ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 11 декабря 2023 года N 446
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401,
приказываю:
Руководитель
А.В.Трембицкий
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
20 марта 2024 года,
регистрационный № 77569
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов радиоактивных материалов" (НП-074-23)
1. Настоящие Правила устанавливают требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ (перечень сокращений приведен в приложении № 1, термины и определения - в приложении № 2 к настоящим Правилам).
2. Настоящие Правила распространяются на: грузоотправителей;
грузополучателей;
перевозчиков;
организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к грузам РМ;
АСФ;
организации, относящиеся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" к единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Настоящие Правила не распространяются на деятельность, связанную с ликвидацией последствий аварий при транспортировании грузов РМ военного назначения.
4. В целях ликвидации последствий аварий, возможных при транспортировании грузов РМ, должно осуществляться планирование и обеспечение готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ.
5. Планирование и обеспечение готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ осуществляется путем:
разработки ПЛА;
обеспечения готовности сил и средств к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ, в том числе реализации первичных действий, предписанных аварийными карточками на грузы РМ (рекомендуемые образцы аварийных карточек на грузы РМ в зависимости от используемого для груза РМ номера ООН приведены в приложении № 3 к настоящим Правилам).
Номера ООН, используемые для обозначения вещества или группы веществ, применяются в соответствии с перечнем, приведенным в приложении № 7 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-16), утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 сентября 2016 г. № 388 (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2017 г., регистрационный № 45375), с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 5 октября 2020 г. № 385 (зарегистрирован Минюстом России 5 ноября 2020 г., регистрационный № 60764) (далее - НП-053-16).
6. ПЛА должен быть разработан грузоотправителем или другой организацией, ответственной за реализацию мероприятий (грузополучателем, перевозчиком, АСФ) (типовая структура ПЛА приведена в приложении № 4 к настоящим Правилам).
7. ПЛА должен быть утвержден разработчиком и согласован до осуществления перевозки грузов РМ с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", региональными аварийными формированиями эксплуатирующих организаций и грузоотправителем (по его требованию).
8. В ПЛА должен быть приведен перечень разрешенных к транспортированию грузов РМ и соответствующих им номеров ООН.
9. В ПЛА должен быть приведен порядок оповещения и информирования организаций в соответствии с аварийной карточкой на грузы РМ и сертификатом-разрешением на транспортирование (перевозку) грузов РМ, а также органов местного самоуправления, соответствующих органов государственного регулирования безопасности, в том числе органов федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), формирований гражданской обороны, а также территориальных органов МЧС России (главных управлений МЧС России по соответствующим субъектам Российской Федерации) о возникновении аварии при транспортировании грузов РМ.
10. В ПЛА должен быть приведен перечень материально-технических средств, используемых для ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ.
11. В ПЛА должны быть определены возможные категории аварий с транспортируемыми грузами РМ, классифицированных в соответствии с требованиями пункта 7.1.2. НП-053-16.
12. Для аварий I категории в ПЛА должны быть определены мероприятия, проводимые сопровождающим персоналом или персоналом перевозчика и персоналом организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к грузам РМ, в том числе в случае отсутствия сопровождающего персонала (или неспособности сопровождающего персонала в результате аварии осуществлять необходимые действия), или их совместные действия по:
________________
визуальному установлению степени повреждения груза;
оповещению и информированию организаций в соответствии с аварийной карточкой на грузы РМ и сертификатом-разрешением на транспортирование (перевозку) груза РМ;
вызову к месту аварии представителя грузоотправителя (грузополучателя в случае отсутствия сопровождающего персонала (или неспособности сопровождающего персонала в результате аварии осуществлять необходимые действия);
проверке и восстановлению (при необходимости) расположения и крепления грузов;
принятию решения о возможности перевозки грузов РМ с составлением акта об аварии при транспортировании грузов РМ с приложением к нему протокола (картограммы) радиометрического контроля грузов РМ.
13. Приведенные в ПЛА мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории должны быть определены с учетом следующих этапов их выполнения:
________________
Пункты 7.1.2.2 и 7.1.2.3 НП-053-16.
первый этап от момента возникновения аварии до момента прибытия к месту аварии АСФ (или другой организации, указанной в ПЛА);
второй этап от момента прибытия АСФ (или другой организации, указанной в ПЛА) к месту аварии до момента восстановления контроля над грузом РМ и ликвидации последствий аварии;
третий этап от момента окончания работ по восстановлению контроля над грузом РМ, ликвидации последствий аварии и принятия решения о возможности дальнейшей перевозки до реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
14. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на первом этапе должны выполняться сопровождающим персоналом, персоналом перевозчика и персоналом организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к грузам РМ, в том числе в случае отсутствия сопровождающего персонала (или неспособности сопровождающего персонала в результате аварии осуществлять необходимые действия).
15. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на первом этапе должны включать в себя действия, предусмотренные аварийными карточками на грузы РМ, включая:
оказание первой помощи до оказания медицинской помощи пострадавшим;
принятие мер по предотвращению или тушению пожара;
проведение предварительной оценки последствий аварии и установление ее категории;
установление зоны аварии в соответствии с аварийными карточками на грузы РМ;
оповещение и информирование (в том числе с использованием средств дальней связи) организаций в соответствии с аварийной карточкой на грузы РМ и сертификатом-разрешением на транспортирование (перевозку) груза РМ, а также органов местного самоуправления, органов государственного регулирования безопасности, в том числе органов федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), формирований гражданской обороны;
предотвращение влияния других опасных грузов на возможное увеличение масштабов и последствий аварии;
визуальное установление степени повреждения груза;
принятие первичных мер по предупреждению развития радиационной аварии и ее последствий;
проведение учета лиц, которые могли подвергнуться радиационному воздействию на месте аварии.
16. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на втором этапе должны выполняться нештатными АСФ грузоотправителя (или другой организацией, указанной в ПЛА) и (или) региональными аварийными формированиями эксплуатирующих организаций.
17. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на втором этапе должны включать:
обеспечение постоянного радиационного контроля обстановки в зоне аварии (границы зоны аварии могут быть уточнены по результатам радиационного контроля);
проведение индивидуального дозиметрического контроля персонала;
ограждение зоны аварии с установкой знаков радиационной опасности и исключение совместно с органами местного самоуправления свободного доступа населения и работников (персонала), не задействованного в мероприятиях по ликвидации последствий аварии, в зону аварии;
оценку метеорологических условий (включая получение данных о направлении ветра);
установление на границе зоны аварии с наветренной стороны ПРК для контроля за установленным порядком въезда (входа) в зону аварии и выездом (выходом) из нее;
оборудование на ПРК мест для проведения дезактивации транспортных средств, СИЗ, мест проведения санитарной обработки работников (персонала) и населения (при необходимости);
сбор информации о размещении населения, водоемов, обеспечении доступа на территорию аварии;
создание временной системы безопасного обращения с загрязненными СИЗ и оборудованием.
18. При достижении нижеследующих условий мероприятия, предусмотренные вторым этапом ликвидации последствий аварий II и III категории, считаются завершенными:
предотвращено дальнейшее развитие радиационной аварии и ее последствий (восстановлен контроль над грузом РМ);
проведена дезактивация одежды, обуви, СИЗ и кожных покровов персонала;
проведена дезактивация внешних поверхностей груза РМ и транспортного средства.
19. После завершения мероприятий, предусмотренных вторым этапом ликвидации последствий аварий II и III категории, в рамках третьего этапа руководитель работ по ликвидации последствий аварий должен:
обеспечить дезактивацию зоны аварии (радиометрическим контролем должна быть подтверждена достаточность выполненных мероприятий), включая соответствующие участки автомобильной дороги и железнодорожных путей для восстановления дорожного движения;
утвердить акт о ликвидации радиационных последствий аварии с приложением к нему протокола (картограммы) радиометрического контроля зоны аварии и объектов, подвергшихся загрязнению;
принять совместно с грузоотправителем (либо грузополучателем) решение о возможности перевозки груза РМ, в том числе с использованием другого транспортного средства (при необходимости);
восстановить дорожное движение через зону аварии;