Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

ПИСЬМО

от 1 февраля 2021 года N 08-166

О направлении методических рекомендаций



Во исполнение п.19 Основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2580-р) Департамент подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет методические рекомендации по разработке и внедрению инновационных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ, в том числе по созданию сети симуляционных центров (виртуальных лабораторий) для учета в работе.

Заместитель директора Департамента
С.С.Антонов



Приложение



Методические рекомендации по разработке и внедрению инновационных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ, в том числе по созданию сети симуляционных центров (виртуальных лабораторий)



1. Введение


Создание современной эффективной системы образования, отвечающей вызовам нового времени - ключевой фактор развития и реализации инновационного потенциала страны. Одним из направлений инновационного развития образования является развитие цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество, доступность дополнительного профессионального (педагогического) образования (далее - ДППО).

Для развития ДППО актуальным становится поиск соответствующих современным требованиям форматов, моделей и технологий повышения квалификации в части внедрения инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, в реализацию дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП), где инновационные технологии в ДППО - это механизм, при помощи которого задействуются новые средства и способы в организации образовательной деятельности в ДППО.

ДППО должно стать механизмом обеспечения качественного изменения в развитии субъектов образовательных систем, стать субъектом инновационного развития образования, выступать одновременно и главным механизмом трансляции надсистем образования в систему образования, основные изменения которой определят динамику ее устойчивого развития:

- изменение методологических подходов к организации образовательной деятельности на основе методологии гуманитарного синтеза и методологии деятельности, что определяет необходимость обновления содержания и технологий ДПП;

- эволюция статуса преподавателя системы ДППО определяется изменением его функций и ролей от транслятора знаний к организатору-координатору учебно-познавательной и самообразовательной деятельности обучающихся педагогических работников и управленческих кадров по развитию профессиональных компетенций и разработчику методического обеспечения развития работников образования на основе учебно-методических ресурсов нового поколения;

- эволюция статуса обучающегося работника образования, который берет на себя полную ответственность за собственное обучение и реализацию образовательного маршрута; статус обучающегося работника образования определяется его субъектностью, самостоятельностью и активностью, что предполагает широкий выбор ДПП, модулей обучения и направленность на продуктивность, цифровую трансформацию, за счет чего учитываются открывающиеся достоинства виртуального мира, что позволяет в полной мере использовать потенциал цифровых технологий;

- изменение статуса знаний и содержания образования: ДПП выступают в качестве целостных "единиц" содержания образования; каждая такая "единица" является законченным циклом деятельности, нацеленным на обновление знаний и совершенствование/формирование умений, навыков педагогических работников и управленческих кадров;

- обновление технологий преподавания и реализации ДПП под влиянием процесса цифровой трансформации, использования цифровых технологий, что обеспечит педагогическим работникам и управленческим кадрам активную позицию в процессе повышения квалификации;

- развитие цифровой образовательной среды ДППО, что обеспечит открытость, взаимодополнительность ресурсной базы и возможность работы работникам образования в сетевых профессиональных сообществах.

Методические рекомендации по разработке и внедрению инновационных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2020, N 9, ст.1137);

- Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;

- национальным проектом "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".

Методические рекомендации разработаны с целью

- повышения доступности качественных ДПП, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

- содействия интеграции инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, в ДПП; предоставление педагогическим работникам и управленческим кадрам конкурентоспособных дополнительных профессиональных образовательных услуг;

- упорядочения практики, создания единых подходов к организации дополнительного профессионального (педагогического) образования во всех субъектах Российской Федерации, общих методологических и ценностных основаниях образовательной деятельности по ДПП;

- обеспечения непрерывного характера профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров (профессиональное образование будущих педагогических работников, высшее педагогическое и дополнительное профессиональное (педагогическое) образование) в условиях системных изменений в образовании Российской Федерации.

Настоящие Методические рекомендации рассматриваются вопросы:

- цели, задачи и принципы разработки и внедрения инновационных технологий, в том числе цифровых технологий, в реализацию ДПП;

- вопросы нормативного регулирования процесса разработки ДПП;

- описание инновационных технологий, в том числе цифровых технологий, внедряемых в реализацию ДПП;

- методологические и организационные вопросы по реализации ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и включающих инновационные технологии, в том числе цифровые технологии.

Методические рекомендации включают два приложения: в приложении 1* представлен глоссарий (термины, определения, используемые в Методических рекомендациях), в приложении 2* (цифровые инструменты для реализации ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).

________________

* Приложения не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящие методические рекомендации предназначены руководителям и преподавателям организаций, разрабатывающих и реализующих ДПП в Российской Федерации, и имеют целью оказание им методической помощи по разработке и внедрению инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, в реализацию ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

2. Цели, задачи и принципы разработки и внедрения инновационных технологий, в том числе цифровых технологий, в реализацию дополнительных профессиональных программ


Происходящее сегодня бурное развитие инновационных, и, прежде всего, цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы деятельности, включая сферу дополнительного профессионального образования. Задача создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, а именно повышение качества жизни граждан на основе широкого применения инновационных, в том числе с использованием цифровых технологий, ставит перед системой ДППО новые вызовы. Наиболее эффективный ответ на эти вызовы - цифровая трансформация ДППО в целом, и внедрения инновационных, в том числе цифровых технологий в реализацию ДПП.

Основной целью происходящих и планируемых сегодня изменений, связанных с цифровой трансформацией ДППО является создание многомерного пространства возможностей для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, удовлетворения их разнообразных интересов, потребностей и запросов, устранения профессиональных дефицитов в профессиональной деятельности как условия ликвидации зон низкого качества образования и развития кадрового потенциала системы образования.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

- обеспечение цифровой инфраструктуры организаций, реализующих ДПП, позволяющей решать задачи цифровой трансформации. Создание инфраструктурных условий (цифровое оборудование, сети передачи данных и доступ в Интернет, наличие специализированных цифровых средств учебного назначения, наличие программных продуктов, наличие доступа к сервисам универсального и учебного назначения);

- повышение эффективности и качества ДПП за счет использования современных средств и методов обучения, увязки содержания обучения с потребностями практики педагогических работников и управленческих кадров, приближения обучения к рабочему месту посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- развитие цифровой образовательной среды ДППО с целью обеспечения единого подхода к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников и управленческих кадров с использованием инновационных, в том числе цифровых технологий;

- разработка и внедрение инновационных технологий, в том числе с использованием цифровых технологий, создание сети симуляционных центров (виртуальных лабораторий как обучающих приложений по биологии, физике, математике, химии, экологии и др.) для обучения по ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- эффективное использование элементов и составляющих цифровой инфраструктуры организаций, реализующих ДПП, для получения качественных образовательных результатов по ДПП. Это неизбежно сопряжено с изменениями в организации образовательной деятельности в ДППО и использованием инновационных технологий, цифровых средств при реализации ДПП, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- формирование цифровой грамотности у участников образовательной деятельности в реализации ДПП. Факторами здесь выступает наличие цифровой образовательной среды, организационные условия, выстраивание системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров;

- совершенствование нормативной базы цифровой трансформации ДППО, реализации ДПП с использованием инновационных, в том числе с использованием цифровых технологий, включающую в себя выявление малоэффективных нормативов, осуществление коррекции и разработки новых нормативов в соответствии со следующими принципами:

- андрагогическая направленность обеспечивает развитие организаций, реализующих ДПП, как организаций образования взрослых на основе учета специфики обучения взрослого человека, где образование взрослых рассматривается как базисная, фундаментальная основа инновационного развития общества и человека;

- вариативность траекторий профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров за счет различий в содержании профессиональных дефицитов и их глубине, разнообразия содержания ДПП и форм их реализации, возможности использования цифровых ресурсов и инновационных технологий, использования формального, неформального и информального образования;

- дифференцированность учитывает дифференцированные подходы в выборе форм, методов, технологий и сроков повышения квалификации и профессиональной переподготовки по ДПП в зависимости от диагностируемого уровня профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;

- инновационность направлена на быстрое реагирование ДПП на инновационные процессы, происходящие в обществе; на структурные и содержательные преобразования образовательного пространства в ДППО; проектирование и конструирование новой инфраструктуры, среды, технологий, инновационных образовательных практик и др.;

- интерактивность обучения направлена на широкое применение современных образовательных технологий (онлайн-обучение с использованием цифровых технологий, "ситуационные кейсы", тренажеры, компьютерные симуляторы, деловые игры, тренинги, проекты, творческие работы и др.);

- кооперация и сотрудничество предусматривают развитие сетевых форм реализации ДПП с использованием инновационных, в том числе цифровых технологий; построения новых связей и отношений за счет организации сетевого сотрудничества с организациями, реализующими ДПП в Российской Федерации;

- многоуровневость обеспечивает интеграцию стимулов и ресурсов профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, предоставляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, учет многообразия образовательных запросов;

- непрерывность и результативность обеспечивают право на качественное образование в течение всей жизни; всесторонность и целостность в развитии человека как личности и индивидуальности на протяжении всей жизни; направленность на достижение преемственности уровней профессионального образования, предполагающее непрерывное совершенствование/формирование профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников и управленческих кадров в условиях изменения целей, содержания, технологий, нормативного регулирования профессиональной деятельности;

- открытость системы ДППО обеспечивает возможность включения новых элементов, способных стать действенными стимулами и механизмами профессионального развития и реализации профессиональной карьеры педагогических работников и управленческих кадров в изменяющихся условиях профессиональной деятельности;

- персонификация и ответственность обеспечивают педагогическим работникам и управленческим кадрам возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут по устранению профессиональных дефицитов и удовлетворению образовательных потребностей и запросов; обеспечивать вариативность, разнообразие, многоуровневый характер ДПП, включающих использование инновационных, в том числе цифровых технологий и предусматривающих адресную поддержку каждому работнику образования на основе доверия и понимания;

- практикоориентированность и наукоемкость обеспечивают переход от информирования педагогических работников и управленческих кадров к сопровождению внедрения и развития новых образовательных и культурных практик, а также реализацию компетентностного подхода, направленного на формирование у педагогических работников и управленческих кадров компетенций, необходимых для обеспечения высокого уровня профессиональной деятельности; при этом уровень формируемых/совершенствуемых в процессе освоения ДПП компетенций фиксируется на начальном этапе обучения (входной контроль) и этапе завершения обучения (итоговая аттестация);

- регионализация обеспечивает преодоление разрыва между потребностями работодателей, рынка труда и содержанием ДПП, включающих использование инновационных, в том числе цифровых технологий в их реализации; разработку разнообразных по содержанию и формам реализации ДПП в соответствии с региональными особенностями, потребностями и запросами, в том числе индивидуальными, педагогических работников и управленческих кадров.

3. Нормативное регулирование процесса разработки дополнительных профессиональных программ


Первостепенная важность ДППО, а соответственно и разработки ДПП закреплена в ряде стратегических документов, включая приоритетные проекты в сфере образования и национальную программу "Цифровая экономика Российской Федерации".

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" зафиксирована интегрированность дополнительного профессионального образования с системой профессионального и высшего образования в рамках непрерывного образования (часть 7 статья 10), а также автономность и самостоятельность системы ДППО закреплена в статье 76:

- "дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды";

- "дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), к освоению которых допускаются лица, имеющие и (или) получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование";

- "содержание дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям".

В части 5 статьи 47 указано, что "педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года".

Не предусматривается проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по ДПП. В соответствии с частью 8 статьи 108 свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»