Неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, ее весомым и значимым компонентом является социальное обслуживание граждан.
Современная система социального обслуживания должна включать в себя комплекс социальных услуг различным социальным слоям населения, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в посторонней помощи и поддержке, а также должна быть нацелена на повышение доступности, качества и эффективности предоставляемых услуг.
В последнее время развитию этой сферы уделяется большое внимание. В 2008 году в системе социального обслуживания Амурской области начались конструктивные изменения, когда полномочия в сфере социальной защиты населения были переданы с муниципального уровня на уровень субъекта. Созданная единая вертикаль власти позволила унифицировать функции предоставления населению социальных услуг, а также требования, предъявляемые к деятельности учреждений, обеспечить равный объем прав на социальное обслуживание гражданам, проживающим на территории области, централизовано контролировать процесс предоставления социальных услуг населению, оказывать единую методическую поддержку.
В последующем работа по развитию сети областных социальных учреждений была продолжена. В 2008 году созданы 3 новых госучреждения: социальный приют для детей и подростков в г. Зея, 2 комплексных центра социального обслуживания населения в Тамбовском и Михайловском районах. В 2009 году создано государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Райчихинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" с коечной мощностью 160 мест. В 2010 году сдан в эксплуатацию "Благовещенский специальный дом для одиноких престарелых "Ветеран" на 60 квартир, начало свою работу государственное автономное учреждение "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий" в п. Ушумун Магдагачинского района на 100 мест. В 2013 году открыт Тындинский комплексный центр социального обслуживания населения.
В целях оптимизации сети социальных учреждений в 2009 году произошло слияние отдельных учреждений социального обслуживания граждан, в результате чего их количество сократилось на четыре единицы. В 2012 году вследствие укрупнения сокращено количество специальных домов для одиноких престарелых. В 2013 году ведется работа по сокращению количества областных учреждений социального обслуживания граждан еще на 3 единицы. Одновременно в области внедряются новые технологии и методы работы, такие как "Приемная семья" для пожилого человека, планируется создание на базе социальных учреждений "Патронажных служб" (служба сиделок).
Безусловно, нынешнее развитие системы социального обслуживания граждан Амурской области связано с реформами, проводимыми в бюджетной сфере.
В результате перехода на новые принципы функционирования и финансирования государственных учреждений сегодняшняя система социальной защиты населения области включает в себя 21 государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам, 26 государственных бюджетных учреждений (10 комплексных центров социального обслуживания населения, 8 социальных приютов для детей, 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 5 специальных домов для престарелых и инвалидов), 10 государственных автономных учреждений (9 организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Бардагон").
В настоящее время областные учреждения социального обслуживания успешно трудятся в статусе автономных и бюджетных учреждений. Внедрение элементов рыночного регулирования деятельности создает большие возможности для их развития, способствует повышению качества предоставляемых услуг, уровня оплаты труда сотрудников.
Обеспечение деятельности сети социальных учреждений осуществляется как за счет средств областного бюджета, так и за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности.
Финансирование автономных и бюджетных учреждений за счет средств областного бюджета осуществляется в виде субсидий на предоставление услуг (выполнение работ) учреждениями социального обслуживания в соответствии с объемами и качеством, утвержденными в государственном задании, а также в виде субсидий на иные цели.
В настоящее время в области действует 21 социальное учреждение с круглосуточным пребыванием клиентов, в основу формирования государственного задания которых положено количество койко-дней.
Основными направлениями расходования средств на обеспечение деятельности социальных учреждений являются:
содержание зданий и помещений, коммунальные услуги;
питание, медицинское обслуживание, мягкий инвентарь;