Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 апреля 2022 года N 746-р
О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга
(с изменениями на 29 ноября 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29 ноября 2023 года N 1520-р (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 04.12.2023).
____________________________________________________________________
В соответствии с Концепцией создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174:
1. Утвердить Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга согласно приложению N 1.
2. Утвердить Положение о региональной стажировочной площадке согласно приложению N 2.
3. Признать утратившими силу:
распоряжение Комитета по образованию от 23.07.2021 N 2116-р "О создании и функционировании региональной системы научно-методическою сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга";
распоряжение Комитета по образованию от 13.08.2021 N 2288-р "Об утверждении Положения о региональной стажировочной площадке".
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета Тимофеева С.П.
Председатель Комитета
Н.Г.Путиловская
Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга (далее - Положение, РСНМС) определяет, цели и задачи, принципы формирования, структуру и функциональную нагрузку РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, основные направления и системообразующие мероприятия, показатели эффективности в целях обеспечения реализации мероприятий федерального перечня проектов "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Санкт-Петербурга.
1.2. Правовая основа создания и функционирования РСНМС:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа";
методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленные совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации и общероссийским Профсоюзом образования от 21.12.2021 N А3-1128/08.
Для целей настоящего Положения применяются следующие понятия и определения:
"горизонтальное обучение" педагогических работников и управленческих кадров - обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров;
дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки;
дефицит профессиональных компетенций - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, различные затруднения в реализации трудовых функций;
диагностика профессиональных компетенций - комплекс независимых оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями;
единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования федерального и регионального уровней;
информационно-аналитическая система "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста" - информационная система, обеспечивающая автоматизацию функционирования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга на основе профессиональной диагностики и построения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов;
инфраструктура методического сопровождения Санкт-Петербурга - совокупность образовательных организаций и общественных институтов, обеспечивающих институциональную возможность достижения высоких образовательных результатов в рамках профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга, в том числе через реализацию индивидуального образовательного маршрута, построенного с учетом профессиональных запросов работников и потребностей на дальнейший профессиональный и карьерный рост, а также повышение квалификации и переподготовку;
каскадная модель повышения квалификации - научно обоснованная и отвечающая современным нормативным требованиям система организационно-управленческих действий, объединенных в специальные стратегии, которые могут быть предприняты и реализованы для обеспечения доступности педагогическим работникам и управленческим кадрам образовательных организаций оперативной и компетентной поддержки (помощи) в части обеспечения современного качества образования на основе эффективного планирования и использования ресурсов на всех уровнях управления: региональном, районном, институциональном;
методическое объединение педагогических работников - организация деятельности педагогических работников, объединенных предметной или проблемной профессиональной областью, обеспечивающая системное повышение их профессионального мастерства;
методическая работа - комплекс мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлены на всестороннее развитие профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических кадров;
методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
научно-методический центр сопровождения педагогических работников - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;
непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития
педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в региональной системе научно-методического сопровождения не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования;
профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - региональный сегмент единой федеральной системы научно-методического сопровождения; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня (организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Санкт-Петербурга, имеющие соответствующую лицензию на дополнительное образование (дополнительное профессиональное образования), образовательные организации высшего и среднего профессионального образования по укрупненным группам специальностей "Образование и педагогические науки", структуры в составе органа управления образованием или образовательной организации, уполномоченные осуществлять методическое (научно-методическое) сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, а также лица, ответственные за организацию методической (научно-методической) работы в образовательных организациях, региональные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, профессиональные педагогические сообщества), обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий в различных формах информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
региональный методический актив - объединение региональных и районных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
стажировка педагогических работников и управленческих кадров - форма непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе в ходе освоения программ дополнительного профессионального образования, предполагающая обучение педагогических работников, управленческих кадров в процессе трудовой деятельности;
тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ дополнительного профессионального образования, в том числе в формате стажировки, программ дополнительного профессионального образования Федерального реестра, обеспечивающий таким образом персонифицированное сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в процессе повышения их квалификации и развития профессионального мастерства;
управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в региональной системе научно-методического сопровождения относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
федеральный реестр дополнительных профессиональных программ - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам, отвечающим современным задачам системы образования;
центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - структурное подразделение государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, осуществляющее координацию деятельности субъектов региональной системы научно-методического сопровождения в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
3.1. Анализ результатов функционирования РСНМС предшествующего этапа, выявление и рефлексия существующих проблемных зон позволяют сформулировать следующий комплекс актуальных вызовов в контексте развития РСНМС в перспективе до 2024 года:
3.1.1. Вызовы в области управления РСНМС:
недостаточная сформированность "гибких" механизмов эффективного управления РСНМС с учетом региональных условий;
недостаточная сформированность сетевого взаимодействия субъектов РСНМС;
недостаточная взаимосвязь процессов и результатов функционирования субъектов РСНМС регионального и районного уровней; рассинхронизация отдельных критериев и индикаторов эффективности функционирования различных субъектов РСНМС регионального и районного уровней;
отсутствие разработанных вариативных процедур и инструментов оценки эффективности функционирования РСНМС с учетом региональных условий.