Действующий

О Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

Водоотведение


Задачами в сфере водоотведения являются снижение негативного воздействия на окружающую среду путем повышения качества очистки сточных вод, а также снижение неконтролируемого аварийного износа сетей водоотведения, приводящего к попаданию неочищенных стоков на рельеф местности и в водные объекты.

Вызовами являются:

высокий уровень накопленного износа основных фондов и сетевого хозяйства организаций в сфере водоотведения, что приводит к загрязнению почв, поверхностных и подземных источников водоснабжения;

отсутствие нормативной работы системы поверхностного водоотвода в населенных пунктах делает невозможным применение механизмов государственно-частного партнерства и привлечение внебюджетных источников финансирования при строительстве (реконструкции) систем поверхностного водоотвода;

недостаточно развиты системы централизованного водоотведения и очистки коммунальных бытовых стоков - около 20 процентов населения проживают в условиях отсутствия централизованных или локальных очистных сооружений, значительное количество социально значимых объектов в малых и средних населенных пунктах не обеспечено системами централизованного водоотведения и очистки бытовых стоков.

Задачами являются:

обеспечение сохранности источников питьевого водоснабжения и экологической безопасности водных ресурсов;

повышение темпов замены сетей водоотведения до уровня не менее 5 процентов в год;

снижение уровня аварийности на сетях водоотведения;

повышение качества разработки схем водоотведения в части их соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации;

разработка мер стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоотведения.

Предусмотрены следующие мероприятия:

проведение оценки состояния централизованных систем водоотведения на постоянной основе;

введение требования о ежегодной актуализации схем водоснабжения и водоотведения и передача полномочий по их утверждению на уровень субъекта Российской Федерации;

отказ от разработки и утверждения производственных программ ресурсоснабжающей организации в пользу обязательного наличия инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации;

стимулирование увеличения объема и доли внебюджетных источников финансирования реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоотведения;

создание механизма передачи бесхозяйных объектов и сетей поверхностного водоотвода в государственную (муниципальную) собственность;

создание механизмов реализации проектов по модернизации действующих или строительству новых централизованных систем водоотведения поверхностного стока, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства;

разработка мер в целях поддержки развития систем централизованной очистки коммунальных бытовых стоков в малых и средних населенных пунктах и местах компактного проживания граждан;

разработка мер в целях поддержки развития инвестиционных проектов в сфере очистки и обеззараживания коммунальных бытовых стоков, сбора и утилизации биогаза с очистных сооружений коммунальных бытовых стоков;

обновление объектов водоотведения посредством реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023-2027 годов с прогнозом до 2030 года в рамках комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню".

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

повышен уровень надежности и эффективности систем водоотведения, снижен уровень аварийности на сетях и объектах водоотведения;

сокращен сброс загрязненных сточных вод в водные объекты, определенные как ключевые водные объекты Российской Федерации;

восстановлена нормативная работа существующих систем поверхностного водоотвода в населенных пунктах, созданы новые системы;

доля привлеченных средств, в том числе средств частных инвесторов, а также средств, привлекаемых субъектами Российской Федерации на возвратной основе, в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения за весь период реализации Стратегии составит не менее 30 процентов.