Министерство просвещения Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "АКАДЕМИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПИСЬМО
от 6 июля 2021 года N 2163
Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" по поручению Министерства просвещения Российской Федерации дополнены методические рекомендации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания в каждом субъекте Российской Федерации региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), а также в рамках реализации мероприятий распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста".
И.о. директора
П.В.Кузьмин
В 2020 году Министерством просвещения Российской Федерации была утверждена Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - Концепция, Система, Единая федеральная система) (Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров").
В Концепции определены роль и место Министерства просвещения Российской Федерации, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, организаций высшего и среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы социально-педагогической направленности, региональных систем повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в единой федеральной системе научно-методического сопровождения.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, требуется обеспечить создание и функционирование в субъектах Российской Федерации системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров регионального уровня в рамках реализации мероприятий распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста".
Настоящие методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания в каждом субъекте Российской Федерации региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), а также в рамках реализации мероприятий распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста".
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе по созданию и функционированию в субъектах Российской Федерации Центров непрерывного повышения профессионального мастерства (далее - ЦНППМ), осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор). Адрес сайта: https://www.apkpro.ru/.
Цель методических рекомендаций: определение основных подходов к созданию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, определение примерного положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, установление механизмов оказания методической и информационной поддержки со стороны Федерального оператора.
Основная задача рекомендаций: содействие повышению готовности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также органов власти муниципального уровня, структур, непосредственно осуществляющих повышение квалификации и профессиональное развитие педагогов и управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях, эффективно действовать в условиях реализации приоритетов государственной политики в области образования и с целью создания Единой федеральной системы научно-методического сопровождения.
Для реализации цели и основной задачи настоящих рекомендаций определяются принципы формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - РНМС):
1. Соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников.
2. Соответствие мероприятий по повышению профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках федерального проекта, для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
3. Создание единого образовательного пространства для обмена опытом в сфере дополнительного профессионального (педагогического) образования между субъектами Единой федеральной системы и трансляции федеральной повестки в субъекты Российской Федерации.
Основные механизмы формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
1. Нормативное правовое обеспечение* деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
_________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
2. Объединение ресурсов Единой федеральной системы и уже существующей региональной системы дополнительного профессионального педагогического образования, в том числе ЦНППМ, через формирование и ведение паспорта региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - паспорт ДППО).
3. Наделение регионального центра непрерывного повышения профессионального мастерства полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и агрегированию информации об имеющихся в субъекте Российской Федерации ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
4. Формирование кадрового состава региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур, в том числе проводимых Федеральным оператором.
5. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета субъекта Российской Федерации на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в Федеральном реестре образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования (далее - ФР ДПП) и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
6. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных Федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации дополнительных профессиональных педагогических программ.
7. Использование цифровой системы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования субъекта Российской Федерации.
Субъектами региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
- орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования (далее - РОИВ);
- ЦНППМ;
- региональная организация дополнительного профессионального образования (ИРО/ИПК);
- муниципальные методические службы;
- муниципальные учреждения дополнительного профессионального образования;
- муниципальные методические объединения, профессиональные сообщества и ассоциации, методические советы образовательных организаций;
- образовательные организации среднего профессионального образования по УГС "Образование и педагогические науки".
Полномочия по сохранению единого образовательного пространства на территории субъекта РФ и его интеграции в Единую федеральную систему возложены на РОИВ.
РОИВ:
- обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей федерального проекта;
- разрабатывает и утверждает паспорт ДППО и направляет на согласование Федеральному оператору в сроки, определяемые Федеральным оператором;
- обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, РОИВ и организацией, на базе которой создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает согласование с Федеральным оператором руководителя ЦНППМ;
- обеспечивает финансирование региональной системы.
РОИВ утверждает распорядительным актом Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (Приложение N 3*), которое:
_________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
- устанавливает роль, функции, права, ответственность и механизмы взаимодействия участников региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- наделяет созданный в субъекте РФ ЦНППМ полномочиями координатора региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
_________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
- определяет ответственного от РОИВ за контроль деятельности по формированию и ведению паспорта ДППО;
- закрепляет показатели эффективности функционирования РСНМС и определяет ответственного за проведение мониторинга РСНМС по показателям;
- определяет комплекс мероприятий по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров субъекта РФ.
ЦНППМ выступают координаторами региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Функции ЦНППМ:
- обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
- обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта ДППО в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования;
- определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
- обеспечивает ведение реестра работников муниципальных методических служб;
- обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб в рамках трехстороннего соглашения;
- формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
- обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения учителей;
- создает условия (кадровые, материально-технические, методические) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
- обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из ФР ДПП);
- организует адресную методическую поддержку/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках федерального проекта.
Региональные организации дополнительного профессионального (педагогического) образования (ИРО/ИПК) выполняют функцию по разработке и обновлению содержания дополнительного профессионального (педагогического) образования и реализации программ дополнительного профессионального (педагогического) образования.
Функции ИРО/ИПК:
- обеспечивает разработку дополнительных профессиональных педагогических программ (далее - ДПП) в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;