ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИКАЗ

от 11 августа 2022 года N 871

Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

(с изменениями на 19 января 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Рособрнадзора от 16 февраля 2023 года N 236 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.03.2023, N 0001202303240009) (вступил в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 29 февраля 2028 года);

приказом Рособрнадзора от 19 января 2024 года N 73 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2024, N 0001202402200001) (действует до 29 февраля 2028 года).

____________________________________________________________________



В соответствии с частью 11 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598), пунктом 1 и подпунктом 5.2.5 подпункта 5.2 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5344; 2021, N 17, ст.2976; 2022, N 1, ст.175),

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

1.2. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу приказы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

от 17 декабря 2013 г. N 1274 "Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2014 г., регистрационный N 31534);

от 5 августа 2016 г. N 1376 "О внесении изменений в Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 декабря 2013 г. N 1274" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября 2016 г., регистрационный N 43957).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует до 29 февраля 2028 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя И.К.Круглинского.

Руководитель
А.А.Музаев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

21 октября 2022 года,

регистрационный N 70648

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки
от 11 августа 2022 года N 871



Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

(с изменениями на 19 января 2024 года)



1. Настоящий Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее соответственно - Порядок, ГИА) определяет правила разработки контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), их использования при проведении ГИА, требования к условиям их хранения, режиму их защиты, к порядку и условиям размещения информации, содержащейся в КИМ, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

2. При проведении ГИА, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, используются КИМ, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

________________

Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 30, ст.4134) (далее - Федеральный закон).

Часть 11 статьи 59 Федерального закона.

3. Информация, содержащаяся в КИМ, используемых при проведении ГИА, относится к информации ограниченного доступа.

________________

Часть 11 статьи 59 Федерального закона.

4. КИМ разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с требованиями Порядка.

5. Комплексы заданий стандартизированной формы, входящие в состав КИМ, включают в себя условия заданий, инструкции по их выполнению.

6. Рособрнадзор организует разработку КИМ для проведения ГИА и критериев оцениваний экзаменационных работ, выполненных на основе этих КИМ (далее - критерии оценивания).

________________

Часть 14 статьи 59 Федерального закона.

7. В целях разработки КИМ и критериев оценивания Рособрнадзором создаются комиссии по разработке КИМ по каждому учебному предмету из числа работников образовательных и научных организаций (далее - Комиссии по разработке КИМ). Персональный состав Комиссий по разработке КИМ утверждается Рособрнадзором по представлению организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При отборе работников для включения в состав Комиссий по разработке КИМ учитываются наличие квалификации и опыта разработки и экспертизы материалов в области оценки качества образования.

8. Разработка КИМ включает следующие этапы:

определение структуры и содержания КИМ;

разработка новых заданий и (или) доработка имеющихся заданий в открытом банке заданий с учетом определения потребности в разработке новых заданий и (или) доработке имеющихся заданий;

научно-методическая экспертиза заданий.

9. Рособрнадзор ежегодно публикует на своем официальном сайте в сети "Интернет" или организует публикацию на сайте организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в сети "Интернет" (далее - сайт) документы, определяющие структуру и содержание КИМ, и демонстрационный вариант КИМ по каждому учебному предмету.

10. В целях проведения научно-методической экспертизы заданий организация, уполномоченная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекает экспертов из числа работников образовательных и научных организаций, имеющих высшее образование, опыт работы по профилю экспертизы в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы и основные профессиональные образовательные программы, и опыт проведения экспертизы материалов в области оценки качества образования. Персональный состав экспертов, привлекаемых к проведению научно-методической экспертизы, по представлению организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласовывается Рособрнадзором.

11. Рособрнадзор на своем официальном сайте в сети "Интернет" или организация, уполномоченная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на своем официальном сайте в сети "Интернет" обеспечивает функционирование открытого банка заданий, позволяющего осуществлять:

а) для всех пользователей - поиск заданий по тематической принадлежности и просмотр заданий;

б) для специалистов, определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - ОИВ), учредителями образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования (далее - учредители), дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения), - формирование на основе документов, указанных в пункте 9 Порядка, вариантов КИМ из открытого банка заданий.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Рособрнадзора от 16 февраля 2023 года N 236. - См. предыдущую редакцию)

12. Доступ к сведениям, указанным в подпункте "б" пункта 11 Порядка, осуществляется после регистрации и идентификации соответствующих специалистов в специализированном программном обеспечении открытого банка заданий. Регистрация указанных специалистов осуществляется организацией, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по представлению ОИВ, учредителей, загранучреждений.

13. ОИВ, учредители, загранучреждения обеспечивают тиражирование, хранение и обработку сформированных ими вариантов КИМ с применением и без применения средств автоматизации в целях проведения ГИА с обеспечением комплекса организационных и технических мер защиты содержащейся в КИМ информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении такой информации с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Сформированные варианты КИМ доставляются в пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

(Абзац дополнительно включен со 2 марта 2024 года приказом Рособрнадзора от 19 января 2024 года N 73)

________________

Часть 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

(Сноска дополнительно включена со 2 марта 2024 года приказом Рособрнадзора от 19 января 2024 года N 73)

14. Критерии оценивания направляются организацией, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в ОИВ по информационно-телекоммуникационным сетям с обеспечением защиты указанных сведений от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении указанных сведений с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

15. Для хранения КИМ и критериев оценивания выделяются помещения, исключающие доступ к ним лиц, не уполномоченных на ознакомление с указанной информацией, и позволяющие обеспечить сохранность указанных материалов.

16. КИМ выдаются участникам экзаменов и используются ими в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

________________

Часть 5 статьи 59 Федерального закона.

Критерии оценивания используются при осуществлении проверки, межрегиональной перекрестной проверки экзаменационных работ участников экзаменов, а также проверки в рамках установления правильности оценивания развернутых ответов (в том числе устных) участников экзаменов, подавших апелляции о несогласии с выставленными баллами.

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 марта 2024 года приказом Рособрнадзора от 19 января 2024 года N 73. - См. предыдущую редакцию)

17. После проведения ГИА неиспользованные и использованные КИМ и критерии оценивания направляются в места, определенные ОИВ, учредителями, загранучреждениями, для обеспечения их хранения.

Неиспользованные и использованные КИМ и критерии оценивания хранятся до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена. По истечении указанного срока перечисленные материалы уничтожаются лицами, определенными ОИВ, учредителями, загранучреждениями, с оформлением соответствующего акта.

18. После проведения ГИА и завершения проверки экзаменационных работ участников экзаменов все связанные с разработкой КИМ текущего года материалы на бумажных носителях (исходные задания, результаты экспертиз, экзаменационные материалы с подписями разработчиков) находятся на ответственном хранении в организации, уполномоченной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в течение трех лет, после чего подлежат уничтожению с оформлением соответствующего акта.

19. Лица, имеющие доступ к информации, содержащейся в КИМ и в критериях оценивания, принимают меры по защите указанной информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении указанной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Приложение N 2

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки
от 11 августа 2022 года N 871

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»