Не вступил в силу

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2024 года № 1697

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст.2155; 2019, № 7, ст.642; 2021, № 52, ст.9171; 2022, № 51, ст.9232; 2023, № 40, ст.7257; № 47, ст.8443).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru), в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Признать утратившими силу:

абзацы шестьдесят второй и девяностый изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2335 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 52, ст.9171);

абзац шестьдесят пятый пункта 1 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. № 2268 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 51, ст.9232);

абзацы четырнадцатый - шестнадцатый, двадцать четвертый, сорок первый, сорок второй, шестьдесят восьмой, шестьдесят девятый и семьдесят первый пункта 2 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. № 1933 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 47, ст.8443).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2024 года № 1697



Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"



1. Раздел I изложить в следующей редакции:

"I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа


Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край). Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170,4 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2024 г. - 10251,1 тыс. человек (7 процентов населения Российской Федерации).

Высокая доля населения Северо-Кавказского федерального округа проживает в сельской местности. Так, по состоянию на 1 января 2024 г. во всех 7 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, фактическое значение показателя "Доля сельского населения в общей численности населения" превышает среднероссийский уровень (25,1 процента): в Республике Дагестан - 54,8 процента, в Республике Ингушетия - 45 процентов, в Кабардино-Балкарской Республике - 48,3 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 58,6 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 36,7 процента, в Чеченской Республике - 59,9 процента, в Ставропольском крае - 39,2 процента.

Исключительными конкурентными преимуществами Северо-Кавказского федерального округа являются трансграничное положение, международные транспортные маршруты, высокий уровень газификации - 87,6 процента (по Российской Федерации - 73,1 процента), высокая доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, - 66,7 процента на 1 января 2024 г. (по Российской Федерации - 53,4 процента), природно-климатические условия.

В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал, который обусловлен естественным приростом населения за 2023 год на 55,8 тыс. человек (по Российской Федерации убыль 500,3 тыс. человек), высокой плотностью населения - 60,1 человека на 1 кв. километр на 1 января 2024 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 8,5 человека на 1 кв. километр), долей населения моложе трудоспособного возраста - 23,3 процента на 1 января 2024 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 18,4 процента).

При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.

По данным за 2022 год, совокупный валовый региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, является самым низким среди всех федеральных округов и составляет 3111,3 млрд. рублей (2,2 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации). При этом более 67,9 процента валового регионального продукта всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (1200 млрд. рублей, или 38,6 процента) и Республика Дагестан (913,3 млрд. рублей, или 29,4 процента).

По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2,3 раза ниже среднероссийского, а в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, - ниже в 3 раза и более.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) в Северо-Кавказском федеральном округе за 2023 год составил 1031,7 млрд. рублей.

Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуется разнонаправленными тенденциями.

Строительство, агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями, обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, растет. Так, производительность труда в 2022 году выросла в Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае, спад производительности труда наблюдается в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия - Алания.

Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью малого и среднего предпринимательства в экономике - 29,7 процента (по Российской Федерации - 22,6 процента).

Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах варьируется от 19,2 процента в Республике Ингушетия до 68,2 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 82,5 процента). Низкая налоговая база не позволяет субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, обеспечивать многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.

В результате в 2023 году в Северо-Кавказском федеральном округе по сравнению с иными субъектами Российской Федерации средняя заработная плата составила 56,2 процента среднероссийского уровня, а уровень безработицы самый высокий в стране и составляет 9,7 процента (по Российской Федерации - 3,2 процента) на фоне развитого "теневого" сектора экономики.

Уровень занятости сельского населения в 2023 году в 4 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского значения (55,6 процента): в Республике Дагестан - 51,3 процента, в Республике Ингушетия - 48,9 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 55,1 процента, в Ставропольском крае - 53,1 процента.

В расчете на душу населения валовой региональный продукт Северо-Кавказского федерального округа в 3,1 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал - в 2,3 раза меньше среднероссийского уровня (самый низкий среди федеральных округов).

В макрорегионе отмечаются недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы, высокая доля невозврата кредитов, которые ограничивают инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основной проблемой работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.

По данным Центрального банка Российской Федерации, по итогам 2023 года в Северо-Кавказском федеральном округе действовало только 7 головных офисов и 24 филиала финансово-кредитных организаций. При этом объем кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по Российской Федерации по итогам 2023 года составил 74395 млрд. рублей, в то время как аналогичный показатель по Северо-Кавказскому федеральному округу составил 490,7 млрд. рублей, или 0,66 процента общего объема по Российской Федерации. Вместе с тем количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Северо-Кавказского федерального округа по итогам 2023 года составляет 231,2 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, или 3,64 процента общей доли субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (6347,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства).

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными. Одной из наиболее перспективных отраслей в сфере агропромышленного комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе является мясное овцеводство. По этому показателю Северо-Кавказский федеральный округ является абсолютным лидером среди других федеральных округов. Так, по итогам 2023 года поголовье овец в хозяйствах всех категорий в Северо-Кавказском федеральном округе составило 8,2 млн. голов, или 43,8 процента общероссийского значения, при этом 4,7 млн. голов, или 57,6 процента общего поголовья в Северо-Кавказском федеральном округе, пришлось на Республику Дагестан. Следует отметить, что в настоящее время большая доля рынка овцеводства находится в "теневом" сегменте экономики и реализация дополнительных мер по развитию отрасли будет способствовать добровольной легализации существующего "теневого" бизнеса.

Также одной из ключевых отраслей в сфере агропромышленного комплекса является промышленное садоводство. За период с 2013 года по 2023 год валовой сбор плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей (организованный сектор) увеличился в 7,7 раза - с 96,6 тыс. тонн в 2013 году до рекордных 741,7 тыс. тонн в 2023 году. По итогам 2023 года доля Северо-Кавказского федерального округа в общем объеме производства плодов и ягод в организованном секторе по Российской Федерации составила 38,9 процента (в 2013 году - 14,3 процента).

В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую смену в общеобразовательных организациях. На начало 2023/2024 учебного года 23,3 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую смену, что в 1,5 раза выше среднероссийских значений (15,4 процента). Проблема обучения во вторую смену наиболее остро стоит в Республике Дагестан (31 процент учащихся во вторую смену) и в Чеченской Республике (26,7 процента). Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.

Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе актуальным остается вопрос обеспечения 100 процентов доступности дошкольного образования.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на начало 2024 года в 6 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 99,86 процента), за исключением Республики Дагестан (94,2 процента).

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на начало 2024 года в 6 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации -100 процентов), за исключением Республики Дагестан (73,6 процента - самый низкий показатель по Российской Федерации).

Таким образом, ликвидировать потребность для детей дошкольного возраста в местах в дошкольных образовательных организациях в Республике Дагестан предстоит с учетом анализа эффективности принимаемых мер в конкретных населенных пунктах (в гг.Махачкале, Каспийске, Хасавюрте, Дербенте, Избербаше, Дагестанские Огни, а также в ряде муниципальных районов, в том числе Карабудахкентском, Буйнакском и иных муниципальных образованиях), в том числе за счет реализации мероприятий, предусмотренных национальными проектами, программами социально-экономического развития региона, а также муниципальных образований.

В области здравоохранения отмечается дефицит мощности современных учреждений здравоохранения, а также врачей и среднего медицинского персонала. Число медицинских коек на 10 тыс. жителей в 2023 году в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 63 койки (по Российской Федерации - 67,6 койки). В 2023 году в Северо-Кавказском федеральном округе обеспеченность врачами на 10 тыс. человек населения составила 35,3 человека (по Российской Федерации - 37,5 человека), обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек населения - 79,7 человека (по Российской Федерации - 80,5 человека).

Традиционной проблемой для округа остается высокая младенческая смертность, несмотря на то, что предпринимаемые в последние годы меры привели к значительному улучшению этого показателя. В 2023 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 4,9 человека на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 4,2 человека на 1000 родившихся живыми).

При достаточно высоком уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой ее качество остается недостаточным для макрорегиона. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики, снижает безопасность дорожного движения и скорость движения, а также ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В округе остро не хватает автодорожных обходов городов, являющихся важными автомобильными узлами (гг.Невинномысск, Черкесск, Прохладный, Владикавказ, Хасавюрт, Дербент, северный обход г.Махачкалы и др.).

Критичной проблемой развития территорий Северо-Кавказского федерального округа остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. По итогам анализа предприятий коммунального сектора выявлен ряд проблемных вопросов, в том числе заниженный уровень тарифов, низкая собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги, нарушение порядка учета имущества, большие потери в сетях и др. В связи с этим главами 3 пилотных субъектов Северо-Кавказского федерального округа (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия, Республика Дагестан) утверждены региональные программы устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Реализация указанных региональных программ позволит обеспечить разработку и применение экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги в целях эффективного функционирования ресурсоснабжающих организаций на территориях Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия - Алания, а также повышение уровня собираемости платежей за коммунальные услуги.

Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2023 г. в 2 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, показатель "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" ниже среднероссийского уровня (44,3 процента): в Республике Дагестан - 22,4 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 39,9 процента. В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу показатель превышает среднероссийские значения и составляет 55,3 процента.

Наиболее важными проблемами функционирования и эксплуатации инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:

неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры в большинстве субъектов макрорегиона, значительные потери при функционировании сетевого хозяйства, недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой на отдельных территориях;

низкий уровень обеспеченности и проблемное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы, в особенности образования, а также санаторно-курортного комплекса;

недостаточное качество транспортной инфраструктуры, наличие большого количества "узких" мест в транспортной системе, в особенности в больших и крупных городах на территории округа;

недостаточная обеспеченность и неудовлетворительное состояние систем мелиорации, существенные нарушения межхозяйственных оросительных систем.

"Теневая" занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Результатом распространения "теневой" занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением "теневого" сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающими организациями. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования "теневой" экономики в конечном счете обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.".

2. В разделе II:

а) в абзаце седьмом слова "от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" заменить словами "от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

б) после абзаца одиннадцатого дополнить абзацами следующего содержания:

"Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р;

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" одним из целевых показателей и задач, выполнение которых характеризует достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее - национальная цель) "Устойчивая и динамичная экономика", является снижение к 2036 году не более чем до 2 раз разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации (с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»