Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 18 декабря 2023 года N 662

Об утверждении Основных методологических и организационных положений выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах



В соответствии с подпунктом 5.8 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения", постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности", а также позиции 1.9.17 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах.

2. Признать утратившим силу приказы Росстата:

от 20 июня 2018 г. N 383 "Об утверждении Основных методологических и организационных положений Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах";

от 10 сентября 2020 г. N 537 "О внесении изменений в приказ Росстата от 20 июня 2018 г. N 383 "Об утверждении Основных методологических и организационных положений Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах";

от 28 декабря 2020 г. N 858 "О внесении изменений в приказ Росстата от 20 июня 2018 г. N 383 "Об утверждении Основных методологических и организационных положений Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах";

от 24 августа 2021 г. N 508 "О продолжительности привлечения лиц, привлекаемых к выполнению работ, связанных со сбором первичных статистических данных на территориальном и полевом уровнях по Выборочному наблюдению доходов населения и участия в социальных программах и внесении изменений в Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, утвержденные приказом Росстата от 20 июня 2018 г. N 383";

от 10 ноября 2021 г. N 787 "О внесении изменения в Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, утвержденные приказом Росстата от 20 июня 2018 г. N 383";

пункт 2 изменений, которые вносятся в отдельные организационные и методологические положения проведения федеральных статистических наблюдений, утвержденных приказом Росстата от 3 октября 2023 г. N 487.

Заместитель руководителя
Д.Д.Кенчадзе



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 18 декабря 2023 года N 662



Основные методологические и организационные положения выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах



I. Цели и задачи наблюдения

 

1. Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (далее - наблюдение) - федеральное статистическое наблюдение, представляющее собой сбор территориальными органами Росстата первичных статистических данных (далее - данные) о денежных и совокупных доходах домохозяйств, видах доходных источников и количестве получателей доходов в семьях, условиях получения и размерах доходов от работы по найму, самостоятельной занятости (включая личные подсобные хозяйства), среднемесячном доходе от трудовой деятельности, объемах натуральных поступлений товаров и услуг собственного производства в денежном эквиваленте, видах и размерах назначенных пенсий и социальных пособий, страховых возмещениях и вкладе в добровольное страхование, размерах доходов от участия в программах семейных пособий и социальной защиты, наличии доходов от собственности, объемах межсемейной помощи, выплаченных налогах и налоговых льготах, объеме обязательных платежей.

2. Наблюдение проводится в целях формирования официальной статистической информации, предусмотренной позицией 1.9.17 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (далее - федеральный план статистических работ, официальная статистическая информация), а также для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".

3. Уровень агрегирования официальной статистической информации - в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств (далее - домохозяйств), Арктической зоне Российской Федерации, местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

II. Основные методологические положения подготовки и проведения наблюдения

 

4. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946) наблюдение основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации, и проводится ежегодно с ежегодной периодичностью начиная с 2012 года по следующей схеме:

с постепенным расширением охвата по числу обследуемых домохозяйств: в 2012 году - 10 тысяч домохозяйств, в 2014 и 2015 годах - 45 тысяч, начиная с 2016 года - 60 тысяч домохозяйств;

с периодическим (1 раз в 5 лет) увеличением объемов выборочной совокупности до 160 тыс. домашних хозяйств начиная с 2017 года.

5. Единицей наблюдения при проведении наблюдения является домашнее хозяйство и члены домохозяйства.

________________

За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

Домохозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.

________________

Значение понятия приведено исключительно в целях проведения настоящего наблюдения.

В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домохозяйстве длится более одного года.

Членами домохозяйства являются лица, указанные в его составе со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом (далее - ответственное лицо). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.

6. В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:

лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве;

________________

Лицо считается "постоянно (обычно) проживающим" в домохозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домашнем хозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.

лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:

отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие, но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;

________________

Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.

кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.

7. Наблюдение проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации. План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается Росстатом в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 для каждого года проведения наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по населению страны в целом, по субъектам Российской Федерации и по основным демографическим и социально-экономическим группам населения (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).

В качестве основы выборки использован базовый подмассив информационного массива Всероссийской переписи населения 2020 года (далее - БПМ ИМ ВПМ-2020). Формирование и использование БПМ ИМ ВПМ-2020 определено приказом Росстата от 23 октября 2023 г. N 596.

8. При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все домохозяйства и на всех лиц, проживающих в них.

9. Программа наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов членов домохозяйств (респондентов) в соответствии с его целями и задачами.

10. Перечень признаков единиц наблюдения содержит сведения о домохозяйствах и членах домохозяйств по следующим тематическим блокам, указанным в таблице 1:

Таблица 1

Информация, собираемая на уровне

домохозяйства в целом

членов домохозяйств в возрасте

до 16 лет

16 лет и более

Демографические характеристики и семейные отношения (пол; возраст; родственные отношения)

+

+

Социально-экономические характеристики (достигнутый уровень образования, участие в трудовой деятельности)

+

Доходы от трудовой деятельности

+

Пенсионное обеспечение и социальная поддержка (включая выплаты на детей, социальные выплаты, иную помощь домохозяйству)

+

+

+

Условия проживания

+

Доходы от собственности и налоги, сельскохозяйственная деятельность

+

Оценка домохозяйством своего финансового положения

+


Перечень учетных признаков по каждому тематическому блоку разрабатывается совместно с представителями научных организаций, владеющими соответствующими знаниями и опытом в области доходов и социальной поддержки населения, подлежащей наблюдению, и специалистами профильных управлений Росстата (далее - эксперты).

11. Сбор данных наблюдения осуществляется по формам федерального статистического наблюдения N 1 - доходы "Вопросник для домохозяйства" и N 2 - доходы "Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 16 лет и более" (далее - Вопросники).

12. Наблюдение осуществляется на основе личного опроса респондентов (членов домохозяйств) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения (сбором первичных статистических данных) и обработкой данных, полученных в результате этих наблюдений, на основании части 6 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282) и в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - интервьюеры).

13. Сбор данных и опросы респондентов проводятся интервьюерами на условиях добровольного согласия респондентов принять участие в наблюдении. Заполнение Вопросников осуществляется со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Опросы респондентов проводятся с использованием Вопросников на бумажном носителе, содержащих конкретные формулировки вопросов для различных групп респондентов с указанием возможных вариантов ответов на них.

Данные, полученные от респондентов и записанные интервьюером в Вопросниках, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 282-ФЗ.

14. При проведении наблюдения личному опросу подлежат респонденты в возрасте 16 лет и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья, в силу преклонного возраста. Сведения за детей в возрасте до 16 лет дают их родители или опекуны.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»