ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 октября 2022 года N 3102-р

[Об утверждении Концепции создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"]



1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";

план мероприятий ("дорожную карту") по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех".

2. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утвержденных настоящим распоряжением.

3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, государственным внебюджетным фондам и организациям руководствоваться при разработке государственных информационных систем положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 октября 2022 года N 3102-р



Концепция создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"



I. Общие положения


Концепция создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - Концепция) разработана в рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".

Концепция определяет цели, задачи, принципы создания и функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа "ГосТех"), планируемый общий порядок ее создания, а также общую оценку ожидаемого социально-экономического эффекта от ее создания.

Платформа "ГосТех" направлена на повышение эффективности реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, образуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - государственные органы и внебюджетные фонды), осуществляемых с использованием государственных информационных систем.

В Концепции используются следующие термины и определения:

"цифровой продукт" - товары, работы, услуги, произведенные с использованием информационных технологий и доступные только в цифровом виде, в том числе средства защиты информации, инфраструктура облачных вычислений, программное обеспечение;

"платформа "ГосТех" - цифровая экосистема создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем, включающая в себя единую программно-аппаратную среду, цифровые продукты, информацию, информационные технологии, государственные информационные системы, необходимые для реализации функций платформы "ГосТех", а также совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, обеспечивающих деятельность участников отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием платформы "ГосТех";

"государственные информационные системы на платформе "ГосТех" - государственные информационные системы, создаваемые, развиваемые, эксплуатируемые с использованием программно-аппаратной среды, цифровых продуктов, включенных в каталог цифровых продуктов платформы "ГосТех" (далее - цифровые продукты платформы "ГосТех"), а также инструментов, информационных технологий платформы "ГосТех";

"поставщики платформы "ГосТех" - юридические или физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляющие цифровые продукты на платформе "ГосТех";

"пользователи платформы "ГосТех" - государственные органы и внебюджетные фонды, организации, уполномоченные на осуществление мероприятий по созданию, развитию, эксплуатации государственных информационных систем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивающие создание, развитие, эксплуатацию государственных информационных систем на платформе "ГосТех" и (или) использование цифровых продуктов платформы "ГосТех";

"участники команды разработки" - представители пользователя платформы "ГосТех", а также представители поставщика (подрядчика, исполнителя), привлеченного пользователем платформы "ГосТех" к созданию, развитию, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";

"клиентоцентричность" - эффективное удовлетворение потребностей физических или юридических лиц при их взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами;

"клиентский путь" - упорядоченная совокупность операций, выполняемая физическим или юридическим лицом для удовлетворения определенной потребности при их взаимодействии с государственными органами и внебюджетными фондами;

"домен" - область деятельности государственных органов и внебюджетных фондов, принадлежащая одной отрасли экономики и социальной сферы, имеющая общие сегменты (профили) физических или юридических лиц, формируемая с учетом клиентских путей;

"архитектура домена" - целостная, интегрированная модель государственной деятельности, которая связывает правовые, стратегические, информационные, технологические и организационные аспекты деятельности в рамках одного домена;

"итерация" - совокупность работ, предусмотренных этапами создания системы (очереди системы), начиная с этапа разработки или адаптации программного обеспечения, разработки рабочей документации на систему или ее части и завершая этапом проведения опытной эксплуатации системы, направленных на реализацию отдельных требований к системе (очереди системы) и получение реализуемых системой одной или нескольких функций (задач, комплексов задач), указанных в техническом задании на создание системы (очереди системы);

"итерационный подход к разработке" - подход, основанный на выполнении необходимого числа итераций для поиска и реализации наиболее эффективных технических, эргономических и (или) технико-экономических решений по созданию системы (очереди системы);

"облачные вычисления" - модель дистанционной обработки данных за счет использования сетевого доступа к масштабируемому и эластичному объединению физических или виртуальных ресурсов, а также цифровых продуктов платформы "ГосТех" с предоставлением самообслуживания и администрированием по требованию.

II. Обоснование необходимости и предпосылки создания платформы "ГосТех"


Одним из основных предназначений государства является оказание услуг его гражданам или организациям.

Стремление к повышению качества оказания государственных услуг, осуществления государственных функций, а также ускоряющаяся динамика развития информационных технологий приводят к необходимости решения таких задач, как:

ориентация государственных органов и внебюджетных фондов на понимание интересов и потребностей физических или юридических лиц, создание удобных условий и сервисов, обеспечивающих высокое качество оказания государственных услуг;

повышение скорости ввода в эксплуатацию информационных систем для оказания государственных услуг, осуществления государственных функций.

На сегодняшний день в условиях цифровой трансформации системы государственного управления становятся все более актуальными проблемы, в том числе:

низкая эффективность механизма повторного использования цифровых продуктов в сфере государственного управления. Как правило, в настоящее время значительная доля функциональности имеющихся государственных информационных систем совпадает, создание государственных информационных систем производится государственными органами и внебюджетными фондами без учета аналогичных базовых функциональных возможностей ранее созданных государственных информационных систем в рамках решения схожих задач другими государственными органами и внебюджетными фондами;

длительный период создания государственных информационных систем - средняя продолжительность создания государственной информационной системы (от возникновения потребности до введения в эксплуатацию) занимает более года;

автоматизация процессов деятельности государственных органов и внебюджетных фондов без фокусировки на потребностях физических или юридических лиц;

изолированная автоматизация процессов государственных органов и внебюджетных фондов, приводящая к дублированию функциональности государственных информационных систем;

высокий уровень расходов бюджетов всех уровней на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем;

наличие правовых ограничений, препятствующих использованию современных подходов в сфере государственного управления. Действующий порядок создания государственных информационных систем предусматривает требования последовательной реализации этапов создания государственной информационной системы, то есть только классический каскадный принцип разработки ("водопадный" подход) и не содержит альтернативных вариантов создания и развития государственных информационных систем, предусматривающих последовательность итераций, каждая из которых включает в себя реализацию требований к государственным информационным системам, определенный набор целей итерации, критериев приемки каждого требования, плановые сроки реализации итерации (итерационный подход разработки);

наличие сложностей защиты информации при использовании облачных вычислений.

Международный опыт показывает, что государственные органы и внебюджетные фонды, являясь носителями знаний о процессах государственной деятельности, должны иметь возможность быстро и эффективно разрабатывать новые цифровые продукты, вносить изменения в существующие, ориентируясь при этом на обратную связь своих граждан или организаций.

На сегодняшний день многие успешные организации переходят на клиентоцентричные подходы при проектировании цифровых продуктов. Фокусировка на потребности своих клиентов позволяет создавать максимально эффективные решения.

Клиентоцентричный подход также лежит и в основе государственного управления одних из наиболее развитых стран (Германия, Сингапур), что формирует высокий уровень предоставления государственных услуг в указанных странах.

Опыт в сфере информационных технологий крупнейших российских и международных организаций подтверждает эффективность применения гибких методологий и итерационного подхода при создании и развитии новых цифровых продуктов. Использование коротких циклов разработки, регулярные демонстрации промежуточных результатов разработки позволяют оперативно корректировать ошибочные проектные решения.

Кроме того, в настоящее время сформировалась общая тенденция оптимизации использования информационно-технологической инфраструктуры за счет использования облачных вычислений. Вместе с тем их использование создает новые угрозы информационной безопасности, которые необходимо решить совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Для эффективного выполнения мероприятий по цифровой трансформации системы государственного управления и осуществления перехода к использованию лучших международных практик создания цифровых продуктов необходимо внедрение новых условий создания информационных систем, в том числе:

внедрение клиентоцентричного подхода при создании государственных информационных систем на основе единого подхода к проектированию архитектуры домена;

уход от изолированности государственных органов и внебюджетных фондов при создании государственных информационных систем;

создание эффективных механизмов повторного использования цифровых продуктов при создании и развитии государственных информационных систем;

предоставление государственным органам и внебюджетным фондам инструментов, которые позволят снизить зависимость от привлеченных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обеспечат возможность осуществлять настройки цифровых продуктов без необходимости доработки программного кода;

внедрение современных практик разработки программного обеспечения, включая итерационный подход разработки, элементы гибких методологий, инструменты и практики, обеспечивающие автоматизированный конвейер создания и развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", цифровых продуктов;

унификация процессов проектирования, создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем;

создание условий для приобретения цифровых продуктов платформы "ГосТех" с условием оплаты по факту их потребления пользователями платформы "ГосТех" при создании, развитии и эксплуатации государственных информационных систем в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

внесение в нормативные правовые акты изменений, обеспечивающих возможность применения современных подходов при создании государственных информационных систем;

определение унифицированных средств защиты информации и мероприятий по защите информации при использовании облачных вычислений.

Изменение потребностей государственных органов и внебюджетных фондов при осуществлении государственного управления, развитие информационных технологий, а также необходимость решения указанных задач указывают на актуальность создания цифровой экосистемы создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем.

III. Назначение, цели и задачи создания платформы "ГосТех"


Платформа "ГосТех" предназначена для реализации процессов жизненного цикла государственных информационных систем в соответствии с установленной методологией, технологическим процессом, использованием цифровых продуктов платформы "ГосТех", обеспечивающих создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем на платформе "ГосТех".

Областью применения платформы "ГосТех" является инфраструктурное, организационно-технологическое и документационное обеспечение процессов жизненного цикла государственных информационных систем.

В частности, платформа "ГосТех" обеспечит условия для организации работы по проектированию архитектуры домена, создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех" путем предоставления инструментов автоматизированного конвейера разработки безопасного программного обеспечения, автоматизированного контроля качества программного обеспечения государственных информационных систем на платформе "ГосТех", мониторинга параметров эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех", обеспечения унифицированных механизмов информационной безопасности, а также для повторного использования типовых программных компонентов государственных информационных систем.

Основной целью создания платформы "ГосТех" является сокращение сроков создания, развития государственных информационных систем на платформе "ГосТех", повышение эффективности и результативности процессов по созданию и развитию государственных информационных систем на платформе "ГосТех" с переходом на качественно новый уровень их эргономичности, совместимости, надежности и защищенности. В результате этого будет повышен уровень удовлетворенности физических и юридических лиц процессами взаимодействия с государственными органами и внебюджетными фондами в электронном виде.

Достижение указанной цели будет осуществляться за счет выполнения следующих задач:

гармонизация нормативной правовой базы, регламентирующей создание, развитие, эксплуатацию государственных информационных систем в целях создания, развития и эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";

формирование методической базы для функционирования платформы "ГосТех";

организация процессов по проектированию архитектуры доменов с учетом клиентоцентричного подхода;

обеспечение процессов создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем на платформе "ГосТех";

внедрение и развитие итерационного подхода разработки государственных информационных систем на платформе "ГосТех" на основе архитектуры доменов;

формирование и ведение каталога цифровых продуктов платформы "ГосТех" с учетом его взаимодействия с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

создание государственных информационных систем, необходимых для реализации функций платформы "ГосТех";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»