МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 февраля 2024 года № 67
О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ
В соответствии с частью 6_5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 1 и подпунктом 4.2.6._2 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Исполняющий обязанности Министра
А.А.Корнеев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 февраля 2024 года,
регистрационный № 77365
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 1 февраля 2024 года № 67
Изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ
1. В федеральной адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2023 г., регистрационный № 72653):
1) в пункте 5 слова "Основы безопасности жизнедеятельности" заменить словами "Основы безопасности и защиты Родины";
2) в подпункте 20.1. пункта 20:
слова "Основы безопасности жизнедеятельности" заменить словами "Основы безопасности и защиты Родины";
сноску 16 изложить в следующей редакции:
" Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2023 г., регистрационный № 74223).";
3) сноску 20 к подпункту 18 подпункта 32.9.5 пункта 32 изложить в следующей редакции:
" Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 4 октября 2023 г. № 738 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2023 г., регистрационный № 75821).";
4) пункт 36 изложить в следующей редакции:
"36. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины".
36.1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины" (предметная область "Основы безопасности и защиты Родины") (далее соответственно - программа ОБЗР, ОБЗР) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по ОБЗР.
36.2. Пояснительная записка.
36.2.1. Программа ОБЗР разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, федеральной рабочей программе воспитания, и предусматривает непосредственное применение при реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
36.2.2. Программа ОБЗР позволит педагогу построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности и защиты Родины.
36.2.3. Программа ОБЗР обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
36.2.4. В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства";
модуль № 2 "Военная подготовка. Основы военных знаний";
модуль № 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе";
модуль № 4 "Безопасность в быту";
модуль № 5 "Безопасность на транспорте";
модуль № 6 "Безопасность в общественных местах";
модуль № 7 "Безопасность в природной среде";
модуль № 8 "Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи";
модуль № 9 "Безопасность в социуме";
модуль № 10 "Безопасность в информационном пространстве";
модуль № 11 "Основы противодействия экстремизму и терроризму".
36.2.5. В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне основного общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности: "предвидеть опасность по возможности ее избегать при необходимости действовать".
36.2.6. Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей:
помещения и бытовые условия;
улица и общественные места;
природные условия;
коммуникационные связи и каналы;
физическое и психическое здоровье;
социальное взаимодействие и другие.
36.2.7. Программой ОБЗР предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажерных систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.
36.2.8. В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности государства (критичные изменения климата, негативные медико-биологические, экологические, информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остается сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В современных условиях колоссальное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на формирование гражданской идентичности, воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету ОБЗР определяется следующими системообразующими документами в области безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, государственная программа Российской Федерации "Развитие образования".
36.2.9. ОБЗР является системообразующим учебным предметом, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР является общая теория безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для обучающихся построение модели индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
36.2.10. ОБЗР входит в предметную область "Основы безопасности и защиты Родины", является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
36.2.11. Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования готовности к защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к современной технико-социальной и информационной среде, способствует проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.
36.2.12. Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите Отечества и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
36.2.13. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в формировании культуры безопасности жизнедеятельности на основе расширения знаний и умений, углубленного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства, ОБЗР может изучаться в 5-7 классах из расчета 1 час в неделю за счет использования части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (всего 102 часа).
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОБЗР в 8-9 классах, составляет 68 часов, по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.
Организация вправе самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета ОБЗР и количество часов для их освоения. Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учетом региональных особенностей.
36.3. Содержание обучения:
36.3.1. Модуль № 1 "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства":
фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, закрепленные в Конституции Российской Федерации;
стратегия национальной безопасности, национальные интересы и угрозы национальной безопасности;
чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);
история развития гражданской обороны России;
сигнал "Внимание всем!", порядок действий населения при его получении;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при объявлении эвакуации;
современная армия, воинская обязанность и военная служба, добровольная и обязательная подготовка к службе в армии.