Действующий

О Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

Теплоснабжение


Текущее состояние систем централизованного теплоснабжения характеризуется недостаточными показателями надежности, энергоэффективности и экологичности, в связи с чем необходимо обеспечить масштабную модернизацию действующих мощностей, в том числе посредством технического перевооружения и перевода отопительных котельных на экологичные и энергоэффективные виды топлива. Важно также полностью и своевременно обеспечивать требуемую тепловую нагрузку перспективных объектов капитального строительства.

Вызовами являются:

рост изношенности и аварийности объектов теплосетевого комплекса. При существующем удельном весе сетей теплоснабжения, нуждающихся в замене, составляющем около 30 процентов, фактически ежегодно обновляется только 1,5-2,2 процента;

высокий уровень потерь тепловой энергии при выработке и передаче конечному потребителю;

эксплуатация неэффективных отопительных котельных, использующих твердые и жидкие виды топлива. В значительной степени убыточность таких отопительных котельных связана с ростом стоимости используемого топлива. В структуре себестоимости предприятий тепловой генерации расходы на закупку топлива варьируются в диапазоне 50-65 процентов в зависимости от источника теплоснабжения;

дефицит источников финансирования (тарифных, нетарифных, внебюджетных) для обеспечения необходимых темпов модернизации систем централизованного теплоснабжения.

Задачами являются:

доведение темпов замены сетей теплоснабжения до уровня не менее 5 процентов в год;

повышение эффективности тарифных источников финансирования капитальных затрат и бюджетных инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности отрасли для частных компаний;

снижение потерь, повышение энергетической эффективности сферы теплоснабжения и снижение аварийности на сетях теплоснабжения и объектах капитального строительства сферы теплоснабжения.

Предусмотрены следующие мероприятия:

проведение оценки состояния систем теплоснабжения на постоянной основе;

введение требования об обязательном наличии инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации, в случае если схемой теплоснабжения предусмотрены мероприятия по развитию ресурсоснабжающей организации;

разработка методики расчета экономического эффекта при проведении инвестиционных мероприятий и внесение соответствующих корректировок в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения";

утверждение правил и методик контроля учета амортизационных отчислений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства как источников финансирования мероприятий инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляемого органами регулирования тарифов и органами власти, уполномоченными на утверждение таких инвестиционных программ. Приоритетом использования амортизационных отчислений (с учетом недосбора платежей за коммунальные услуги) должно быть полное и своевременное восстановление или новое строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, за исключением случаев, когда за счет таких отчислений осуществляется возврат вложенного инвестором собственного капитала, заемного капитала и расходов на его обслуживание (кроме финансирования мероприятий в полном объеме за счет бюджетных инвестиций);

обновление объектов теплоснабжения посредством реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023-2027 годов с прогнозом до 2030 года в рамках комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню";

повышение качества схем теплоснабжения, разрабатываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения;

стимулирующие меры, направленные на повышение эффективности управления предприятиями сферы теплоснабжения;

разработка подходов к долгосрочному планированию расходования средств застройщика в виде платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения как источника финансирования мероприятий по развитию системы теплоснабжения;

разработка мер стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере теплоснабжения;

популяризация и приоритетное внедрение новой системы отношений по методу "альтернативной котельной" в городах с высоким уровнем износа объектов теплоснабжения.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

ежегодное снижение уровня потерь тепловой энергии и аварийности на тепловых сетях, в том числе за счет увеличенного темпа обновления объектов теплосетевой инфраструктуры;

улучшение показателей надежности и энергоэффективности систем теплоснабжения, в том числе снижение удельного расхода топлива, увеличение доли использования в виде топлива природного и сжиженного газа;

развитие магистральных и распределительных сетей теплоснабжения, в том числе для надежного и качественного обеспечения потребностей нового жилищного строительства;

повышение эффективности муниципальных унитарных предприятий, эксплуатирующих отопительные котельные;

доля привлеченных средств, в том числе средств частных инвесторов, а также средств, привлекаемых субъектами Российской Федерации на возвратной основе, в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения за весь период реализации Стратегии составит не менее 30 процентов.