Недействующий

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 14 февраля 1996 года N 4


О референдуме города Москвы

(с изменениями на 20 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 августа 2004 года
на основании закона Москвы
от 30 июня 2004 года N 43

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Москвы от 20 декабря 2000 года N 42 (Тверская, 13, N 5, 31.01-06.02.2001 года).

____________________________________________________________________

     

Глава I. Общие положения


Статья 1. Основные принципы референдума

Референдум города Москвы (далее - референдум) - голосование граждан Российской Федерации - жителей Москвы по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами города Москвы. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти жителей Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 31 января 2001 года Законом Москвы от 20 декабря 2000 года N 42, - см. предыдущую редакцию).

Референдум проводится на всей территории города Москвы.

Решение о проведении референдума вправе принять Московская городская Дума, Мэр Москвы, а также жители города в порядке осуществления гражданской инициативы.

Голосование на референдуме осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом.

Житель города Москвы при проведении референдума голосует на участке по проведению референдума в соответствии с местом своего постоянного проживания. Иной порядок устанавливается только в соответствии с настоящим Законом. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением жителя не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются Московской городской избирательной комиссией, комиссиями по проведению референдума, органами государственной власти и городского (местного) самоуправления города Москвы открыто и гласно.


Статья 2. Законодательство о референдуме

Референдум проводится в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом города Москвы и настоящим Законом.


Статья 3. Право на участие в референдуме

В референдуме имеет право участвовать каждый житель города Москвы, являющийся гражданином Российской Федерации и достигший 18 лет на день проведения референдума.

Не имеет права участвовать в референдуме житель города, признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.


Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум

1. На референдум выносятся вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы, а также вопросы, находящиеся в ведении города Москвы.

2. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий Мэра Москвы и нового состава Московской городской Думы, а также о проведении досрочных выборов Мэра Москвы и нового состава Московской городской Думы либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти города Москвы, персональном составе органов государственной власти города Москвы;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности Мэра Москвы и депутатов Московской городской Думы;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств города Москвы;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности жителей Москвы;

е) о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты.

3. На референдум не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации.

4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить федеральным законам, Уставу и законам города Москвы.

5. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.

6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

7. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

(Статья в редакции, введенной в действие с 31 января 2001 года Законом Москвы от 20 декабря 2000 года N 42, - см. предыдущую редакцию).


Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в Москве, и в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум не проводится в течение года после опубликования (обнародования) результатов голосования на референдуме с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса.


Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума

Деятельность комиссий по проведению референдума, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.

На заседаниях комиссий по проведению референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать представители общественных объединений, средств массовой информации.

Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий по проведению референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

     

Глава II. Назначение референдума


Статья 7. Инициатива проведения референдума

Право на инициативу проведения референдума принадлежит:

не менее чем ста тысячам жителей, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного административного округа проживает не более 15 процентов из них);

Московской городской Думе;

Мэру Москвы.


Статья 8. Порядок реализации инициативы жителей
 Москвы о проведении референдума


Каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в референдуме, а равно региональное (городское) общественное объединение или региональное (городское) отделение общероссийского или межрегионального общественного объединения, действующего на территории города Москвы, устав которого предусматривает участие в выборах государственных органов и зарегистрирован соответственно Управлением юстиции Москвы или Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, может образовать инициативную группу в количестве не менее 50 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.

Инициативная группа обращается в Московскую городскую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы указываются:

1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум;

2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума.

Московская городская избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства и приложенных документов требованиям статей 3, 4, 5 и 8 абзац 1 настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство.

В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение Московской городской избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в месячный срок со дня получения соответствующего решения Московской городской избирательной комиссии в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции от 14 декабря 1995 года).

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы о проведении референдума. При этом ранее собранные подписи жителей города не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Московской городской избирательной комиссией, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей жителей города и составляет итоговый протокол инициативной группы.

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по административным округам, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в Московскую городскую избирательную комиссию, которая проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки решение о регистрации инициативы жителей города о проведении референдума, копию которого направляет инициативной группе.

Московская городская избирательная комиссия направляет свое решение в двухнедельный срок со дня поступления подписных листов одновременно Московской городской Думе и Мэру Москвы. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям статьи 7 настоящего Закона, выносится решение об отказе в проведении референдума, копия решения в двухнедельный срок направляется инициативной группе. Данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума в течение одного года.


Статья 9. Подписной лист референдума

В листе для сбора подписей жителей города в поддержку инициативы о проведении референдума (далее - подписном листе) указываются:

1) наименование административного округа, где проводится сбор подписей жителей;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум;

3) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, его заменяющего, жителя города, имеющего право на участие в референдуме, его подпись и дата подписания листа.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи жителей, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или документа, его заменяющего, каждого из этих лиц.

Подписные листы изготавливаются инициативной группой по форме, указанной в приложении к настоящему Закону, и заверяются Московской городской избирательной комиссией.

В случае, если Московская городская избирательная комиссия обнаружит нарушения, связанные с оформлением подписных листов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на две недели.


Статья 10. Назначение референдума

Право назначения референдума принадлежит Московской городской Думе и Мэру Москвы.

Московской городской Думе принадлежит исключительное право назначения референдума по вопросу об отрешении от должности Мэра Москвы.

Мэру Москвы принадлежит исключительное право назначения референдума по вопросам, поступившим в порядке гражданской инициативы.

По вопросам назначения референдума Московская городская Дума принимает постановление, а Мэр Москвы издает распоряжение.

Дата проведения референдума, назначенного Московской городской Думой, определяется Мэром Москвы не позднее двух месяцев со дня принятия соответствующего постановления Думы.

Мэр Москвы издает распоряжение о назначении референдума в срок не позднее двух месяцев со дня поступления к нему решения Московской городской избирательной комиссии о регистрации соответствующей инициативы жителей города. Мэр принимает решение об отказе в назначении референдума, если вопрос, предложенный инициативной группой, противоречит требованиям статьи 4 настоящего Закона. При несогласии назначить референдум Мэр Москвы направляет инициативной группе мотивированный отказ, который публикуется в печати. Отказ в назначении референдума может быть обжалован в Московский городской суд в течение месяца после получения отказа.

Голосование на референдуме назначается на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня принятия Мэром Москвы распоряжения о назначении референдума.

В случае, если Мэр Москвы не назначит проведение референдума и не направит инициативной группе мотивированный отказ в установленный настоящей статьей срок, референдум назначает и устанавливает дату его проведения Московская городская Дума.

В случае вынесения на референдум вопроса об отрешении от должности Мэра Дума принимает постановление о проведении городского референдума не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов.

После назначения референдума иные инициативы о проведении референдума до опубликования результатов назначенного референдума не рассматриваются.

     

Глава III. Порядок подготовки к проведению референдума


Статья 11. Комиссии по проведению референдума

Организацию и проведение референдума осуществляют:

1) Московская городская избирательная комиссия, действующая после назначения референдума в качестве Московской городской комиссии по проведению референдума;

2) территориальные комиссии по проведению референдума;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»