ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2021 года N 2335
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2155; 2019, N 7, ст.642; N 49, ст.7107, 7128; 2020, N 15, ст.2251; N 28, ст.4451; N 45, ст.7113; N 50, ст.8215; 2021, N 15, ст.2573).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
Государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 309
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 16 декабря 2021 года N 2335)
Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край). Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170,4 тыс. кв. километров, численность населения на 1 января 2021 г. - 9967,3 тыс. человек (6,82 процента населения Российской Федерации).
Исключительными конкурентными позициями являются трансграничное положение, международные транспортные маршруты, высокий уровень газификации - 85,5 процента (по Российской Федерации - 70,9 процента), высокая доля соответствующих качественных региональных автодорог - 58 процентов (по Российской Федерации - 44,2 процента), энергоизбыточность (+ 1,2 млрд. киловатт-часов), природно-климатические условия.
В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал, который предусматривает естественный прирост населения 46,5 тыс. человек (в среднем по субъектам Российской Федерации - убыль 702,1 тыс. человек), высокую плотность населения - 58 человек на кв. километр (в среднем по субъектам Российской Федерации - 9 человек на кв. километр), население моложе трудоспособного возраста - 24 процента (в среднем по субъектам Российской Федерации - 18,7 процента).
При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, обладая высококонкурентными условиями для экономического развития, развитой инфраструктурой, в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий, имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам, но и по уровню жизни людей.
По данным за 2019 год, совокупный валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, являлся самым низким среди всех федеральных округов и составлял 2296,7 млрд. рублей (2,4 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации). При этом более 67,3 процента валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (827 млрд. рублей или 36 процентов) и Республика Дагестан (718,5 млрд. рублей или 31,3 процента).
По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2,2 раза ниже среднероссийского, в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Дагестан - в 2,6-2,8 раза, а в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 3 раза и более.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности) в Северо-Кавказском федеральном округе за 2020 год составил 639,7 млрд. рублей.
Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, характеризуется разнонаправленными тенденциями. В то же время столь высокие темпы роста во многом обеспечены за счет проявления "эффекта низкой базы". При этом среди регионов наблюдаются значительные расхождения в динамике экономического развития. Если для Ставропольского края, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики в целом характерен устойчивый рост экономики, то в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, имеет место нестабильная динамика. Выделяется на фоне других субъектов макрорегиона Республика Северная Осетия - Алания, где с 2015 года наблюдается устойчивая отрицательная динамика физического объема валового регионального продукта.
Строительство, агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями, обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в Северо-Кавказском федеральном округе в отличие от большинства субъектов Российской Федерации не является источником экономического роста. Напротив, во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (за исключением Кабардино-Балкарской Республики) в последние несколько лет производительность труда не растет (спад производительности труда в 2019 году наблюдался только в 11 субъектах Российской Федерации, из которых 2 субъекта Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа).
Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью, незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, ключевой ролью малого и среднего предпринимательства - 31,4 процента (по Российской Федерации - 22,5 процента).
Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах варьируется от 16,8 процента в Республике Ингушетия до 58,8 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 75,5 процента). Низкая налоговая база не позволяет обеспечивать субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, что сдерживает приток инвестиций.
В результате в Северо-Кавказском федеральном округе в 2020 году по сравнению с иными субъектами Российской Федерации средняя заработная плата в 1,6 раза ниже среднероссийского уровня, а уровень безработицы самый высокий в стране и составляет 13,9 процента (по Российской Федерации - 5,8 процента) на фоне развитого "теневого сектора". В расчете на душу населения валовой региональный продукт в 2,8 раза меньше среднего по Российской Федерации, объем инвестиций в основной капитал - в 1,9 раза меньше среднероссийского уровня и самый низкий среди федеральных округов.
В регионе отмечается недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы, высокая доля невозврата кредитов, которые ограничивают инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основными проблемами работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса, в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортного лечения, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными из-за недостаточной инвестиционной привлекательности в силу институциональных особенностей, нестабильности экономической и социальной обстановки на территории макрорегиона.
В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую и третью смены в общеобразовательных организациях. В 2020/2021 учебном году 25,9 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую и третью смены, что в 1,7 раза выше среднероссийских значений (15 процентов). Тенденцией, требующей вмешательства, является медленное сокращение количества общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс во вторую и третью смены - за последние 10 лет всего на 1,8 процента, что является следствием роста численности учащихся в субъектах Российской Федерации, входящих в состав макрорегиона. Наиболее остро проблема обучения во вторую и третью смены стоит в Чеченской Республике (37,9 процента учащихся во вторую и третью смены), Республике Дагестан (31,7 процента) и Республике Ингушетия (28,4 процента). Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.
Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе актуальным остается вопрос обеспечения доступности дошкольного образования.
По данным федеральной информационной системы доступности дошкольного образования, на 1 сентября 2021 г. зафиксирована потребность для 25201 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в получении мест в образовательных организациях в Северо-Кавказском федеральном округе, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования.
В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу доступность дошкольного образования на 1 сентября 2021 г. составила 93,37 процента, в том числе в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике - 100 процентов, в Ставропольском крае - 99,99 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 95,64 процента, в Республике Ингушетия - 83,23 процента, Республике Дагестан - 81,23 процента. При этом показатели доступности дошкольного образования в Республике Ингушетия и Республике Дагестан являются самыми низкими в Российской Федерации.
Для детей в возрасте до 3 лет на 1 сентября 2021 г. доступность дошкольного образования составила 81,45 процента, в том числе в Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике 100 процентов, в Ставропольском крае - 98,82 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 87,98 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 68,59 процента, в Республике Ингушетия - 65,37 процента, в Республике Дагестан - 47,27 процента (самый низкий показатель по Российской Федерации).
В области здравоохранения отмечается дефицит мощности современных учреждений здравоохранения, а также врачей и среднего медицинского персонала. По обеспеченности больничными койками и медицинскими кадрами Северо-Кавказский федеральный округ остается худшим среди всех федеральных округов Российской Федерации. Число медицинских коек на 10 тыс. жителей в 2019 году в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 71,3 (по Российской Федерации - 80 коек). В макрорегионе сохраняется проблема материально-технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений. По данным Федеральной службы государственной статистики, более 27 процентов государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения Северо-Кавказского федерального округа требуют капитального ремонта. Наиболее сложная ситуация сложилась в Республике Северная Осетия - Алания и Чеченской Республике, где более половины учреждений требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Сохраняется проблема незавершенных и не введенных в эксплуатацию объектов здравоохранения в регионах Северо-Кавказского федерального округа.
Традиционной проблемой для округа остается высокая младенческая смертность, несмотря на то, что предпринимаемые в последние годы меры привели к значительному улучшению этого показателя. В 2020 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 5,9 человека на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 4,5 человека на 1000 родившихся живыми).
При достаточно высоком уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой ее качество остается недостаточным для макрорегиона. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики, снижает безопасность дорожного движения и скорость движения, а также ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В округе остро не хватает автодорожных обходов городов, являющихся важными автомобильными узлами (гг.Невинномысск, Черкесск, Прохладный, Владикавказ, Хасавюрт, Дербент, северный обход г.Махачкала и другие).
Критичной проблемой развития территорий Северо-Кавказского федерального округа остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. Прежде всего это касается городов и агломераций, в особенности городов со сравнительно старой застройкой (г.Владикавказ, г.Нальчик, города региона Кавказские Минеральные Воды). В Северной Осетии - Алании износ жилищно-коммунальной инфраструктуры в 2020 году превышал 78,7 процента, в Ставропольском крае - 71,5 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 70,1 процента, в Республике Дагестан - 70 процентов, в Карачаево-Черкесской Республике - 69 процентов (по Российской Федерации - 62,3 процента). Только в Чеченской Республике и Республике Ингушетия износ инфраструктуры имеет значение ниже среднероссийского показателя. В среднем лишь 79,8 процента жителей макрорегиона имеют доступ к качественной питьевой воде из систем центрального водоснабжения. Доля недостаточно очищенных вод, сбрасываемых в водные объекты бассейна р.Терек и Каспийское море, в общем объеме сброса составляет около 73 процентов.
Наиболее важными проблемами функционирования и эксплуатации инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры в большинстве субъектов макрорегиона, значительные потери при функционировании сетевого хозяйства, недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой на отдельных территориях;
низкий уровень обеспеченности и проблемное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы, в особенности образования, а также санаторно-курортного комплекса;
недостаточное качество транспортной инфраструктуры, технико-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, наличие большого количества "узких" мест в транспортной системе, в особенности в больших и крупных городах на территории округа;
недостаточная обеспеченность и неудовлетворительное состояние систем мелиорации, существенные нарушения межхозяйственных оросительных систем.
Теневая занятость остается одним из главных факторов, ограничивающих экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. По оценкам Федеральной службы государственной статистики, доля занятых в неформальной экономике в субъектах Северо-Кавказского федерального округа составляет около половины работающего населения, что вдвое больше среднего значения по Российской Федерации.
Результатом распространения неформальной занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением теневого сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающим организациям. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования теневой экономики в конечном итоге обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа определены в следующих документах:
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 369-р;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р.
Одной из важнейших задач является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом следующих приоритетов:
сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни, выравнивание развития субъектов Российской Федерации прежде всего в таких значимых для общества сферах, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, а также создание инфраструктурной обеспеченности территорий, в том числе с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики;
значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в доходах населения, а также сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;