ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2024 года N 74
(с изменениями на 30 октября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июня 2024 года N 419;
постановлением Правительства Ленинградской области от 30 октября 2024 года N 743 (Сетевое издание "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru), 30.10.2024).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 38 Устава Ленинградской области, областным законом от 8 августа 2016 года N 76-оз "О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года", в целях обеспечения социально-экономического развития Ленинградской области Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об оптимизации процессов в Ленинградской области.
2. Признать утратившими силу:
3. Настоящее постановление вступает в силу с даты подписания.
Губернатор
Ленинградской области
А.Дрозденко
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 1 февраля 2024 года N 74
Положение об оптимизации процессов в Ленинградской области
(с изменениями на 30 октября 2024 года)
1.1. Настоящее Положение устанавливает цели и порядок оптимизации процессов государственного управления в органах исполнительной власти Ленинградской области (далее - оптимизация процессов, органы исполнительной власти), процессов осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, а также состав и функции участников деятельности по оптимизации процессов.
1.2. Оптимизация процессов применяется в целях:
сокращения трудозатрат работников органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений на осуществление государственных функций и оказание государственных услуг на территории Ленинградской области;
оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области на исполнение государственных функций и оказание государственных услуг;
повышения качества исполнения государственных функций и оказания государственных услуг;
реализации целей и задач федерального проекта "Цифровое государственное управление" национального проекта "Цифровая экономика", утвержденного протоколом от 28 мая 2019 года N 9 президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
реализации национальной цели "Цифровая трансформация", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и подпункта "в" пункта 1 перечня поручений по итогам совещания с членами Правительства, утвержденного Президентом Российской Федерации 10 октября 2020 года № Пр-1648;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 30 октября 2024 года N 743. - См. предыдущую редакцию)
реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Государство для людей", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
1.3. Оптимизация процессов осуществляется органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями с привлечением сотрудников процессного офиса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4.2.2 настоящего Положения.
2.1. Процесс - устойчивая, повторяющаяся совокупность взаимосвязанных работ, направленная на выполнение функций и предоставление услуг, преобразующая по определенной технологии (регламенту) входы (в форме материалов, ресурсов, требований) для получения намеченного результата - выхода (например, услуги, документа), представляющего ценность для потребителя результатов процесса.
2.2. Вход процесса - материальный или информационный объект, являющийся существенным условием выполнения процесса.
2.3. Результат (выход) процесса - преобразованный при выполнении процесса ресурс (вход процесса).
2.4. Потребитель результата процесса - субъект, непосредственно использующий результат (выход) процесса в качестве ресурса и формулирующий требования к результату (выходу) процесса.
2.5. Внутренний потребитель (клиент) - потребитель результата (выхода) процесса, являющийся органом исполнительной власти, подведомственным учреждением, их структурным подразделением или работником.
2.6. Внешний потребитель (клиент) - потребитель результата (выхода) процесса, являющийся физическим, юридическим лицом, органом власти, органом местного самоуправления и не являющийся органом исполнительной власти, подведомственным учреждением, их структурным подразделением или работником.
2.7. Владелец процесса - орган исполнительной власти, подведомственное учреждение, которое имеет в своем распоряжении выделенные ресурсы для организации процесса, управляет ходом процесса и несет ответственность за результаты и эффективность процесса.
2.8. Участник процесса - структурное подразделение или работник органа исполнительной власти, непосредственно участвующие в процессе преобразования входов в выходы в рамках процесса.
2.9. Итерация (шаг) процесса - выполняемая отдельным работником часть процесса, дальнейшая декомпозиция которой для анализа и оптимизации процесса нецелесообразна.
2.10. Показатель процесса - количественный или качественный параметр, характеризующий процесс как объект управления.
2.11. Стоимость процесса - стоимостная совокупность всех ресурсов (издержек), используемых в ходе процесса, затраты на которые несут органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения.
2.12. Ресурсы процесса - материальные и нематериальные средства, используемые в ходе процесса.
2.13. Процессный офис - структурное подразделение Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (далее - Комитет).
2.14. Калькулятор процесса - информационно-аналитическое решение, разрабатываемое и поддерживаемое процессным офисом, позволяющее автоматически рассчитывать стоимость процесса на основе данных о фактической стоимости ресурсов.
2.15. Оптимизация процесса - деятельность, направленная на преобразование процесса с целью сокращения его стоимости, исключения возникающих в ходе процесса ошибок и потерь, более точного удовлетворения требований потребителей результатов (выходов) процесса.
2.16. Портал по процессному управлению - подсистема программного продукта, обеспечивающего визуализацию результатов мониторинга реализации государственных программ и показателей социально-экономического развития, предназначенная для размещения в открытом доступе информации по оптимизации процессов, справочных и обучающих материалов, а также информационно-технологической поддержки работ по оптимизации процессов.
2.17. Ключевой показатель эффективности процесса - измерение хода или результата (выхода) процесса, представляющее ценность для потребителя результата (выхода) процесса или характеризующее качество процесса.
2.18. Реестр процессов - совокупность всех взаимосвязанных и (или) взаимодействующих процессов органа исполнительной власти, представленная в виде справочника.
2.19. Типовой перечень процессов - перечень процессов, содержащий процессы, которые потенциально осуществляются органами исполнительной власти.
2.20. Внутриведомственный процесс - процесс, в котором участвует несколько структурных подразделений органа исполнительной власти.
2.21. Межведомственный процесс - процесс, в выполнении которого принимают участие сотрудники нескольких органов исполнительной власти.
2.22. Жизненная ситуация - наличие или наступление обстоятельств, влекущих для внутреннего или внешнего клиента возможность или необходимость взаимодействия с органами исполнительной власти и уполномоченными организациями в целях получения услуг и сервисов.
2.23. Клиентоцентричность - концепция государственного управления, ориентированная на постоянное совершенствование процессов удовлетворения потребностей клиента на основе непрерывного изучения клиентского опыта.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июня 2024 года N 419)
3.1. Владелец процесса.
Представитель владельца процесса (должностное лицо не ниже уровня начальника структурного подразделения, ответственного за реализацию оптимизируемого процесса) является руководителем рабочей группы (команды) по оптимизации процесса.
Функциями владельца процесса являются:
1) проведение встреч рабочей группы (команды) по оптимизации процесса;
2) предоставление участникам рабочей группы (команды) по оптимизации процесса информации о факторах, влияющих на процесс, в том числе приводящих к временным, ресурсным потерям;
3) организация внутренних мероприятий, направленных на обеспечение достижения ключевых показателей эффективности процесса;
4) участие в работе по оптимизации процесса;
5) направление в процессный офис информации о процессах для проведения анализа существующего хода и условий процесса, проектирования целевого процесса и проведения постмониторинга;
6) согласование и (или) утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по оптимизации процесса и ключевых показателей эффективности процесса;
7) назначение лиц, ответственных за исполнение плана мероприятий ("дорожной карты") по оптимизации процесса;
8) реализация оптимизационных решений плана мероприятий ("дорожной карты") по оптимизации процесса, по которым назначен ответственным;
9) проведение оценки уровня соответствия процесса принципам и стандартам клиентоцентричности.
3.2. Процессный офис.
Функции процессного офиса установлены постановлением Правительства Ленинградской области от 21 апреля 2014 года N 144 "Об утверждении Положения о Комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" и Положением о департаменте процессного управления и государственных услуг Комитета.
Руководитель процессного офиса формирует запрос информации о фактическом ходе процесса (в том числе о фактической стоимости ресурсов) в адрес органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений.
Сотрудники процессного офиса являются администраторами рабочих групп (команд) по оптимизации процессов и участвуют в оптимизации процессов, в том числе:
1) определяют проблему процесса, цели; уточняют задачи для оптимизации процессов;
2) обеспечивают организацию встреч рабочей группы (команды) по оптимизации процесса, включая подготовку и рассылку повестки дня встреч рабочей группы (команды) по оптимизации процесса, материалов и документов;
3) обеспечивают ведение протоколов встреч рабочей группы (команды) по оптимизации процесса (при необходимости);
4) выявляют и анализируют существующий ход процесса, а также факторы, влияющие на процесс и приводящие к временным, ресурсным потерям;
5) формируют карту текущего состояния процесса;
6) создают и размещают на портале по процессному управлению документы, являющиеся результатом работ по оптимизации процесса, в соответствии с пунктом 5.4 настоящего Положения;
7) принимают участие в реализации оптимизационных решений плана мероприятий ("дорожной карты") по оптимизации процесса;
8) обеспечивают контроль за исполнением планов мероприятий ("дорожных карт") по оптимизации процессов и информируют руководителей соответствующих органов исполнительной власти о проблемах, возникших при реализации оптимизационных решений;
9) формируют проекты оптимизационных решений, в том числе проекты планов мероприятий ("дорожных карт") по оптимизации процессов и перечень ключевых показателей эффективности оптимизируемого процесса, для утверждения;
10) принимают участие в разработке технических заданий на создание, модернизацию и развитие информационных систем Ленинградской области;
11) организуют информационное взаимодействие между участниками рабочих групп (команд) по оптимизации процессов;
12) привлекают внешних экспертов и организуют экспертное сопровождение оптимизации процессов;
13) проектируют целевые состояния процесса для повышения качества, сокращения затрат и времени процесса, решения проблем процесса;
14) осуществляют постмониторинг процесса по результатам оптимизации;
15) инициируют внедрение и приведение к соответствию процессов принципам и стандартам клиентоцентричности органами исполнительной власти;
16) проводят оценку уровня соответствия принципам и стандартам клиентоцентричности органов исполнительной власти.