Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 1996 года N 492


О порядке передачи детей
на усыновление в городе Москве

____________________________________________________________________
Утратило силу с 23 октября 1996 года на основании
распоряжения Мэра Москвы
 от 19 сентября 1996 года N 318/1-РМ

____________________________________________________________________


В связи с введением в действие с 01.03.96 Семейного кодекса Российской Федерации, для более полного обеспечения выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.95 N 917 "Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам", а также в целях улучшения качества документов, представляемых в правительство Москвы на усыновление, правительство Москвы

постановляет:

1. Возложить ответственность за усыновление детей-сирот, являющихся российскими гражданами, гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, легализацию документов, представляемых в правительство Москвы, на Московский департамент образования.

2. Обязать Московский департамент образования как орган управления образованием субъекта Российской Федерации в соответствии с п.41 постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.95 N 917 "Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам":

- осуществлять подбор и учет граждан Российской Федерации и иностранных граждан, желающих усыновить российских детей-сирот;

- готовить заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка;

- представлять заключение со всеми необходимыми документами префектам административных округов (на российских усыновителей) или в правительство Москвы (на иностранных усыновителей).

3. Утвердить Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам в городе Москве в новой редакции (приложение).

4. Считать утратившим силу постановление правительства Москвы от 28.11.95 N 965 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.95 N 917 "Об утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Коробченко В.А.

Премьер правительства Москвы
                                  Ю.М.Лужков

Приложение
к постановлению правительства Москвы
от 11 июня 1996 года N 492

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке передачи детей, являющихся гражданами
Российской Федерации, на усыновление гражданам
Российской Федерации и иностранным
гражданам в городе Москве

Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом Положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.95 N 917, а также исходя из специфики структуры исполнительной власти и управления в городе Москве.

Согласно п.41 вышеуказанного постановления ответственность за усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации, гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами возлагается на Московский департамент образования как орган управления образованием субъекта Российской Федерации.

Московскому департаменту образования предоставляется право делегировать часть своих функций подведомственным структурам.

1. Общие положения

Основной целью передачи детей в семьи российских граждан и иностранных граждан является забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, создание им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в семье.

За усыновления и действия, связанные с передачей детей в семьи граждан Российской Федерации и иностранных граждан, плата не взимается.

Усыновление - наиболее предпочтительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.

Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами.

Права и обязанности, возникающие в результате усыновления, отмена его регламентируются Семейным кодексом Российской Федерации.

Усыновление вступает в силу с момента принятия распоряжения (постановления) об усыновлении.

2. Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению

Выявление и учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, независимо от их возраста (с рождения до 18 лет), находящихся в государственных сиротских учреждениях и подлежащих передаче в семьи российских граждан и иностранных граждан, ведется Московским департаментом образования (далее - Департамент).

Выявлению и учету подлежат дети, единственный родитель или оба родителя которых:

- умерли;

- лишены родительских прав;

- неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

- признаны судом недееспособными;

- по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его содержания и воспитания.

Подкинутые дети могут быть переданы на усыновление при наличии соответствующего акта, выданного в установленном порядке органами внутренних дел.

Департамент на основании поступивших сведений составляет банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также подбирает для обратившихся кандидатов-усыновителей детей; выдает им направление в учреждения для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения и решения вопроса об его усыновлении.

Руководители родовспомогательных, лечебно-профилактических и других учреждений, в которых находятся дети, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, обязаны в семидневный срок сообщить в Департамент о каждом родившемся или поступившем ребенке, который остался без попечения родителей и в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи на усыновление.

Не допускается сообщение администрацией указанных учреждений сведений о наличии в них детей, подлежащих усыновлению, данных о них отдельным гражданам, учреждениям, общественным организациям и др.

За несвоевременное, неполное или недостоверное сообщение Департаменту сведений о детях, подлежащих усыновлению, состоянии их здоровья администрация указанных учреждений привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

3. Усыновление детей гражданами Российской Федерации

Граждане, проживающие и имеющие регистрацию в городе Москве, желающие усыновить ребенка из сиротского учреждения, обращаются с паспортом в Департамент.

Департамент дает разъяснения об условиях усыновления, правах и обязанностях, возникающих в результате усыновления. Кандидаты в усыновители должны предоставить следующие документы:

- заявление супругов о подборе ребенка;

- справку с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копию декларации о доходах, заверенную в установленном порядке;

- копию финансово-лицевого счета и выписку из домовой книги с места жительства;

- копию свидетельства о браке;

- акт обследования жилищно-бытовых условий;

- медицинское заключение о состоянии здоровья, включающее наличие справок из диспансеров округа:

а) психоневрологического;

б) кожно-венерического;

в) наркологического;

г) противотуберкулезного.

На основании вышеуказанных документов Департамент в течение 15 дней со дня их представления доводит до сведения заявителей свое заключение об их возможности быть усыновителями, что является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители и подбора им ребенка.

Постановке на учет не подлежат лица, лишенные родительских прав, признанные в установленном законом порядке недееспособными, страдающие психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом.

После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители Департамент предоставляет информацию о несовершеннолетнем, который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения.

Кандидаты в усыновители обязаны лично познакомиться и установить контакт с несовершеннолетним, передаваемым на усыновление, до вынесения распоряжения об усыновлении, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка.

Кандидаты в усыновители имеют право:

- получить подробную информацию о ребенке, а также сведения о наличии у него родственников;

- обратиться с просьбой при вынесении распоряжения об усыновлении, об изменении фамилии, имени, отчества ребенка, о записи их родителями усыновленного ребенка, а также об изменении даты и места его рождения;

- обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находится ребенок.

На ребенка, передаваемого на усыновление, администрация учреждения представляет в Департамент следующие документы:

- свидетельство о рождении;

- документы, подтверждающие правовые основания для усыновления ребенка;

- заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка;

- письменное согласие администрации учреждения, где воспитывается или находится ребенок.

При усыновлении несовершеннолетнего, достигшего 10-летнего возраста, требуется его письменное согласие.

При согласии родителей на усыновление ребенка другим конкретным лицом Департамент дает заключение о целесообразности такого усыновления.

Усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных сиротских учреждениях, в семьи посторонних граждан производится распоряжением префекта административного округа по месту нахождения несовершеннолетнего либо по месту жительства кандидата в усыновители. Подготовка документов и заключения о целесообразности усыновления проводится Департаментом.

По истечении двухмесячного срока сведения о невостребованных по разным причинам несовершеннолетних Московским департаментом образования передаются из московского регионального банка в федеральный банк Министерства образования Российской Федерации для централизованного учета.

Граждане, желающие усыновить ребенка, которые являются по отношению к детям родственниками (бабушкой, дедушкой, сестрой, дядей, тетей), а также отчимами и мачехами, обращаются с паспортом в Управление муниципального района.

Управление муниципального района дает разъяснение об условиях усыновления, опеки (попечительства), правах и обязанностях, возникающих в результате усыновления.

От кандидатов в усыновители требуется:

- заявление супругов о подборе ребенка;

- справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

- копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги с места жительства;

- копия свидетельства о браке;

- акт обследования жилищно-бытовых условий;

- медицинское заключение о состоянии здоровья, включающее наличие справок из диспансеров округа:

а) психоневрологического;

б) кожно-венерического;

в) наркологического;

г) противотуберкулезного.

При усыновлении несовершеннолетнего, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие. Но если ребенок длительное время живет и воспитывается в семье усыновителей и не осведомлен о том, что они не кровные родители, считает себя их сыном (дочерью), был записан под их фамилией в учебное учреждение, усыновление возможно и без его согласия.

Усыновление детей отчимами, мачехами и родственниками, являющимися гражданами Российской Федерации, производится распоряжением префекта административного округа. Подготовка документов и заключения о целесообразности данного усыновления осуществляется Управлением муниципального района.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»