Основным вектором развития отрасли обращения с отходами производства и потребления в России, как и во всем мире, должна стать минимизация захоронения отходов, в том числе отходов строительства и сноса. Максимальная доля отходов производства и потребления должна перерабатываться и использоваться повторно.
Вызовами являются:
недостаточная обеспеченность инфраструктурой для обращения с отходами производства и потребления, в том числе для организации раздельного сбора и накопления твердых коммунальных отходов;
недостаточно эффективное использование в строительном цикле вторичных материальных ресурсов;
низкая доля сортируемых твердых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса, а также повторно используемых вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса.
Задачами являются ресурсосбережение и максимальное вовлечение вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Предусмотрены следующие мероприятия:
участие в обеспечении необходимой инфраструктуры для раздельного сбора твердых коммунальных отходов, отходов строительства и сноса и подготовке их к утилизации;
утверждение единых требований к порядку обращения с отходами строительства и сноса и наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов строительства и сноса;
участие в разработке мер стимулирования, направленных на использование в качестве строительных материалов, а также для рекультивации и благоустройства территорий вторичных материальных ресурсов и продукции, произведенной с использованием таких вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса;
стимулирование вовлечения отходов строительства и сноса во вторичный оборот.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
сокращены объемы захораниваемых твердых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса, не подлежащих дальнейшей утилизации, и, как следствие, минимизирован вред, наносимый окружающей среде в результате загрязнения отходами производства и потребления;
обеспечено создание условий, необходимых для беспрепятственного и повсеместного доступа населения к инфраструктуре раздельного накопления и сбора отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса;
увеличена вовлеченность вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса, в хозяйственный оборот;
увеличено использование в строительном цикле ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов и отходов строительства и сноса.