СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О реализации комплекса мер, направленных на защиту конкуренции в Российской Федерации

Заслушав информацию руководителя Федеральной антимонопольной службы о реализации комплекса мер, направленных на защиту конкуренции в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Защита конкуренции в Российской Федерации обеспечивается Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) посредством осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

В 2023 году ФАС России и ее территориальными органами возбуждено 1482 дела, установлено 1108 фактов нарушений антимонопольного законодательства и выдано 530 предписаний. Приняты меры по недопущению необоснованного завышения цен на строительные материалы, проведены расследования на предмет установления высоких цен на рынках горячекатаного плоского проката, листового стекла, древесных материалов, газобетонных блоков, по результатам которых назначены штрафы на общую сумму более 24 млрд рублей.

По фактам заключения ограничивающих конкуренцию соглашений ФАС России рассмотрено 224 дела. Большая часть нарушений приходится на антиконкурентные соглашения при проведении торгов. Нарушения выявлены при проведении 2911 закупок с совокупной суммой начальных (максимальных) цен контрактов в размере 174 млрд рублей, сумма наложенных штрафов составила более 2 млрд рублей.

В целях поддержки российской экономики в условиях внешнего санкционного давления распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 года N 4140-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") развития организованной (биржевой) торговли на отдельных товарных рынках на 2023 - 2025 годы, который предусматривает формирование системы национальных рыночных индикаторов цен в том числе на такие группы товаров, как автомобильные бензины, дизельное топливо, мазут, сжиженный углеводородный газ, авиационный керосин, уголь, пшеница, сахар, лесоматериалы круглые, минеральные удобрения.

На защиту прав участников торгов направлен осуществляемый ФАС России контроль за соблюдением процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Между тем отсутствие единого порядка проведения таких торгов не позволяет получать достоверную информацию о прогнозируемых и фактических объемах поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от реализации на торгах имущества.

Остаются актуальными вопросы совершенствования законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в части реализации механизмов долгосрочного тарифного регулирования. Требуют решения проблемы, связанные с деятельностью электронных цифровых площадок, а также с ростом стоимости гостиничных услуг в периоды проведения крупных мероприятий.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной антимонопольной службы о реализации комплекса мер, направленных на защиту конкуренции в Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в период весенней сессии 2024 года следующие проекты федеральных законов:

N 406984-8 "Об администраторах финансовых индикаторов";

N 407517-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организованных торгах" (в части развития организованной (биржевой) торговли);

N 568223-8 "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих:

определение основ государственного регулирования цен (тарифов);

установление единого порядка проведения "отраслевых" (имущественных) торгов;

ограничение стоимости гостиничных услуг в периоды проведения крупных мероприятий;

2) рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на снижение размера обеспечения заявки на участие в закупке для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, лиц, осуществляющих научную деятельность, временных научных коллективов, самозанятых граждан независимо от начальной (максимальной) цены контракта;

3) продолжить работу по совершенствованию механизма принудительного лицензирования в целях ограничения прав на использование интеллектуальной собственности в общественных интересах, в том числе для защиты жизни и здоровья граждан, при необходимости принять соответствующие нормативные правовые акты;

4) рассмотреть вопрос о дополнении списка товаров, по которым в целях обеспечения возможности формирования внебиржевых индексов цен регистрируются внебиржевые договоры, такими товарами, как цемент, товары нефтегазохимии, нефтепродукты в сегменте мелкооптовой торговли;

5) рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 года N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" в части установления в качестве единого требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок обязанности по обеспечению объема и количества имущественных торгов в электронной форме, рассчитываемых на основании протоколов об итогах торгов.

4. Рекомендовать ФАС России:

1) продолжить работу по обеспечению своевременного предупреждения монополистической деятельности на цифровых рынках;

2) обеспечить осуществление антимонопольного контроля за деятельностью электронных цифровых площадок, принимать оперативные меры в случае выявления злоупотреблений, при необходимости рассмотреть вопрос о целесообразности совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности электронных цифровых площадок;

3) подготовить предложения по расширению оснований для пересмотра содержания или порядка исполнения предписаний, выданных антимонопольным органом;

4) представить позицию по вопросу заключения рамочных соглашений о сотрудничестве между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и отечественными производителями автомобилей.

5. Рекомендовать ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по повышению приоритета перевозки нефтепродуктов в субъекты Российской Федерации в рамках правил недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре.

6. Рекомендовать ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения по приобретению высоколокализованных автомобилей отечественного производства в целях их приоритетного использования для обеспечения транспортного обслуживания государственных и муниципальных служащих.

7. Рекомендовать ФАС России совместно с Министерством энергетики Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность введения обязательного норматива биржевых продаж на срочном рынке нефтепродуктов в размере одного процента от объема производства;

2) проработать вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих закрепление применения механизма регуляторных контрактов в сфере газоснабжения.

8. Рекомендовать ФАС России совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации проработать вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации в сферах рекламы и связи изменений, направленных на предотвращение распространения нежелательной рекламы по сетям электросвязи.

9. Рекомендовать ФАС России совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при участии ассоциации "Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России" провести оценку обоснованности расчетов стоимости метеорологических сведений, необходимых для эффективного осуществления деятельности в области производства продукции виноградарства и винодельческой продукции, и направить информацию в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

10. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с ФАС России:

1) подготовить предложения:

по сокращению срока возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;

по упрощению порядка заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в единой информационной системе в сфере закупок;

по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части установления административной ответственности за предоставление участником закупки заведомо ложных сведений о своих квалификации и опыте при подаче заявки на участие в закупке, а также включения такого участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

2) рассмотреть вопрос о целесообразности:

применения положений об условиях осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и их оценки с точки зрения влияния на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках;

установления обязанности проведения экспертизы качества товара, цена на который по результатам осуществления закупки снизилась на 25 и более процентов от начальной (максимальной) цены контракта, с привлечением независимых экспертов в области оценки предмета закупки;

повышения порога применения антидемпинговых мер при осуществлении закупок на выполнение строительных работ, установления требования о представлении заказчику обоснования предлагаемой цены контракта в случае снижения до указанного порога участником закупки цены контракта на выполнение строительных работ с возложением на заказчика обязанности не заключать контракт с участником закупки при предоставлении им такого необоснованного ценового предложения;

изменения порядка оценки заявок на участие в закупке строительных работ в части обязанности установления предельного максимального значения показателя "общая цена исполненных участником закупки договоров";

централизации закупочной деятельности автономных учреждений и иных юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

централизации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц через уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

3) рассмотреть вопросы установления обязанности участника закупки подавать заявку на участие в закупке в структурированном виде, а также определения дополнительного основания отклонения заявки на участие в закупке в случае ее подачи не в структурированном виде.

11. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и ФАС России подготовить предложения о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в части подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям об опыте выполнения строительных работ с помощью информации и документов, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах и подлежащих обязательному размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

12. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с ФАС России проработать вопросы:

о неприменении требований к перечню документов о наличии у концессионера собственных средств или возможности их получения, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2023 года N 1515 "Об утверждении формы заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения и о внесении изменений в форму предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения", к концессионным соглашениям, заключенным до 1 октября 2023 года;

об актуализации стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года N 768-р, с учетом срока действия планов мероприятий ("дорожных карт") по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации на 2022 - 2025 годы и содержащихся в них перечней товарных рынков.

13. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить исполнение планов мероприятий ("дорожных карт") по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации на 2022 - 2025 годы.

14. Предложить Правительству Российской Федерации до 1 ноября 2024 года проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

15. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период осенней сессии 2024 года о реализации настоящего постановления.

16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

17. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И.Матвиенко



Москва
20 марта 2024 года
N 79-СФ




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

электронный текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»