МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 декабря 2019 года N 237н

Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"

(с изменениями на 4 октября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минфина России от 23 июля 2020 года N 150н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.08.2020, N 0001202008200017);

приказом Минфина России от 1 сентября 2021 года N 120н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2021, N 0001202109300049);

приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.09.2023, N 0001202309060006) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н);

приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.11.2023, N 0001202311030005) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н).

____________________________________________________________________


     В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 31, ст.4466)

приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".

          

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов Российской Федерации
А.Г.Силуанов



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

9 января 2020 года,

регистрационный N 57091

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 18 декабря 2019 года N 237н

     

Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита"

(с изменениями на 4 октября 2023 года)


I. Общие положения

1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101) и применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при организации внутреннего финансового аудита.

2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".

II. Основания организации внутреннего финансового аудита

3. Основанием организации внутреннего финансового аудита с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является одно из следующих решений об организации внутреннего финансового аудита, которое должен принять руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств:

а) решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;

б) решение о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (далее - упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита);

в) решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого находится администратор бюджетных средств, передающий полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н. - См. предыдущую редакцию)


Принятое в текущем финансовом году решение об организации внутреннего финансового аудита может быть изменено руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств после завершения финансового года, в котором принято решение об организации внутреннего финансового аудита, исходя из анализа указанных в пункте 8 настоящего Стандарта условий (обстоятельств) с учетом требований (случаев), установленных пунктами 4, 6, 7, 9, 10 настоящего Стандарта.

(Абзац дополнительно включен с 31 августа 2020 года приказом Минфина России от 23 июля 2020 года N 150н; в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н. - См. предыдущую редакцию)

4. Решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита принимается с учетом соблюдения следующих требований:

а) обеспечение субъекта внутреннего финансового аудита достаточными ресурсами для осуществления внутреннего финансового аудита (например, трудовыми, временными, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны повлиять на планирование и проведение аудиторских мероприятий);

б) подчинение субъекта внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита исключительно и непосредственно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н. - См. предыдущую редакцию)

в) организация деятельности субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с установленными принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости.

абзац утратил силу с 17 сентября 2023 года - приказ Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н - см. предыдущую редакцию:

абзац утратил силу с 17 сентября 2023 года - приказ Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н - см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 17 сентября 2023 года - приказ Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н - см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 17 сентября 2023 года - приказ Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н - см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 17 сентября 2023 года - приказ Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н - см. предыдущую редакцию.

5. Субъект внутреннего финансового аудита может быть образован в одной из следующих форм:

с образованием структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств и его наделения полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо).

6. Субъект внутреннего финансового аудита с образованием структурного подразделения может быть создан в случае достаточности ресурсов для осуществления внутреннего финансового аудита, а также возможности обеспечения деятельности всех должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита в соответствии с установленными принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципом функциональной независимости.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н. - См. предыдущую редакцию)

7. Субъект внутреннего финансового аудита без образования структурного подразделения может быть создан в одном из следующих случаев:

а) отсутствие возможности образования структурного подразделения и его наделения полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе по причине невозможности осуществления значительных организационно-штатных мероприятий и (или) увеличения предельной численности и фонда оплаты труда главного администратора (администратора) бюджетных средств;

б) наличие у уполномоченного должностного лица совокупности профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений, а также других компетенций, позволяющих этому уполномоченному должностному лицу планировать и проводить аудиторские мероприятия, выполняя в полном объеме стоящие перед субъектом внутреннего финансового аудита цели и задачи;

в) отсутствие необходимости создания субъекта внутреннего финансового аудита с образованием структурного подразделения исходя из анализа имеющихся в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств условий (обстоятельств), указанных в пункте 8 настоящего Стандарта.

8. При выборе (изменении) формы образования субъекта внутреннего финансового аудита руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств руководствуется условиями (обстоятельствами), влияющими на необходимый для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита объем деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, в частности:

а) степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;

б) возможность образования субъекта внутреннего финансового аудита в пределах установленной предельной численности и фонда оплаты труда главного администратора (администратора) бюджетных средств;

в) возможность образования субъекта внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н. - См. предыдущую редакцию)

г) информация о бюджетных рисках, в том числе причинах и (или) возможных последствиях реализации бюджетных рисков, во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н. - См. предыдущую редакцию)

д) однотипность операций (действий) по выполнению бюджетных процедур во взаимосвязи с бюджетными рисками, в отношении которых не выявлены (устранены) причины;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н. - См. предыдущую редакцию)

е) информация, поступившая главному администратору (администратору) бюджетных средств и указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля;

ж) данные отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, представляемого в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - значения показателей качества финансового менеджмента);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н. - См. предыдущую редакцию)

з) бюджетные полномочия, самостоятельно осуществляемые главным администратором (администратором) бюджетных средств в соответствии со статьями 158, 160.1, 160.2 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101) и принятыми нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;

и) передача главным администратором (администратором) бюджетных средств своих отдельных полномочий, включая полномочия государственного (муниципального) заказчика и бюджетные полномочия, в том числе указанные в пункте 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н. - См. предыдущую редакцию)

к) наличие подведомственных администраторов бюджетных средств, а также информация о бюджетных рисках главного администратора (администратора) бюджетных средств во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, совершаемыми подведомственными ему администраторами бюджетных средств;

л) наличие подведомственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, и (или) наличие подведомственных государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования, а также информация о бюджетных рисках главного администратора (администратора) бюджетных средств во взаимосвязи с операциями (действиями), совершаемыми этими подведомственными учреждениями (предприятиями);

м) заключенные (планируемые к заключению) контракты (договоры, соглашения), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются средства межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н. - См. предыдущую редакцию)

н) возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) экспертов;

о) выполнение руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.

(Подпункт дополнительно включен с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н)

9. Решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита принимается при одновременном соблюдении следующих требований:

а) отсутствие возможности образования субъекта внутреннего финансового аудита;

б) отсутствие возможности передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе по причине отсутствия предусмотренного абзацем вторым пункта 16 настоящего Стандарта согласования передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита со стороны руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств, которому могут быть переданы указанные полномочия;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 31 августа 2020 года приказом Минфина России от 23 июля 2020 года N 150н. - См. предыдущую редакцию)

в) выполнение руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

г) наличие не более двух подведомственных администраторов бюджетных средств;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 31 августа 2020 года приказом Минфина России от 23 июля 2020 года N 150н. - См. предыдущую редакцию)

д) наличие не более трех бюджетных и (или) автономных учреждений, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, и (или) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в отношении которых осуществляются права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»