ПРИКАЗ
от 22 марта 2022 года N 157
(с изменениями на 8 июня 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтруда России от 21 апреля 2022 года N 249;
приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349.
____________________________________________________________________
В целях методического обеспечения организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъектов Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349. - См. предыдущую редакцию)
приказываю:
Утвердить методические рекомендации для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников согласно приложению.
Министр
А.Котяков
Методические рекомендации для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников
(с изменениями на 8 июня 2022 года)
1. Методические рекомендации для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников разработаны в целях методического обеспечения деятельности органов службы занятости субъектов Российской Федерации в условиях повышенных рисков высвобождения работников и содержат унифицированные подходы и рекомендации для органов службы занятости к:
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349. - См. предыдущую редакцию)
________________
Далее - Рекомендации.
организации превентивного мониторинга высвобождения работников;
проведению мероприятий по трудоустройству высвобождаемых работников;
проведению мероприятий по адаптации высвобождаемых работников к рынку труда.
2. Для целей Методических рекомендаций для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников используются следующие основные понятия:
а) "превентивный мониторинг состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников" - комплекс мероприятий, проводимых органами службы занятости, которые направлены на выявление перечня работодателей, имеющих риск высвобождения работников, и выявление перечня высвобождаемых работников;
б) "мероприятия по содействию в трудоустройстве высвобождаемых работников" - комплекс мероприятий, проводимых органами службы занятости, которые направлены на предупреждение массовой безработицы среди высвобождаемых работников;
в) "мероприятия по социальной адаптации высвобождаемых работников" - комплекс мероприятий (тренинги, мастер-классы), направленных на подготовку высвобождаемых работников к выходу на рынок труда;
г) "высвобождаемые работники","работники, находящиеся под риском увольнения", "граждане, имеющие риск высвобождения" - граждане, относящиеся к одной из следующих категорий:
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349. - См. предыдущую редакцию)
граждане, планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации либо с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением с ними трудовых договоров;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349. - См. предыдущую редакцию)
граждане, переведенные по инициативе работодателя на работу в режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;
граждане, находящиеся в простое;
граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого применена процедура несостоятельности (банкротства);
граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;
д) "штаб" - межведомственный коллегиальный (совещательный) орган, создаваемый на уровне субъекта Российской Федерации в целях оперативного решения вопросов в сфере занятости населения;
е) "типовой пакет материалов" - перечень материалов (рекомендуемые формы, примеры, макеты информационных материалов и иные методические материалы) для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведения мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников.
3. В целях сохранения экономической и социальной стабильности, предупреждения безработицы органам службы занятости рекомендуется осуществлять работу в следующих направлениях:
а) взаимодействие с работодателями, имеющими риск высвобождения работников;
б) взаимодействие с работодателями, имеющими потребность в рабочей силе;
в) организация работы временных консультационных пунктов;
г) подготовка и ведение реестра мер поддержки, реализуемых в субъекте Российской Федерации для работодателей, имеющих риски изменения структуры занятости персонала (высвобождение или наличие потребности) и организация работы штабов;
д) информационная поддержка мероприятий, проводимых органами службы занятости.
(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 8 июня 2022 года N 349. - См. предыдущую редакцию)
4. Органы службы занятости в рамках организации взаимодействия с работодателями, имеющими риск высвобождения работников, обеспечивают закрепление каждого предприятия/организации за конкретным работником центра занятости населения, комплексно занимающегося вопросами кадрового обеспечения конкретных предприятий, учитывающего отраслевые требования к персоналу при подборе кадров, оказывающего методическую и практическую помощь при необходимости трудоустройства высвобождаемых граждан на другие предприятия по профессиям того же профиля или смежным профессиям.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минтруда России от 21 апреля 2022 года N 249. - См. предыдущую редакцию)
5. Органы службы занятости обеспечивают регулярный анализ в профессионально-квалификационном разрезе снижения количества вакансий и роста резюме и при выявлении указанных тенденций в определенной отрасли (профессии) принимают меры по взаимодействию с работодателями соответствующих отраслей, в том числе с работодателями иных субъектов Российской Федерации.
6. Органы службы занятости осуществляют в ежедневном режиме следующие виды превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников:
оперативный мониторинг рисков высвобождения;
предупредительный мониторинг рисков высвобождения.
7. Информационную основу для проведения оперативного мониторинга рисков высвобождения составляют:
а) сведения, предоставляемые работодателями в соответствии с формами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения":
________________
Далее - приказ N 24.
сведения о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров;
сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также простое (приостановке работы);
сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве);
б) сведения о высвобождаемых работниках (отдельно по каждому высвобождаемому работнику), предоставляемые работодателями.
________________
Рекомендуемые формы для ведения базы сведений о высвобождаемых работниках приведены в типовом пакете материалов.
8. Для проведения оперативного мониторинга рисков высвобождения на основании сведений, указанных в пункте 7 Рекомендаций, органы службы занятости формируют:
а) базу данных о работодателях, имеющих риск высвобождения работников.
________________
Рекомендуемый состав сведений, включаемых в базу данных о работодателях, планирующих высвобождение работников, представлен в типовом пакете материалов.
б) базу данных о высвобождаемых работниках.
________________
Рекомендуемый состав сведений, включаемых в базу данных о высвобождаемых работниках, представлен в типовом пакете материалов.
При формировании и ведении указанных баз данных органы службы занятости обеспечивают соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных.
При формировании баз данных работодателей и высвобождаемых работников рекомендуется использовать дополнительные сведения о работодателях и высвобождаемых работниках, которые на текущий момент не применяются в сведениях, предоставляемых работодателями в соответствии с формами, утвержденными приказом N 24.
9. На основании проведения анализа сведений о высвобождаемых работниках органы службы занятости осуществляют разработку индивидуального перечня мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников.
10. Информационную основу для проведения предупредительного мониторинга рисков высвобождения составляют сведения, размещенные в открытых источниках. Перечень открытых источников, на основании которых осуществляется предупредительный мониторинг рисков высвобождения, может включать:
официальные сайты органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;
средства массовой информации;
________________
Далее - СМИ.
социальные сети;
мессенджеры;
сайты работодателей и иные источники.
11. Поиск в открытых источниках информации может осуществляться по следующим поисковым запросам: увольнение, сокращение, неполный рабочий день, неоплачиваемый отпуск, банкротство, остановка предприятия, предприятие (завод, производство) закрылось (будут закрывать), задержка зарплаты, ликвидация предприятия, высвобождение работников, период простоя, недостаток комплектующих и другие.
12. Для проведения предупредительного мониторинга рисков высвобождения органы службы занятости на основании сведений, размещенных в открытых источниках, указанных в пункте 10 Рекомендаций, формируют базу данных о работодателях, имеющих риск высвобождения работников.