Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год

Кредитные организации

 

1. Соответствие подходов кредитной организации требованиям Банка России (в том числе с учетом принятых антисанкционных мер) в следующих областях:

а) применение единых подходов к оценке справедливой стоимости обеспечения, как для целей формирования пруденциальных резервов, так и для целей составления финансовой отчетности по МСФО. При этом особое внимание должно быть обращено на обеспечение, предоставленное нерезидентами из недружественных стран, которому присущ высокий риск утраты (или неисполнения обязательств) в связи с действием мер ограничительного характера. Профессиональное суждение кредитной организации по данному вопросу должно основываться на объективном и документально подтвержденном анализе способности реализовать свои права, вытекающие из полученного обеспечения (особенно в отношении полученных гарантий (поручительств) от нерезидентов из недружественных стран). В условиях действия ограничительных мер и (или) рисков утраты или нанесения значительного ущерба в отношении принятого обеспечения, кредитная организация должна учитывать риск (вероятность) невозможности реализовать свои права, вытекающие из обеспечения;

б) оценка заблокированных активов и требований по операциям, которые не могут быть проведены в связи с ограничительными мерами, в том числе:

корректность признания заблокированных активов невозмещаемыми, т.е. такими, по которым отсутствуют альтернативные способы возмещения;

правомерность и корректность формировании пруденциальных резервов по данным активам;

в) корректность расчета обязательных нормативов и формирования резервов, в том числе:

формирования резервов в соответствии с требованиями пункта 3.21 Положения Банка России от 28 июня 2017 г. № 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" по ипотечным жилищным ссудам, предоставленным на нерыночных условиях;

приведения условных обязательств кредитного характера к кредитным эквивалентам и формирования резервов по ним (с учетом изменений, внесенных в главу 3 Положения Банка России от 23 октября 2017 г. № 611-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" в 2023 г.);

включения (невключения) условных обязательств кредитного характера в расчет обязательных нормативов в соответствии с приложением 11 к Инструкции Банка России от 29 ноября 2019 г. № 199-И "Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией";

формирования групп связанных заемщиков и групп связанных с банком лиц при расчете нормативов концентрации в соответствии с Инструкцией Банка России от 29 ноября 2019 г. № 199-И;

применения методики расчета норматива, ограничивающего крупные кредитные риски банка (Н7);

расчета корректировки кредитного риска по кредитам корпоративных заемщиков в рамках финансирования проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации;

________________

В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603 "Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации".

соблюдения регулятивных требований в условиях продолжающегося (а по отдельным направлениям - усиливающегося) действия ограничительных мер в отношении российских юридических и физических лиц;

использования мер государственной поддержки заемщиков - физических лиц, в том числе участников специальной военной операции и членов их семей, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность в регионах Российской Федерации, в которых введен максимальный и средний уровни реагирования (Федеральные законы от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ, от 7 октября 2022 г. № 377-ФЗ, информационные письма Банка России от 2 сентября 2024 г. № ИН-03-23/52, от 16 августа 2024 г. № ИН-03-59/48, от 13 августа 2024 г. № ИН-03-59/46, от 12 апреля 2023 г. № ИН-03-59/29, от 28 декабря 2023 г. № ИН-03-23/72, от 29 декабря 2023 г. № ИН-03-23/74);

г) ограничение концентрации "ненадлежащих" доходов, сформированных за счет "самофондирования" кредитной организацией источников капитала, в том числе с учетом абсолютных критериев существенности косвенных вложений в источники собственных средств, введенных с 1 апреля 2024 г. Указанием Банка России от 10 апреля 2023 г. № 6408-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 4 июля 2018 года № 646-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")" в дополнение к относительным пороговым значениям;

д) применение следующих нормативных актов Банка России, вступивших в силу в 2023-2024 гг. и оказавших влияние на расчет обязательных нормативов, методику определения собственных средств (капитала) кредитной организации, расчет уровня рисков:

Указания Банка России от 10 января 2024 г. № 6667-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 30 мая 2014 года № 421-П "О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")" (расчет показателя краткосрочной ликвидности);

Указания Банка России от 1 февраля 2024 г. № 6676-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 декабря 2015 года № 511-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска" (расчет рыночного риска);

Инструкции Банка России от 10 января 2024 г. № 213-И "Об открытых позициях кредитных организаций по валютному риску" (расчет открытых валютных позиций);

е) продолжительность, глубина и корректность использования антикризисных мер, реализованных Банком России, с учетом следующего:

с 1 июля 2024 г. возобновлена уплата банками повышенной дополнительной ставки страховых взносов за плохую оценку финансового положения банка, а также за действующие в отношении банка ограничения и запреты на осуществление банковских операций с учетом отмены базового уровня доходности вкладов как критерия для уплаты дополнительных взносов в систему страхования вкладов;

________________

До 30 июня 2024 г. по решению Совета директоров государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 20 декабря 2023 г. уплата банками дополнительных взносов в систему страхования вкладов была отменена в связи с установлением дополнительной и повышенной дополнительной ставки страховых взносов в размере 0% базовой ставки.

Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. № 655-ФЗ "О внесении изменений в статью 189.96 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации".

Если банк привлек вклады выше пороговых значений базового уровня доходности вкладов.

до 30 июня 2024 г. ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа) не применялось. В III квартале 2024 г. возобновлено применение ограничения полной стоимости потребительского кредита (займа) с учетом Информационного письма Банка России от 28 июня 2024 г. № ИН-03-23/37 "О применении ограничения ПСК в III квартале 2024 года". С 10 января 2024 г. по 31 марта 2025 г. ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа) не применяется для кредитных организаций по ипотечным потребительским кредитам на покупку (строительство) жилья или земельного участка;