Действующий

О направлении методических рекомендаций

6.2. Организационные вопросы разработки и реализации дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий


Организация разработки и реализация ДПП с ЭО, ДОТ - это работа команды. При разработке ДПП с ЭО, ДОТ руководителю команды необходимо скоординировать работу между такими сотрудниками, как:

- автор ДПП ПК с ЭО, ДОТ (дает подробное описание теоретического и практического материала курса разработчику электронного курса);

- разработчик электронного курса (представляет материал в наиболее доступном виде для понимания обучающегося, получает согласие автора ДПП ПК с ЭО, ДОТ и пишет техническое задание для программиста);

- программист (публикует содержание электронного курса на специализированном сайте или в системе электронного обучения, руководствуясь пожеланиями автора ДПП и разработчика, т.е. выполняет только техническую работу). Возможен вариант, когда роль автора и разработчика совмещает в себе один человек.

При проведении курса по ДПП ПК с ЭО, ДОТ могут быть задействованы следующие сотрудники:

- дистанционный преподаватель (непосредственное проведение занятий с обучающимися);

- менеджер (ответственный) электронного курса (прием заявок, оформление документации, формирование групп, решение организационных вопросов, выполнение заданий в срок, график пересдач заданий и т.д.);

- системный администратор (работа локальной сети и обеспечение доступа к сети Интернет, установка необходимых программ, антивирусная защита, безопасность информации и т.д.).

Основные структурные модули электронного курса:

1) вводный организационный модуль (краткая аннотация курса, цели, программа курса, срок обучения, требования к программному обеспечению);

2) административный модуль (доска объявлений, регистрация, распределение по группам, расписание занятий, учебно-тематический план, график выполнения заданий, мониторинг активности);

3) представительский модуль (автор ДПП ПК ЭО, ДОТ, преподаватель курса, обучающиеся, координатор курса, системный администратор);

4) учебный модуль (теоретические материалы);

5) модуль интерактивного взаимодействия (форумы, чат, социальные сети, блоги, видеоконференции и др.);

6) модуль контроля (контрольные, практические работы, веб-квесты, тесты);

7) библиотека и медиатека (мультимедийные материалы к занятиям, энциклопедии, словари, глоссарии, ссылки на литературу, интернет-источники, электронные библиотеки, дополнительные материалы в виде электронных книг, статей);

8) модуль рефлексии (входное и выходное анкетирование обучающихся (педагогических работников), рефлексия по каждому модулю).

Основные тенденции в подготовке электронного курса.

1. В ходе обучения на электронном курсе обучающийся должен не только знать, понимать, применять, но и анализировать, синтезировать, оценивать информацию.

2. На этапе проектирования электронного курса автору ДПП важно четко представить компетенции по всем этим группам умений и разработать такие задания, которые будут развивать именно эти умения.

3. После подготовки заданий автору ДПП необходимо подобрать теорию (необходимый минимум, который будет нужен для выполнения заданий). Материал теории для электронного курса должен быть изложен кратко, доступно, с примерами и наглядностью, используя инновационные технологии, в том числе цифровые технологии.

4. Важно ориентировать обучающегося на получение результата - образовательного продукта, который в итоге оценивается, и баллы, полученные за него, учитываются при общей аттестации по электронному курсу. Логика построения электронного курса начинается с определения перечня умений, которые сформируются у обучающегося по итогам. Далее преподаватель формулирует компетенции по каждому умению.

Следующий этап - составление заданий, которые будут нацелены именно на отработку сформулированных компетенций. И только после разработки заданий преподавателю необходимо подобрать краткий теоретический материал, который необходим для выполнения каждого задания. Причем следует понимать, что в теорию электронного курса продуктивнее включать максимум наглядности (видеоролики, схемы, таблицы, рисунки, которые могут быть размещены как на сайте курса, так и в различных средах - сетевых сообществах, электронных библиотеках, тематических сайтах и т.д.), а не только текстовые лекции.

Рассмотрим логику построения электронного курса на примере (таблица 1)