МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 марта 2024 года № 171

О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования



В соответствии с частью 6_5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 1 и подпунктом 4.2.6_2 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (далее - Изменения).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г., за исключением подпунктов 8, 13 и 17 пункта 1 (в части, касающейся учебных предметов "История", "Обществознание" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России") и подпунктов 11 и 12 пункта 2 (в части, касающейся учебных предметов "История" и "Обществознание") Изменений, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 г. и применяются при приеме на обучение по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования соответственно, начиная с 2025/26 учебного года.

Министр

С.С.Кравцов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

11 апреля 2024 года,

регистрационный № 77830

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Министерства просвещения

Российской Федерации

от 19 марта 2024 года № 171

Изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования



1. В федеральной образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2023 г., регистрационный № 74223), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 февраля 2024 г., регистрационный № 77380):

1) в подпункте 19.5.7 пункта 19 слова "в 7 классе 136 часов" заменить словами "в 7 классе - 136 часов";

2) пункт 20 изложить в следующей редакции:

"20. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Литература".

20.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Литература" (предметная область "Русский язык и литература") (далее соответственно - программа по литературе, литература) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературе.

20.2. Пояснительная записка.

20.2.1. Программа по литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету "Литература", ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

20.2.2. Программа по литературе позволит учителю:

реализовать в процессе преподавания литературы современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС ООО;

определить обязательную (инвариантную) часть содержания по литературе; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО, федеральной рабочей программой воспитания.

20.2.3. Личностные и метапредметные результаты в программе по литературе представлены с учетом особенностей преподавания учебного предмета на уровне основного общего образования, планируемые предметные результаты распределены по годам обучения.

20.2.4. Литература в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

20.2.5. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

20.2.6. Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учета преемственности с учебным предметом "Литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

20.2.7. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.

20.2.8. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения литературе.

20.2.9. Цели изучения литературы на уровне основного общего образования состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний, в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной литературе.

20.2.10. Достижение целей изучения литературы возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

20.2.10.1. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении обучающихся к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы, воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур, освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

20.2.10.2. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках литературы, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвященных литературе, чтению, книжной культуре.

20.2.10.3. Задачи, связанные с воспитанием обучающегося, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у обучающихся системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, выделять авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций, сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств, формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе, развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

20.2.10.4. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи обучающихся на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

20.2.11. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературы, - 442 часа: в 5, 6, 9 классах на изучение литературы рекомендуется отводить 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах - 2 часа в неделю.

20.3. Содержание обучения в 5 классе.

20.3.1. Мифология.

Мифы народов России и мира.

20.3.2. Фольклор.

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трех).

20.3.3. Литература первой половины XIX в.

И.А.Крылов. Басни (три по выбору). Например, "Волк на псарне", "Листы и Корни", "Свинья под Дубом", "Квартет", "Осел и Соловей", "Ворона и Лисица" и другие.

А.С.Пушкин. Стихотворения "Зимнее утро", "Зимний вечер", "Няне" и другие по выбору. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино".

Н.В.Гоголь. Повесть "Ночь перед Рождеством" из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".

20.3.4. Литература второй половины XIX в.

И.С.Тургенев. Рассказ "Муму".

Н.А.Некрасов. Стихотворения "Крестьянские дети", "Школьник". Поэма "Мороз, Красный нос" (фрагмент).

Л.Н.Толстой. Рассказ "Кавказский пленник".

20.3.5. Литература XIX-XX вв.

Стихотворения отечественных поэтов XIX-XX вв. о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трех поэтов). Стихотворения А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Ю.П.Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX-XX вв.

А.П.Чехов (два рассказа по выбору). Например, "Лошадиная фамилия", "Мальчики", "Хирургия" и другие.

М.М.Зощенко (два рассказа по выбору). Например, "Галоша", "Леля и Минька", "Елка", "Золотые слова", "Встреча" и другие.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). А.И.Куприн, М.М.Пришвин, К.Г.Паустовский и другие.

А.П.Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, "Корова", "Никита" и другие.

В.П.Астафьев. Рассказ "Васюткино озеро".

20.3.6. Литература XX - начала XXI вв.

Произведения отечественной литературы на тему "Человек на войне" (не менее двух). Например, Л.А.Кассиль "Дорогие мои мальчишки", Ю.Я.Яковлев "Девочки с Васильевского острова", В.П.Катаев "Сын полка", К.М.Симонов "Сын артиллериста" и другие.

Произведения отечественных писателей XX - начала XXI вв. на тему детства (не менее двух). Например, произведения В.П.Катаева, В.П.Крапивина, Ю.П.Казакова, А.Г.Алексина, В.К.Железникова, Ю.Я.Яковлева, Ю.И.Коваля, А.А.Лиханова и другие.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К.Булычев "Девочка, с которой ничего не случится", "Миллион приключений" (главы по выбору) и другие.

20.3.7. Литература народов Российской Федерации.

Стихотворения (одно по выбору). Р.Г.Гамзатов "Песня соловья"; М.Карим "Эту песню мать мне пела".

20.3.8. Зарубежная литература.

Г.Х.Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, "Снежная королева", "Соловей" и другие.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л.Кэрролл "Алиса в Стране Чудес" (главы по выбору), Д.Толкин "Хоббит, или Туда и обратно" (главы по выбору) и другие.

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М.Твен "Приключения Тома Сойера" (главы по выбору), Д.Лондон "Сказание о Кише", Р.Брэдбери. Рассказы. Например, "Каникулы", "Звук бегущих ног", "Зеленое утро" и другие.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р.Стивенсон "Остров сокровищ", "Черная стрела" и другие.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э.Сетон-Томпсон "Королевская аналостанка", Д.Даррелл "Говорящий сверток", Д.Лондон "Белый клык", Д.Киплинг "Маугли", "Рикки-Тикки-Тави" и другие.

20.4. Содержание обучения в 6 классе.

20.4.1. Античная литература.

Гомер. Поэмы. "Илиада", "Одиссея" (фрагменты).

20.4.2. Фольклор.

Русские былины (не менее двух). Например, "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Садко" и другие.

Народные песни и поэмы народов России и мира (не менее трех песен и двух поэм). Например, "Ах, кабы на цветы да не морозы...", "Ах вы ветры, ветры буйные...", "Черный ворон", "Не шуми, мати зеленая дубровушка..." и другие. "Песнь о Роланде" (фрагменты), "Песнь о Нибелунгах" (фрагменты).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»