г.Москвы.

4.6. Совместно с префектами административных округов и при участии Московской федерации профсоюзов открыть в 1997 году не менее 10-ти правовых консультационных пунктов (бюро), предоставляющих гражданам и работодателям полный спектр правовых услуг в области труда, занятости и миграции населения.

4.7. Обеспечить совместно с редакциями газет "Московская правда", "Тверская, 13", "Московский комсомолец", "Куранты", "Вечерняя Москва", "Экономика и жизнь", "Комсомольская правда", "Центр-плюс", "Сегодня" систематическое информирование населения и работодателей о возможностях трудоустройства и переподготовки кадров, комплектования персонала.

5. Для снижения риска получения москвичами неквалифицированных услуг, предоставляемых негосударственными организациями в области трудоустройства, профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Комитету труда и занятости совместно с Московской лицензионной палатой провести до 01.10.97 проверку юридических лиц, имеющих лицензию на деятельность по содействию занятости населения.

6. В целях систематического формирования городской системы государственного управления охраной труда и обеспечения его безопасности Комитету труда и занятости:

6.1. Разработать в I квартале 1997 года в соответствии с рекомендациями Московской городской конференции по охране труда от 28 ноября 1996 года:

- проект положения о государственном управлении охраной труда г.Москвы;

- проект положения о Московской городской межведомственной комиссии по охране труда.

6.2. Подготовить в первом полугодии 1997 года предложения по внесению в действующий порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории г.Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 N 699 "О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы", дополнения об обязательном представлении соискателями лицензий заключений соответствующих государственных органов надзора и контроля о соответствии условий труда лицензируемого вида деятельности требованиям безопасности.

7. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 30 января 1996 года N 93 "Об утверждении программы содействия занятости населения г.Москвы на 1996 год" как в основном выполненное.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы Коробченко В.А.

И.о. Премьера Правительства Москвы
                   Б.В.Никольский


Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 18 марта 1997 года N 194


ПРОГРАММА
содействия занятости населения г.Москвы
на 1997 год


Введение

Программа содействия занятости населения г.Москвы на 1997 год (далее - Программа) разработана Комитетом труда и занятости совместно с департаментами и комитетами Правительства Москвы, префектурами административных округов, согласована с Московской Федерацией профсоюзов и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей, Координационным комитетом содействия занятости населения г.Москвы и Московской городской Думой.

Программа является неотъемлемой частью программы социально-экономического развития Москвы, других городских целевых программ, направленных на структурную перестройку экономики Москвы, социальную защиту групп населения, особо нуждающихся в социальной поддержке.

Приоритетными задачами Программы являются:

сдерживание массового высвобождения работников и темпов роста уровня официально зарегистрированной безработицы;

обеспечение социальной адресной помощи при безработице молодежи, женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

содействие развитию малого бизнеса, предпринимательству и самозанятости, общественных работ в целях обеспечения занятости населения и структурной перестройки экономики города.

Кроме того, важнейшие задачи политики занятости в 1997 году включают в себя:

обеспечение безработным социальных гарантий и материальной помощи, содействие гражданам, потерявшим доход и заработок, ищущим работу или желающим поменять профессию, в профессиональном обучении и трудоустройстве; удовлетворение спроса предприятий на рабочую силу;

создание и оснащение социально-деловых центров (бизнес-центров, центров делового партнерства, бизнес-инкубаторов, центров трудовой адаптации подростков и молодежи, клубов "ищущих работу" и "женской инициативы" и т.д.);

развитие системы охраны труда на предприятиях Москвы, социального партнерства и коллективных договоров;

регулирование миграционных процессов;

рациональное использование привлекаемой иностранной рабочей силы;

развитие структуры и материально-технической базы городских органов по труду, занятости и миграции населения.

Главные задачи и основные мероприятия Программы, политики Правительства Москвы в области труда, занятости и миграции населения определены на основе прогноза социально-экономического развития г.Москвы, анализа и прогноза ситуации на рынке труда города на 1997 год.

Положение на рынке труда.
Итоги 1996 года

Рынок труда г.Москвы в 1996 году формировался под влиянием процессов, происходивших в социально-экономической жизни города. Ухудшение ситуации в сфере финансов и платежных отношений (кризис платежей), задержка бюджетного финансирования социальной сферы, оборонных отраслей промышленности, отсутствие инвестиционной активности и деградация материального производства, структурные изменения в экономике непосредственно отразились на состоянии занятости населения и формировании рынка труда.

Спад производства и сложности финансово-экономического характера не сопровождались адекватным сокращением численности занятых из-за стремления многих предприятий сохранить свой кадровый потенциал за счет введения сокращенного рабочего дня (недели) и вынужденных административных отпусков в ожидании экономического роста.

В 1996 году на промышленных предприятиях по инициативе администрации ежемесячно находились в отпусках без сохранения или частичным сохранением заработной платы 43-45 тыс. человек, или 8,6% от среднесписочной численности работников.

Масштабы скрытой безработицы, по оценке Московской Федерации профсоюзов, возросли в 1996 году до 350 тыс. человек (на 70 тыс. человек больше по сравнению с 1995 годом), а реальное число вакансий вторичной занятости, созданных рабочих мест в малом и среднем бизнесе превысили 300 тыс. мест.

Кроме того, в 1996 году было введено более 15 тыс. новых рабочих мест в инфраструктуре города (больницы, школы, объекты коммунально-бытового обслуживания населения, общественного питания и др.).

Комитетом труда и занятости было сохранено и создано более 12 тыс. новых рабочих мест в приоритетных отраслях экономики города, включая социальную сферу (здравоохранение, образование, социальное обеспечение населения), Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства создано около 10 тыс. новых рабочих мест в малом бизнесе. Все это позволило сдерживать переход скрытой безработицы в реальную и общей безработицы - в зарегистрированную безработицу.

Проведенные в 1996 году процедуры финансового оздоровления на 46 неплатежеспособных предприятиях сопровождались высвобождением порядка 9 тыс. человек. По прогнозным оценкам Московского комитета по делам несостоятельности и банкротства в 1997 году могут быть высвобождены порядка 70 тыс. человек (высвобождение работников в связи с банкротством предприятий может растянуться на 1-1,5 года).

Беспрецедентный по своим масштабам и длительности (1992-1996 годы) спад производства привел хотя и не к адекватному, но все же сокращению спроса на рабочую силу. Потребность предприятий, заявленная в службу занятости, сократилась с 62,8 тыс. вакансий в начале 1996 года до 55,1 тыс. вакансий в конце года, причем большинство вакансий непривлекательны (в основном из-за низкого уровня зарплаты, непрестижности профессий) или не являются подходящими для безработных и ищущих работу граждан. Вместе с тем наблюдался существенный рост спроса на рабочую силу негосударственных предприятий и организаций, то есть рыночных структур: с 5,5% в 1992 году до 38% в конце 1996 года (от общего спроса на рабочую силу), что создает благоприятные условия для структурной перестройки экономики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»