МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 марта 2022 года N 157

Об утверждении методических рекомендаций для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников

(с изменениями на 8 июня 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтруда России от 21 апреля 2022 года N 249;

приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349.

____________________________________________________________________



В целях методического обеспечения организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъектов Российской Федерации

(Преамбула в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349. - См. предыдущую редакцию)

приказываю:

Утвердить методические рекомендации для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников согласно приложению.

Министр
А.Котяков



Приложение
к приказу Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 22 марта 2022 года N 157



Методические рекомендации для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников

(с изменениями на 8 июня 2022 года)

I. Общие положения

     

1. Методические рекомендации для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников разработаны в целях методического обеспечения деятельности органов службы занятости субъектов Российской Федерации в условиях повышенных рисков высвобождения работников и содержат унифицированные подходы и рекомендации для органов службы занятости к:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349. - См. предыдущую редакцию)

________________

Далее - Рекомендации.

организации превентивного мониторинга высвобождения работников;

проведению мероприятий по трудоустройству высвобождаемых работников;

проведению мероприятий по адаптации высвобождаемых работников к рынку труда.

2. Для целей Методических рекомендаций для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников используются следующие основные понятия:

а) "превентивный мониторинг состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников" - комплекс мероприятий, проводимых органами службы занятости, которые направлены на выявление перечня работодателей, имеющих риск высвобождения работников, и выявление перечня высвобождаемых работников;

б) "мероприятия по содействию в трудоустройстве высвобождаемых работников" - комплекс мероприятий, проводимых органами службы занятости, которые направлены на предупреждение массовой безработицы среди высвобождаемых работников;

в) "мероприятия по социальной адаптации высвобождаемых работников" - комплекс мероприятий (тренинги, мастер-классы), направленных на подготовку высвобождаемых работников к выходу на рынок труда;

г) "высвобождаемые работники","работники, находящиеся под риском увольнения", "граждане, имеющие риск высвобождения" - граждане, относящиеся к одной из следующих категорий:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349. - См. предыдущую редакцию)

граждане, планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации либо с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением с ними трудовых договоров;

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349. - См. предыдущую редакцию)

граждане, переведенные по инициативе работодателя на работу в режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;

граждане, находящиеся в простое;

граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого применена процедура несостоятельности (банкротства);

граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;

д) "штаб" - межведомственный коллегиальный (совещательный) орган, создаваемый на уровне субъекта Российской Федерации в целях оперативного решения вопросов в сфере занятости населения;

е) "типовой пакет материалов" - перечень материалов (рекомендуемые формы, примеры, макеты информационных материалов и иные методические материалы) для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведения мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников.

3. В целях сохранения экономической и социальной стабильности, предупреждения безработицы органам службы занятости рекомендуется осуществлять работу в следующих направлениях:

а) взаимодействие с работодателями, имеющими риск высвобождения работников;

б) взаимодействие с работодателями, имеющими потребность в рабочей силе;

в) организация работы временных консультационных пунктов;

г) подготовка и ведение реестра мер поддержки, реализуемых в субъекте Российской Федерации для работодателей, имеющих риски изменения структуры занятости персонала (высвобождение или наличие потребности) и организация работы штабов;

д) информационная поддержка мероприятий, проводимых органами службы занятости.

(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349. - См. предыдущую редакцию)

II. Взаимодействие с работодателями, имеющими риск высвобождения работников

     

4. Органы службы занятости в рамках организации взаимодействия с работодателями, имеющими риск высвобождения работников, обеспечивают закрепление каждого предприятия/организации за конкретным работником центра занятости населения, комплексно занимающегося вопросами кадрового обеспечения конкретных предприятий, учитывающего отраслевые требования к персоналу при подборе кадров, оказывающего методическую и практическую помощь при необходимости трудоустройства высвобождаемых граждан на другие предприятия по профессиям того же профиля или смежным профессиям.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 21 апреля 2022 года N 249. - См. предыдущую редакцию)

5. Органы службы занятости обеспечивают регулярный анализ в профессионально-квалификационном разрезе снижения количества вакансий и роста резюме и при выявлении указанных тенденций в определенной отрасли (профессии) принимают меры по взаимодействию с работодателями соответствующих отраслей, в том числе с работодателями иных субъектов Российской Федерации.

6. Органы службы занятости осуществляют в ежедневном режиме следующие виды превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников:

оперативный мониторинг рисков высвобождения;

предупредительный мониторинг рисков высвобождения.

7. Информационную основу для проведения оперативного мониторинга рисков высвобождения составляют:

а) сведения, предоставляемые работодателями в соответствии с формами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения":

________________

Далее - приказ N 24.

сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров;

сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также простое (приостановке работы);

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве);

б) сведения о высвобождаемых работниках (отдельно по каждому высвобождаемому работнику), предоставляемые работодателями.

________________

Рекомендуемые формы для ведения базы сведений о высвобождаемых работниках приведены в типовом пакете материалов.

8. Для проведения оперативного мониторинга рисков высвобождения на основании сведений, указанных в пункте 7 Рекомендаций, органы службы занятости формируют:

а) базу данных о работодателях, имеющих риск высвобождения работников.

________________

Рекомендуемый состав сведений, включаемых в базу данных о работодателях, планирующих высвобождение работников, представлен в типовом пакете материалов.

б) базу данных о высвобождаемых работниках.

________________

Рекомендуемый состав сведений, включаемых в базу данных о высвобождаемых работниках, представлен в типовом пакете материалов.

При формировании и ведении указанных баз данных органы службы занятости обеспечивают соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных.

При формировании баз данных работодателей и высвобождаемых работников рекомендуется использовать дополнительные сведения о работодателях и высвобождаемых работниках, которые на текущий момент не применяются в сведениях, предоставляемых работодателями в соответствии с формами, утвержденными приказом N 24.

9. На основании проведения анализа сведений о высвобождаемых работниках органы службы занятости осуществляют разработку индивидуального перечня мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников.

10. Информационную основу для проведения предупредительного мониторинга рисков высвобождения составляют сведения, размещенные в открытых источниках. Перечень открытых источников, на основании которых осуществляется предупредительный мониторинг рисков высвобождения, может включать:

официальные сайты органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

средства массовой информации;

________________

Далее - СМИ.

социальные сети;

мессенджеры;

сайты работодателей и иные источники.

11. Поиск в открытых источниках информации может осуществляться по следующим поисковым запросам: увольнение, сокращение, неполный рабочий день, неоплачиваемый отпуск, банкротство, остановка предприятия, предприятие (завод, производство) закрылось (будут закрывать), задержка зарплаты, ликвидация предприятия, высвобождение работников, период простоя, недостаток комплектующих и другие.

12. Для проведения предупредительного мониторинга рисков высвобождения органы службы занятости на основании сведений, размещенных в открытых источниках, указанных в пункте 10 Рекомендаций, формируют базу данных о работодателях, имеющих риск высвобождения работников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»