ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 20 июля 2020 года N 278

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих на праве собственности или на ином законном основании объекты теплоснабжения (тепловые установки и тепловые сети), с использованием риск-ориентированного подхода



В целях обеспечения внедрения при проведении плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих тепловые установки и тепловые сети, с использованием риск-ориентированного подхода

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению плановых проверок теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих на праве собственности или на ином законном основании объекты теплоснабжения (тепловые установки и тепловые сети) с использованием риск-ориентированного подхода.

Руководитель

А.В.Алёшин

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 20 июля 2020 года N 278

Методические рекомендации по проведению плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих на праве собственности или на ином законном основании объекты теплоснабжения, при осуществлении федерального государственного энергетического надзора с использованием риск-ориентированного подхода

I. Общие положения


1.1. Настоящие Методические рекомендации по проведению плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих на праве собственности или на ином законном основании объекты теплоснабжения, при осуществлении федерального государственного энергетического надзора с использованием риск-ориентированного подхода (далее - Методические рекомендации), содержат положения и рекомендации по организации и проведению плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, эксплуатирующих объекты теплоснабжения должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.

В приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям приводятся термины и их определения, которые используются в настоящих Методических рекомендациях.

1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре" (далее - Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре), приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 декабря 2017 г. N 557 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики и (или) требования безопасности в сфере теплоснабжения, которые подлежат применению при проведении плановых проверок поднадзорных субъектов (объектов) при осуществлении федерального государственного энергетического надзора (далее - приказ Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557 "Об утверждении форм проверочных листов"), приказом Ростехнадзора от 30 января 2015 г. N 38 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора" (далее - Административный регламент от 30 января 2015 г. N 38).

1.3. Должностными лицами Ростехнадзора при осуществлении государственного энергетического надзора при проведении плановых проверок (документарных и (или) выездных) деятельности теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций соблюдаются правила по организации и проведению плановых проверок, установленные федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям приводится справочная информация о планировании, организации, проведении, оформлении результатов плановых проверок и использовании результатов проверок в контрольно-надзорной деятельности, составленная на базе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов.

II. Особенности применения риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок деятельности теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, эксплуатирующих объекты теплоснабжения


2.1. Риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации, эксплуатирующих объекты теплоснабжения, внедряется в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и повышения результативности контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ интенсивность (форма, продолжительность, периодичность) проведения плановых проверок определяется отнесением деятельности теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации, эксплуатирующих объекты теплоснабжения, к определенной категории риска.

2.2. В соответствии с частью 3 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ отнесение деятельности теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации, эксплуатирующих объекты теплоснабжения, к определенной категории риска осуществляется Ростехнадзором с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований и вероятности несоблюдения теплоснабжающей организацией и (или) теплосетевой организацией данных обязательных требований.

2.3. В соответствии с пунктом 2 приложения к Положению об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610, все теплоснабжающие организации, теплосетевые организации в зависимости от установленной мощности эксплуатируемых ими объектов теплоснабжения разделены на три категории риска.

В таблице N 1 приводятся критерии отнесения деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих объекты теплоснабжения, к категориям риска.

2.4. В случае если теплоснабжающая организация или теплосетевая организация эксплуатируют объекты разной установленной мощности, то их деятельности присваивается наиболее высокая категория риска согласно установленной мощности эксплуатируемого объекта, отвечающая наиболее высокой категории риска.

2.5. В случае если эксплуатируемый теплоснабжающей организацией объект теплоснабжения является единственным источником тепловой энергии в системе теплоснабжения, деятельности теплоснабжающей организации, эксплуатирующей этот объект теплоснабжения, присваивается более высокая категория риска.

2.6. В соответствии с пунктом 14 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610, в соответствии с категорией риска теплоснабжающей организации, теплосетевой организации устанавливается периодичность их плановых проверок.

Периодичность плановых проверок теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций в зависимости от их категорий риска указана в таблице N 2.

Таблица N 1

Критерии отнесения деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, эксплуатирующих объекты теплоснабжения, к категориям риска

Категория риска

III

IV

V

 

Категория среднего риска

Категория умеренного риска

Категория низкого риска

Установленная мощность объектов теплоснабжения

от 10 МВт включительно и выше

от 0,15 МВт включительно до 10 МВт

менее 0,15 МВт

2.7. Категория риска деятельности теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, эксплуатирующих объекты теплоснабжения, определённая по значению установленной мощности объекта теплоснабжения, согласно классификации, приведенной в таблице N 2 настоящих Методических рекомендаций, является "статической" (базовой).

Таблица N 2

Периодичность проведения плановых проверок теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций в зависимости от их категорий риска

Категория риска

III

IV

V

 

Категория среднего риска

Категория умеренного риска

Категория низкого риска

Период между плановыми проверками

Не чаще одного раза в 5 лет

Не чаще одного раза в 6 лет

Не проводятся

2.8. На основании полученных результатов плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций их категории риска, а также интенсивность (форма, продолжительность, периодичность) проведения мероприятий по контролю (надзору) в отношении них подлежат пересмотру. В этих целях используется динамическая модель риск-ориентированного подхода.

2.9. При использовании динамической модели риск-ориентированного подхода категории риска теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций подлежат пересмотру в соответствии с положениями подпунктов (б) и (в) пункта 6 Приложения к Положению об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610, на основании оценки вероятности несоблюдения обязательных требований безопасности в сфере теплоснабжения следующим образом.

2.9.1. Деятельность теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, подлежащая отнесению в соответствии с таблицей N 1 настоящих Методических рекомендаций к категориям среднего и умеренного риска, подлежит пересмотру в части отнесения к категориям соответственно умеренного и низкого риска при соблюдении одного из следующих условий:

отсутствие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о назначении наказания теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, их должностным лицам и иным работникам за нарушение обязательных требований, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;

отсутствие по итогам последней проверки вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.9-9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.9.2. Деятельность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, подлежащая отнесению в соответствии с таблицей N 1 настоящих Методических рекомендаций к категориям умеренного и низкого риска, подлежит отнесению к категориям соответственно среднего и умеренного риска в случае возникновения одного из следующих оснований:

наличие в течение 5 лет, предшествующих дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу судебного акта или постановления о привлечении к уголовной и (или) административной ответственности теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, их должностных лиц и иных работников за нарушение требований по обеспечению исправности и безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, повлекшее возникновение аварии, расследуемой органами государственного надзора, или несчастного случая со смертельным исходом;

наличие в течение периода, указанного в таблице N 2 настоящих Методических рекомендаций, предшествующего дню присвоения в установленном порядке определенной категории риска, вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.10. В приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям приводится описание рекомендуемого порядка пересмотра категорий риска теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, эксплуатирующих объекты теплоснабжения.

Данный порядок содержит описание этапов по присвоению категории риска теплоснабжающей организации, теплосетевой организации по установленной мощности эксплуатируемых ими объектов теплоснабжения для целей определения периодичности плановых проверок и её последующего уточнения при проведении очередных плановых проверок деятельности теплоснабжающей организации, теплосетевой организации.

III. Рекомендации по проведению выездных плановых проверок деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций с использованием риск-ориентированного подхода


3.1. Выездная плановая проверка проводится в сроки, указанные в ежегодном плане проведения плановых проверок.

3.2. В соответствии с пунктом 4.1 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 610, должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющие государственный надзор, при проведении проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Выездная плановая проверка деятельности теплоснабжающей организации, теплосетевой организации выполняется с использованием проверочного листа, приведенного в приложении N 5 к приказу Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 557 "Об утверждении форм проверочных листов".

3.3. Должностным лицам Ростехнадзора в целях обеспечения качества, рациональной организации работ при проведении плановой проверки деятельности теплоснабжающей организации, теплосетевой организации перед проведением плановой проверки рекомендуется ознакомиться по имеющимся базам данных с особенностями эксплуатируемых ими объектов теплоснабжения.

В приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям приведена справочная информация о возможных компоновках, принципиальных технологических схемах, проектно-конструкторских решениях объектов теплоснабжения.

3.4. При проведении плановых выездных проверок проводится:

проверка наличия на проверяемом объекте необходимой документации, её соответствие предъявляемым к ней требованиям;

визуальный осмотр объектов теплоснабжения.

IV. Проверка соответствия документации теплоснабжающей организации, теплосетевой организации предъявляемым к ней обязательным требованиям


4.1. При проведении плановой выездной проверки проверяется наличие у теплоснабжающей организации, теплосетевой организации необходимой документации:

по организации эксплуатации объекта;

по надзору за техническим состоянием и обеспечению безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений;

по работе с персоналом;

по организации и проведению работ в области охраны труда, техники безопасности;

по анализу имевших место аварий и отступлений от требований безопасности на объекте;

по анализу имевших место несчастных случаев на производстве.

4.2. При проверке документации по организации эксплуатации объектов теплоснабжения проверяется наличие и соответствие предъявляемым требованиям:

организационно-распорядительной документации (структура эксплуатирующей организации, документы о назначении на должность руководителя эксплуатирующей организации, документы, подтверждающие полномочия назначенных представителей, приказ о распределении обязанностей в руководстве эксплуатирующей организации);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»