Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 июля 2022 года N 1342-р
В соответствии с Концепцией развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром просвещения Российской Федерации 20.05.2022:
1. Утвердить Положение о деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга (далее - Положение), согласно приложению.
2. Рекомендовать администрациям районов Санкт-Петербурга руководствоваться Положением при организации деятельности педагогов-психологов в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию Борщевского А.А.
Председатель Комитета
Н.Г.Путиловская
Положение о деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга
1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации работы педагогов-психологов в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию (далее - Комитет) и администраций районов Санкт-Петербурга (далее - образовательные учреждения).
Под образовательными учреждениями понимаются:
государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга, реализующие основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего образования, основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
государственные бюджетные учреждения дополнительного образования центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
государственные бюджетные учреждения дополнительного образования, реализующие дополнительные общеразвивающие программы;
Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Санкт-Петербурга.
1.2. Деятельность педагога-психолога осуществляется в соответствии с:
Семейным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепцией развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром просвещения Российской Федерации 20.05.2022;
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";
Законом Санкт-Петербурга от 28.02.2018 N 124-26 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге";
распоряжением Комитета по образованию от 24.08.2021 N 2395-р "Об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению";
1.3. Методическое обеспечение деятельности педагогов-психологов осуществляется государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.
1.4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
педагог-психолог - психолог - специалист, занимающийся изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической поддержки и сопровождения;
психолого-педагогическая помощь - непосредственная работа педагога-психолога, определяемая положениями статьи 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также профессиональным стандартом и другими нормативными документами, направленная на преодоление затруднений психологического характера и предупреждение психологического неблагополучия в развитии личности обучающегося;
психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся, психологической поддержки обучающихся, включая психологическое сопровождение образовательного процесса;
ЦППМСП - государственные образовательные учреждения дополнительного образования, осуществляющие деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, находящиеся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
ППК - психолого-педагогический консилиум образовательной организации;
ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
ФГОС ООО - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
ФГОС ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
ФГОС НОО - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
ФГОС СОО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
1.5. Целевые группы участников образовательных отношений, которым оказывается психологическая помощь
1.5.1. Несовершеннолетние:
I. Нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления.
II. Дети, испытывающие трудности в освоении основных и адаптированных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
III. Категории детей, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости:
1) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также обучающиеся, находящиеся под опекой;
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья;
дети-инвалиды;
дети с отклоняющимся поведением (агрессивным, аддиктивным, асоциальным, виктимным, суицидальным и т.п.) и противоправным поведением;
несовершеннолетние обучающиеся, признанные в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления, в отношении которых осуществляются различные виды и формы психолого-педагогической помощи;
несовершеннолетние, прибывающие из зон боевых действий;
2) одаренные дети.
1.5.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних, указанных в п.1.5.1 Положения.
1.5.3. Педагогические работники:
администрация образовательных учреждений, педагоги, работающие с несовершеннолетними, а также членами их семей, относящимися к вышеперечисленным группам;
специалисты служб сопровождения образовательных учреждений, оказывающие помощь несовершеннолетним и их семьям.
2.1. Целью деятельности педагога-психолога является оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, направленной на своевременное обеспечение сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, содействие позитивной социализации с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья, личностных особенностей.
Задачами профессиональной деятельности педагога-психолога являются:
1) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;
2) оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
3) организационно-методическое сопровождение педагогов и их профессионального взаимодействия.
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
психолого-педагогическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
психолого-педагогическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
психолого-педагогическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов и других специалистов;
консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), - педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
4.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях включает:
психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных, адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС ОВЗ, ФГОС О у/о, и дополнительных образовательных программ;
участие в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды, а также проведении ее психологической экспертизы;
создание обучающимся условий для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания;
реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей;
сотрудничество с педагогическими работниками по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
содействие позитивной социализации обучающихся;
содействие реализации программ воспитания обучающихся;
психологическая диагностика обучающихся, проведение психолого-педагогических и социально-психологических мониторингов;