Развитие коммунальной и жилищной сферы в Российской Федерации привело к определенным улучшениям в этих отраслях. Так, если в 2010 году лишь 39 процентов граждан устраивало качество жилищно-коммунальных услуг, то в 2019 году, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, доля таких граждан увеличилась до 60 процентов.
В то же время состояние коммунальной и жилищной сферы в Российской Федерации имеет существенные региональные, а также муниципальные различия. Значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причиной такого положения в первую очередь является недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная недостатками применяемых методов ценового регулирования, отсутствием мотивации к снижению затрат, повышению энергоэффективности систем инженерно-технического обеспечения и внедрению новых технологий при их строительстве и эксплуатации, отсутствие сформированной системы технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения. Более 40 процентов линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждается в замене (391 из 940 тыс. километров сетей), в том числе:
сетей водоснабжения 43,4 процента (249 тыс. километров из 574 тыс. километров);
сетей теплоснабжения 30 процентов (50 тыс. километров из 167 тыс. километров);
сетей водоотведения 46 процентов (92 тыс. километров из 199 тыс. километров).
Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной их высокой аварийности. По данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства, ежемесячно происходит в среднем 6600 происшествий, средняя продолжительность перерыва в поставках коммунальных услуг составляет около 9 часов 45 минут.
В целях предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения необходимо для ускоренного обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства обеспечить ежегодный уровень замены сетей инженерно-технического обеспечения не ниже 5 процентов их общей протяженности.
Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно нормативному сроку их службы, высокая аварийность являются следствием значительного недоинвестирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Необходимо обеспечить проведение мероприятий по замене ветхих сетей инженерно-технического обеспечения во всех субъектах Российской Федерации, в том числе с привлечением бюджетных средств, а также внебюджетных источников финансирования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, что потребует принятия субъектами Российской Федерации оптимальных тарифных решений, гарантирующих необходимый уровень внебюджетных инвестиций.
Отдельной важной задачей является тарифная политика. Характерной особенностью тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации остается существенный разброс цен и тарифов, который обусловлен в одних случаях региональными особенностями формирования энергетических и коммунальных систем, в других - жестким регулированием, в-третьих - низкой эффективностью организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Обеспечением обновления инфраструктуры и гарантированного возврата вложенных инвестиций должна стать сбалансированная и экономически обоснованная тарифная политика, включающая в себя разработку сбалансированной модели тарифного регулирования в сфере коммунального хозяйства, основанная на следующих базовых принципах:
запрет пересмотра и корректировки тарифов и долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства в течение долгосрочного периода;
сохранение экономии, полученной в результате проведения мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, внедрения новых технологий и сокращения неэффективных расходов при достижении ими плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения;
обеспечение учета объективных условий функционирования организаций жилищно-коммунального хозяйства, таких как масштаб деятельности, обеспеченность собственными ресурсами, фактическое состояние коммунальной инфраструктуры и технические возможности оптимизации;
закрепление долгосрочных гарантий возврата и доходности инвестиций (в том числе за счет достигаемых в результате реализации проектов эффектов (дополнительной прибыли) для потребителей), формирование стабильного инвестиционного цикла регулируемых организаций, с ориентацией на применение российских материалов и технологий в проектах модернизации коммунальной инфраструктуры;
установление целевых параметров роста операционной и инвестиционной эффективности организаций жилищно-коммунального хозяйства по итогам первого (пилотного) этапа реализации целевой модели тарифного регулирования (в том числе темпа сокращения операционных расходов, уменьшения износа систем инженерно-технического обеспечения, доли ветхих сетей инженерно-технического обеспечения);
создание единой цифровой тарифной платформы, обеспечивающей прозрачность и эффективность тарифного регулирования и контроля инвестиционных программ.
Одним из механизмов привлечения внебюджетных средств для обновления объектов коммунальной инфраструктуры являются концессионные соглашения. По состоянию на 1 апреля 2022 г. заключено и действует 2,4 тыс. концессионных соглашений, при этом общий объем инвестиций (нарастающим итогом), предусмотренный в рамках данных концессионных соглашений, составляет около 713,6 млрд. рублей, в том числе средства частных инвесторов - более 87,25 процента общего количества планируемых к инвестированию средств.
Механизм концессионных соглашений показал свою эффективность в крупных муниципальных образованиях с привлекательными для инвесторов тарифами на объекты коммунальной инфраструктуры. В то же время существует значительное количество малых городов и сельских поселений, в которых концессионный механизм не является для инвесторов привлекательным и эффективным.
Еще одной системной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является задолженность граждан и организаций за потребленные услуги и ресурсы. Долги за ресурсы и услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства со стороны организаций и населения по итогам 2021 года составили почти 1,5 трлн. рублей, из них долги населения и исполнителей коммунальных услуг - 943 млрд. рублей, организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, - 57 млрд. рублей, прочих потребителей, в том числе за коммунальные услуги, - 478 млрд. рублей.
Способствовать решению проблемы задолженности может повышение доли коммунальных ресурсов и услуг, оплаченных по показаниям приборов учета. В целях оснащения жилищного фонда интеллектуальными системами учета потребляемых коммунальных услуг и ресурсов планируется разработка и внедрение стандарта, способствующего интеграции со связанными системами, в том числе в рамках реализации проекта "умный город".
На конец 2021 года в Российской Федерации насчитывается более 1,62 млн. многоквартирных домов общей площадью жилых помещений около 2,5 млрд. кв. метров, из них 98 процентов управляются объединениями собственников или управляющими организациями.
С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, которыми введена процедура лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Сформированная система лицензионного контроля обеспечивает публичность и прозрачность процесса смены способа управления каждым многоквартирным домом или смены управляющей организации. Информация об управляющих организациях и поставщиках жилищно-коммунальных услуг в отношении каждого многоквартирного дома размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем отмечаются неразвитость института заказчиков работ и услуг для многоквартирных домов в лице собственников жилья и товариществ собственников жилья, недостаточная эффективность деятельности управляющих организаций, низкий уровень цифровизации услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сложности с реализацией полномочий органов местного самоуправления по выбору управляющих организаций или определению временных управляющих организаций в случае, если конкурс не состоялся.
Один из важных вопросов в сфере эксплуатации многоквартирных домов - безопасность эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Общее потребление природного газа в 2021 году в Российской Федерации составило более 500 млрд. куб. метров, из них на население пришлось около 11 процентов. Единая система газоснабжения обслуживает более 66 процентов жилищного фонда Российской Федерации, в отдельных регионах - более 95 процентов.
В Российской Федерации с 2014 года на постоянной и долгосрочной основе созданы и функционируют на региональном уровне механизмы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В каждом регионе создан региональный оператор капитального ремонта, утверждены региональные программы капитального ремонта, установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт. В региональные программы капитального ремонта включены 723 тыс. многоквартирных домов общей площадью 2,7 млрд. кв. метров (с учетом вспомогательных и нежилых помещений), в которых проживают 89 млн. человек.
Для реализации региональных программ капитального ремонта субъектами Российской Федерации утверждаются 3-летние краткосрочные планы их реализации. С начала реализации таких программ работы по капитальному ремонту проведены в более чем в 242 тыс. многоквартирных домах общей площадью более 876 млн. кв. метров, что позволило улучшить условия проживания более 32 млн. человек. Ежегодно капитальный ремонт проводится более чем в 45 тыс. многоквартирных домах, стоимость работ составляет более 180 млрд. рублей.