Об утверждении Программы
содействия занятости
населения г.Москвы на 1996 год
________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления правительства Москвы от 18 марта 1997 года N 194
________________________________________________
________________________________________________
Снято с контроля на основании постановления
правительства Москвы от 24 июня 1997 года N 464
________________________________________________
Заслушав и обсудив проект Программы содействия занятости населения г.Москвы на 1996 год, Правительство Москвы отмечает, что несмотря на напряженную социально-экономическую обстановку, ситуация на рынке труда города в 1995 году оставалась стабильной и контролируемой. Уровень безработицы в Москве являлся самым низким в Российской Федерации и составлял в течение года 0,47 - 0,51% от численности трудоспособного населения. На конец года в Москве официально зарегистрировано 25423 безработных граждан. Одновременно в городе оставались вакантными более 65000 рабочих мест. Прогноз ситуации на рынке труда показывает,что данное соотношение сохранится и в 1996 году. "Обвальной" безработицы в Москве не ожидается в силу наметившейся тенденции стабилизации положения в энергетическом, промышленном и строительном комплексах, частном предпринимательстве, банковской и финансовой системах. Это позволит не только сохранить количество вакансий, но и улучшить структуру спроса на рабочую силу.
Ресурсы Фонда занятости населения г.Москвы позволили в полной мере обеспечивать социальные гарантии безработным гражданам, участвовать в инвестировании программ по развитию приоритетных отраслей городского хозяйства. В 1995 году из средств Фонда занятости на эти цели было израсходовано 500 млрд.руб.
В городе сложилась действенная система трехстороннего социального партнерства, позволяющая оперативно разрешать производственные коллективные трудовые конфликты, совершенствовать порядок заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и контроля за их исполнением. Положено начало формированию городской системы государственного управления, надзора, контроля за соблюдением трудового законодательства, охраной труда и использованием иностранной рабочей силы.
Анализ выполнения Программы содействия занятости населения г.Москвы на 1995 год показал ряд нерешенных проблем:
- недостаточно эффективна деятельность Департамента труда и занятости на рынке труда города. Увеличился период трудоустройства безработных из числа научных, инженерно-технических работников, выпускников школ и учебных заведений, женщин предпенсионного возраста, инвалидов;
- не сложилась система массового информирования населения города о наличии вакантных должностей и свободных рабочих мест на рынке труда;
- недостаточно эффективно проводилась инвестиционная политика департамента. Значительная часть выделяемых финансовых средств на создание и сохранение рабочих мест использовалась не по назначению или была направлена на финансирование низкоэффективных программ, слабо учитывающих реальную ситуацию на рынке труда. Пассивной была позиция по поддержке малого бизнеса и предпринимательства, на долю которого приходится 40% новых вакансий;
- не удалось найти решений проблемы с беженцами, вынужденными переселенцами и временно размещенными в гостиницах и ведомственных общежитиях.
Исходя из вышеизложенного и в целях обеспечения в 1996 году социальной защищенности населения города от угрозы безработицы и ее последствий, предотвращения массовых увольнений за счет сохранения действующих и создания новых(дополнительных) рабочих мест на основе развития и совершенствования трудового партнерства, рационализации использования средств городского государственного Фонда занятости населения, развития структуры городских органов по труду, занятости, миграции населения и расширения оказываемых ими услуг, Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить и утвердить Программу содействия занятости населения г.Москвы на 1996 год (приложение).
2. Департаменту труда и занятости до 01.03.96 внести на согласование и утверждение в установленном законодательством о занятости населения Российской Федерации порядке проект бюджета Фонда занятости населения г.Москвы на 1996 год.
3. Определить приоритетные в 1996 году задачи:
- стабилизация существующего уровня занятости населения, обеспечение социальных гарантий безработным, содействие гражданам, потерявшим и ищущим работу или желающим поменять профессию в трудоустройстве; удовлетворение спроса предприятий на рабочую силу; предотвращение массовых увольнений;
- оказание финансовой помощи работодателям, создающим и сохраняющим рабочие места; совершенствование системы компенсационных выплат и организации общественных работ; участие в санации предприятий, признанных в установленном законом порядке банкротами; обеспечение рационального использования средств Фонда занятости населения г.Москвы;
- поддержка малого бизнеса, создание и оснащение социально-деловых центров (бизнес-центров, центров делового партнерства, бизнес-инкубаторов, центров поддержки молодежи, инициативы и т.д.);
- развитие системы охраны труда на предприятиях Москвы, социального партнерства и коллективных договоров;
- регулирование миграционных процессов;
- участие ресурсов Фонда занятости населения Москвы в обеспечении мероприятий по поддержке социальной сферы города;
- развитие структуры городских органов по труду, занятости и миграции населения, укрепление их материально-технической и социальной базы.
4. Предложить департаментам, комитетам, главным управлениям и управлениям Правительства Москвы, префектам административных округов принять активное участие в реализации мероприятий Программы.
Префектам административных округов осуществлять постоянный контроль за реализацией территориальных подпрограмм.
5. Поддержать инициативу Департамента труда и занятости, Государственной налоговой инспекции по г.Москве и Главного управления Центробанка г.Москвы по координации совместной деятельности в целях обеспечения устойчивой базы поступления обязательных страховых взносов в городской Фонд занятости населения и повышения их объемов.
6. Поручить Департаменту труда и занятости Правительства Москвы:
6.1. Проанализировать совместно с Московским департаментом образования в первом полугодии 1996 года эффективность деятельности действующих в городе ПТУ и подготовить предложения по активизации использования их материально-технической базы для профессиональной подготовки конкурентоспособных на рынке труда рабочих кадров и специалистов.
6.2. Подготовить в первом полугодии 1996 года предложения Госкомобразованию России об упорядочении подготовки в московских вузах студентов по специальностям, не пользующимся устойчивым спросом в отраслях городского хозяйства.
6.3. Организовать совместно с Московским департаментом образования в первом полугодии 1996 года общегородскую молодежную биржу труда и подготовить предложения для улучшения работы по обеспечению трудоустройства воспитанников домов-интернатов.
6.4. Разработать совместно с Комитетом по несостоятельности (банкротству) в первом квартале 1996 года целевую программу санации неплатежеспособных предприятий и трудоустройства работников, высвобождаемых в результате банкротства предприятий.
6.5. В первом квартале 1996 года подготовить и направить в Государственную инспекцию труда по г.Москве предложения по формированию структуры инспекции с учетом интересов органов территориальных управлений (префектур) Правительства Москвы.
6.6. Предусмотреть финансирование в 1996 году программы по поддержке самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан в размере 50 млрд.руб. В месячный срок совместно с Департаментом развития и поддержки малого предпринимательства разработать порядок финансирования проектов.
7. Признать целесообразными предложения Департамента труда и занятости о финансировании проектов по созданию новых (дополнительных) рабочих мест в приоритетных для города отраслях, стоимостью выше 50 млрд.рублей - по специальным постановлениям Правительства Москвы.
8. Департаменту труда и занятости:
8.1. Обеспечить координацию своей деятельности с работой департаментов, комитетов, главных управлений и управлений Правительства Москвы, префектур административных округов, профсоюзных объединений и объединений работодателей при разработке и реализации инвестиционных программ и проектов, контроль за целевым и эффективным использованием средств Фонда занятости населения г.Москвы.
Подготовить в первом полугодии 1996 года предложения по критериям оценки эффективности капиталовложений при сохранении действующих и создании новых (дополнительных) рабочих мест с учетом отраслевых, территориальных и социальных факторов.
8.2. Обеспечить в течение 1996 года разработку и реализацию механизмов:
- активного регулирования привлечения и контроля за использованием иностранной (в том числе и из стран СНГ) и иногородней рабочей силы, включая создание компьютерной системы учета, контроля и отчетности;
- активного влияния на процесс первичного размещения, адаптации и организованного переселения из г.Москвы беженцев и вынужденных переселенцев.
8.3. Обеспечить координацию и взаимосвязь мероприятий Программы содействия занятости населения с приоритетными направлениями мероприятий годовых и перспективных программ социально-экономического развития г.Москвы на основе балансов народонаселения, трудовых ресурсов, изменения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда города в отраслевом, профессиональном и территориальном разрезах, целенаправленной кадровой политики.
9. Принять предложение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о включении Программы первоочередных мероприятий по введению основ законодательства Российской Федерации об охране труда в г.Москве на 1996-1997 гг. в качестве приложения к Программе содействия занятости г.Москвы на 1996 год.
10. Департаменту труда и занятости Правительства Москвы внести в I квартале 1996 года изменения и дополнения в Положение о Департаменте труда и занятости в соответствии с принятыми федеральными структурами законодательными и нормативными актами, определяющими основные направления государственной политики в области охраны труда.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы В.А.Коробченко.
Премьер
Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 30 января 1996 года N 93
ПРОГРАММА
содействия занятости населения г.Москвы
на 1996 год
ВВЕДЕНИЕ
Программа содействия занятости населения г.Москвы на 1996г. (далее - Программа) разработана Департаментом труда и занятости совместно с другими департаментами и комитетами правительства Москвы, префектурами административных округов, согласована с Московской Федерацией профсоюзов и Московской конфедерацией союзов промышленников и предпринимателей, Координационным комитетом содействия занятости населения г.Москвы и Городской Думой.
Программа является неотъемлемой частью системы городских целевых программ, направленных на реализацию социально-экономической политики правительства Москвы.
Программа нацелена на решение следующих приоритетных задач:
стабилизация существующего уровня занятости населения, обеспечение социальных гарантий безработных, содействие гражданам, потерявшим и ищущим работу или желающим поменять профессию, в трудоустройстве; удовлетворение спроса предприятий на рабочую силу; предотвращение массовых увольнений;
оказание финансовой помощи работодателям, создающим и сохраняющим рабочие места; совершенствование системы компенсационных выплат и организации общественных работ; участие в санации предприятий, признанных в установленном законом порядке банкротами; обеспечение рационального использования средств Фонда занятости населения г.Москвы;
поддержка малого бизнеса, создание и оснащение социально-деловых центров (бизнес-центров, центров делового партнерства, бизнес-инкубаторов, центров поддержки молодежи, инициативы и т.д.);
развитие системы охраны труда на предприятиях Москвы, социального партнерства и коллективных договоров;
регулирование миграционных процессов;
участие ресурсов Фонда занятости населения Москвы в обеспечении мероприятий по поддержке социальной сферы города;
развитие структуры городских органов по труду, занятости и миграции населения, укрепление их материально-технической и социальной базы.
Приоритеты Программы определены на основе прогноза социально-экономического развития г.Москвы на 1996г., анализа и прогноза ситуации на рынке труда города.
Реализация мероприятий Программы обеспечена финансированием в основном за счет средств Фонда занятости г.Москвы. Кроме того, предусмотрено финансирование мероприятий по обустройству беженцев и регулированию вынужденной миграции за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной миграционной программы.
ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
ИТОГИ 1995 года
Рынок труда г.Москвы в 1995 году формировался под влиянием процессов, происходивших в социально-экономической жизни города. Реализация государственных, межрегиональных и территориальных программ, изменения в финансовой, инвестиционной и налоговой политике, структурные изменения в экономике непосредственно отразились на состоянии занятости населения и формировании рынка труда.
Кризисные явления в экономике города, демографической структуре населения и рынка труда, приведшие к сокращению численности населения, трудовых ресурсов и занятых в городском хозяйстве, существенно не повлияли на уровень безработицы в 1995г.
На конец 1995г. уровень безработицы в Москве был самым низким в Российской Федерации и составил в декабре 26,8 тыс.человек, или 0,56% от экономически активного населения. Одновременно с этим потребность предприятий, заявленная в службу занятости, составила 65 тыс. рабочих мест и вакантных должностей, большая часть которых непривлекательна или не является подходящей для безработных и ищущих работу граждан.
Численность занятых в экономике города, по оценкам Департамента труда и занятости, в 1995г. снизится на 72,3 тыс.человек по сравнению с предыдущим годом и составит 5074,4 тыс.человек. Это в основном связано с сокращением числа занятых в материальном производстве (в промышленности - на 90,1 тыс.человек, науке и научном обслуживании - на 63,5 тыс.человек, строительстве - на 6,8 тыс.человек). В 1995г. наблюдалось определенное замедление темпов сокращения численности занятых в городском хозяйстве (таблица 1), что было вызвано стабилизацией темпов спада объемов производства.
Таблица 1
Динамика отраслевой занятости населения за 1994-1996гг.
+----------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Единица ¦ 1994г. ¦ 1995г. ¦ 1996г. ¦
¦ П О К А З А Т Е Л И ¦измерен.¦ факт ¦ оценка ¦ прогноз¦
+----------------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+----------------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Численность постоянного населения ¦тыс.чел.¦ 8663,1 ¦ 8590,4 ¦ 8521,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Трудовые ресурсы ¦ - " - ¦ 6139,4 ¦ 6100,7 ¦ 6062,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Занято в народном хозяйстве, всего¦ - " - ¦ 5146,7 ¦ 5074,4 ¦ 5034,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В материальном производстве, всего¦ - " - ¦ 3204,6 ¦ 3149,6 ¦ 3104,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ из него: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в промышленности ¦ - " - ¦ 1001,0 ¦ 910,9 ¦ 828,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ на транспорте и связи ¦ - " - ¦ 372,7 ¦ 382,0 ¦ 391,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в строительстве ¦ - " - ¦ 681,8 ¦ 675,0 ¦ 668,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в торговле и общественном питании - " - ¦ 710,7 ¦ 717,1 ¦ 723,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в материально-техническом снаб- ¦ - " - ¦ 47,1 ¦ 43,9 ¦ 40,9 ¦
¦ жении и сбыте, заготовках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в информационно-вычислительном ¦ - " - ¦ 22,5 ¦ 24,2 ¦ 26,0 ¦
¦ обслуживании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в организации общей коммерческой¦ - " - ¦ 235,7 ¦ 251,0 ¦ 267,3 ¦
¦ деятельности по обеспечению рынка ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в прочих видах деятельности ма- ¦ - " - ¦ 133,1 ¦ 145,5 ¦ 158,3 ¦
¦ териального производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В непроизводственной сфере, всего ¦ - " - ¦ 1942,1 ¦ 1924,8 ¦ 1929,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ из нее: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в жилищно-коммунальном хозяйстве¦ - " - ¦ 220,4 ¦ 226,9 ¦ 233,5 ¦
¦ непроизводственных видах бытово-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ го обслуживания населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в здравоохранении, физкультуре и¦ - " - ¦ 316,7 ¦ 325,6 ¦ 334,7 ¦
¦ социальном обеспечении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в народном образовании ¦ - " - ¦ 370,7 ¦ 368,1 ¦ 365,5 ¦
¦ в культуре и искусстве ¦тыс.чел.¦ 116,3 ¦ 116,9 ¦ 117,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в науке и научном обслуживании ¦ - " - ¦ 654,8 ¦ 591,3 ¦ 533,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в кредитовании, финансах, стра- ¦ - " - ¦ 106,4 ¦ 143,5 ¦ 193,6 ¦
¦ ховании и пенсионном обеспечении¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в аппарате органов управления ¦ - " - ¦ 130,2 ¦ 124,0 ¦ 120,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ по найму ведением частного до- ¦ - " - ¦ 22,1 ¦ 24,0 ¦ 26,1 ¦
¦ машнего хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Из занятых в народном хозяйстве - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работающие: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ на предприятиях и в организациях¦ - " - ¦ 2403,5 ¦ 1815,6 ¦ 1618,8 ¦
¦ государственной собственности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ на предприятиях смешанных форм ¦ - " - ¦ 1075,7 ¦ 1140,2 ¦ 1197,1 ¦
¦ собственности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в частно-предпринимательском ¦ - " - ¦ 1502,8 ¦ 1953,6 ¦ 2051,3 ¦
¦ секторе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в общественных объединениях и ¦ - " - ¦ 66,9 ¦ 67,0 ¦ 68,0 ¦
¦ организациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в совместных предприятиях ¦ - " - ¦ 97,8 ¦ 98,0 ¦ 99,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ учащиеся в трудоспособном воз- ¦ - " - ¦ 422,9 ¦ 421,0 ¦ 419,0 ¦
¦ расте, обучающиеся с отрывом от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ трудоспособное население в тру- ¦ - " - ¦ 296,7 ¦ 315,4 ¦ 317,2 ¦
¦ доспособном возрасте, занятое в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ личном подсобном и домашнем хо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ зяйстве и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ лица, не занятые каким-либо ви- ¦ - " - ¦ 273,1 ¦ 289,9 ¦ 291,6 ¦
¦ дом деятельности и учебой (общая¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ численность безработных) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+