МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 сентября 2024 года № 02-10-08/1/93399
[О направлении Методических рекомендаций по осуществлению консультирования субъектов бюджетных процедур]
Министерство финансов Российской Федерации в целях методического обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита направляет для использования в работе Методические рекомендации по осуществлению консультирования субъектов бюджетных процедур (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе Деятельность/Бюджет/Бюджетный процесс/Контроль и аудит/Внутренний финансовый аудит/Стандарты и правила внутреннего финансового аудита/Разъяснения и рекомендации.
Министерство финансов Российской Федерации просит обеспечить доведение информации, изложенной в настоящем письме, до главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджетов, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, а также финансовых органов муниципальных образований.
А.М.Лавров
Методические рекомендации по осуществлению консультирования субъектов бюджетных процедур
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях оказания практической помощи должностным лицам (работникам) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - ВФА), при осуществлении консультирования субъектов бюджетных процедур (далее - консультирование).
В целях настоящих Методических рекомендаций применяются термины в значениях, определенных в федеральном стандарте ВФА "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденном приказом Минфина России от 21.11.2019 № 196н.
Право консультирования по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля и повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств, установлено пунктом 3 федерального стандарта ВФА "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 № 195н (далее - СВФА "Права и обязанности").
Под консультированием понимается предоставление позиции (в том числе суждения, экспертной оценки, рекомендаций и предложений) субъекта ВФА по вышеуказанным вопросам.
Консультирование может осуществляться:
- по обращению субъектов бюджетных процедур;
- в инициативном порядке без обращения субъектов бюджетных процедур в целях оперативного доведения до субъектов бюджетных процедур информации, и принятия ими необходимых мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
Решение об осуществлении консультирования в соответствии с пунктом 3(1) СВФА "Права и обязанности" принимается руководителем субъекта ВФА.
С учетом пункта 17 федерального стандарта ВФА "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н, решение об осуществлении консультирования администратора, передавшего полномочия по осуществлению ВФА, принимает руководитель субъекта ВФА главного администратора (администратора), которому переданы указанные полномочия.
Положениями федеральных стандартов ВФА не предусмотрено документальное оформление решения об осуществлении консультирования.
Консультирование по решению руководителя субъекта ВФА могут осуществлять:
- должностные лица (работники) субъекта ВФА, в том числе сам руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора), наделенное полномочиями по осуществлению ВФА);
- эксперты, привлеченные к проведению аудиторского мероприятия в соответствии с пунктом 3 приложения № 2 к федеральному стандарту ВФА "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Минфина России от 05.08.2020 № 160н (далее - СВФА "Планирование и проведение"), в рамках проведения такого аудиторского мероприятия, с учетом положений пункта 7 приложения № 2 к СВФА "Планирование и проведение";
- должностные лица (работники) главного администратора (администратора), привлеченные к проведению аудиторского мероприятия в соответствии с пунктом 2 приложения № 2 к СВФА "Планирование и проведение", в рамках проведения такого аудиторского мероприятия. При этом при согласовании привлечения к проведению аудиторского мероприятия указанных должностных лиц (работников) в соответствии с пунктом 6 приложения № 2 к СВФА "Планирование и проведение" рекомендуется также согласовать осуществление ими консультирования по решению руководителя субъекта ВФА.
Должностные лица (работники) главных администраторов (администраторов) и эксперты в ходе проведения аудиторского мероприятия, к проведению которого они привлечены, могут осуществлять консультирование при определении фактов, свидетельствующих о признаках нарушений (недостатков), не связанных с объектом ВФА.
Решение об осуществлении консультирования принимается с учетом:
1) необходимости соблюдения принципов ВФА, включая принципы функциональной независимости (например, не предусмотрено осуществление консультирования в отношении бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - операция), в организации которой субъект ВФА в течении текущего и отчетного финансовых годов принимал участие) и компетентности (например, консультирование по вопросам организации ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию не осуществляется должностными лицами (работниками) субъекта ВФА, не обладающими соответствующими компетенциями, но может осуществляться экспертом, привлеченным к проведению аудиторского мероприятия и обладающим ими);
2) достаточности ресурсов для проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий и осуществления консультирования (например, субъект бюджетной процедуры сообщил руководителю субъекта ВФА о необходимости консультирования в период проведения аудиторского мероприятия, в котором задействованы все должностные лица (работники) субъекта ВФА, в связи с чем отсутствует возможность его осуществления);
3) отсутствия возможности (необходимости) составления перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, в целях составления программы аудиторского мероприятия в соответствии с пунктом 14 СВФА "Планирование и проведение" (программа аудиторского мероприятия содержит перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, который не может состоять из одного вопроса).
Консультирование в соответствии с пунктом 3(1) СВФА "Права и обязанности" осуществляется в том числе по вопросам, определенным:
1) при оценке бюджетных рисков и анализе способов их минимизации (устранения) (например, в ходе определения причин бюджетных рисков, выявленных на основании информации, указанной в поступившем от органа государственного (муниципального) финансового контроля представлении, субъектом ВФА после изучения данных прикладных программных средств, в которых были допущены нарушения, выявленные органом государственного (муниципального) финансового контроля, могут быть сформированы предложения о повышении качества финансового менеджмента в целях предотвращения повторных нарушений), в том числе по обращениям субъектов бюджетных процедур (например, от субъекта бюджетной процедуры поступила информация о внесении изменений в ведомственный (внутренний) акт в целях его приведения в соответствие с нормативным правовым актом, по результатам рассмотрения которой субъектом ВФА могут быть представлены предложения по совершенствованию внутреннего финансового контроля в части внесения изменений в такой акт);
2) в связи с изменением в течение текущего финансового года в деятельности главного администратора (администратора) (например, при актуализации сведений о владельцах бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков в связи с перераспределением в течение года полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним между структурными подразделениями главного администратора (администратора) субъект ВФА при отсутствии внесения субъектами бюджетных процедур изменений в ведомственный (внутренний) акт, устанавливающий распределение таких полномочий, может представить предложения по организации внутреннего финансового контроля в части внесения изменений в указанный акт);
3) в связи с изменением в течение текущего финансового года объема бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых главным администратором (администратором) (например, в случае если при актуализации реестра бюджетных рисков исходя из положений соглашения о передаче бюджетных полномочий не представляется возможным определить владельцев бюджетных рисков);
4) при реализации субъектами бюджетных процедур выводов, предложений и рекомендаций субъекта ВФА (например, в ходе анализа информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, в отношении реализации предложений субъекта ВФА об автоматизации операций отмечена неполнота установления контрольных соотношений, препятствующих допущению ошибок, в целях предупреждения которых субъектом ВФА дополнительно могут быть направлены предложения по организации внутреннего финансового контроля в части установления таких контрольных соотношений);
5) при применении норм бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения (например, если в ходе проведения аудиторского мероприятия субъект бюджетной процедуры озвучивает вопрос в отношении применения положений единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином России, в отношении которых отсутствуют вопросы, подлежащие изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, субъект ВФА может предоставить доступную ему информацию о методических рекомендациях, изданных Минфином России по данному вопросу, изученную им при формировании программы аудиторского мероприятия, в рамках консультирования);
6) при наличии фактов, свидетельствующих о признаках нарушений (недостатков), не связанных с объектом ВФА (например, в ходе аудиторского мероприятия, в рамках которого осуществлялось подтверждение полноты формирования актов о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств), была также выявлена неполнота формирования актов об утилизации (уничтожении) материальных ценностей, изучение которых не было предусмотрено программой аудиторского мероприятия).
Сбор информации в целях осуществления консультирования может осуществляться одним или несколькими из следующих способов:
1) на основе объяснений в письменной и (или) устной форме от субъектов бюджетных процедур;
2) путем получения доступа к прикладным программным средствам и информационным ресурсам в целях изучения имеющихся в них документов, информации;
3) путем ознакомления с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора (администратора) к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
4) по результатам посещения помещений и территорий, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
5) на основе обращений, подписанных руководителем субъекта ВФА и направленных:
- субъектам бюджетных процедур;
- главным администраторам (администраторам), во взаимодействии с которыми осуществляются бюджетные процедуры;
- юридическим лицам (организациям), которым переданы полномочия главного администратора (администратора), в том числе для получения доступа к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам.
При наличии фактов, свидетельствующих о признаках нарушений (недостатков), не связанных с объектом ВФА, изучаемым в ходе аудиторского мероприятия, при осуществлении консультирования не применяются методы ВФА. В случае принятия решения руководителем субъекта ВФА об осуществлении консультирования одновременно с проведением аудиторского мероприятия запрос информации формулируется с точки зрения осуществления консультирования (без указания на необходимость предоставления данных в связи с проведением аудиторского мероприятия).
При этом согласно пункту 4 СВФА "Планирование и проведение" отказ в предоставлении субъекту ВФА в целях осуществления консультирования данных (информации), в том числе посредством предоставления доступа к ним, учитывается при формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
Итоги консультирования согласно пункту 3(3) СВФА "Права и обязанности" направляются руководителем субъекта ВФА субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) (далее - руководитель субъекта бюджетной процедуры), в письменной форме.
Итоги консультирования могут оформляться, в том числе:
1) в виде аналитических записок (справок) о результатах оценки бюджетных рисков, в том числе в рамках ведения реестра бюджетных рисков;
2) в виде служебных писем по письменным или устным обращениям субъектов бюджетных процедур;
3) в виде служебных писем с указанием на осуществление консультирования по вопросам, связанным с организацией внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента;
4) в составе годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА в обобщенном виде в случае, если она представляется руководителям субъектов бюджетных процедур.
Указанный перечень способов оформления итогов консультирования не является исчерпывающим и может изменяться (дополняться) в зависимости от организации деятельности главного администратора (администратора).
По результатам рассмотрения итогов консультирования руководителями субъектов бюджетных процедур согласно пункту 3(3) СВФА "Права и обязанности" самостоятельно принимаются решения о необходимости, содержании и сроках реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
В случае принятия руководителями субъектов бюджетных процедур по результатам рассмотрения итогов консультирования решений о реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, такие меры в соответствии с пунктом 5 приложения № 1 к СВФА "Планирование и проведение" учитываются субъектом ВФА при оценке бюджетных рисков.
Кроме того, итоги консультирования учитываются субъектом ВФА:
1) при ведении реестра бюджетных рисков (например, отражение в реестре бюджетных рисков причин бюджетных рисков, выявленных по результатам осуществления консультирования);
2) при формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий с точки зрения отсутствия необходимости (необходимости) проведения аудиторских мероприятий в отношении бюджетных процедур (операций), по которым осуществлялось консультирование в годы, предшествующие году составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий (1-2 года) (например, в 2023 году после получения итогов консультирования по предложениям субъекта ВФА приняты меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, повлиявшие на снижение значимости (уровня) бюджетных рисков в части реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, в связи с этим в 2025 году и периоде до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2025 год проведение аудиторских мероприятий по таким операциям не планируется);
3) в составе годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт
Минфина России
minfin.gov.ru, 26.09.2024