Недействующий

Министерство экономического развития Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 20 июня 2018 года N 383

Об утверждении Основных методологических и организационных положений Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах

(с изменениями на 3 октября 2023 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 18 декабря 2023 года N 662
____________________________________________________________________

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения", постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности" и п.1.9.17 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р,

приказываю:

1. Утвердить Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах.

2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 14 июля 2017 г. N 469 "Об утверждении Основных методологических и организационных положений Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах и Плана размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в 2018 году".

Временно исполняющий обязанности

руководителя Федеральной службы

государственной статистики

С.Н.Егоренко

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Росстата

от 20 июня 2018 года N 383
(В редакции, введенной в действие
 приказом Росстата
 от 10 сентября 2020 года N 537
. -
 См. предыдущую редакцию)



Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах

(с изменениями на 3 октября 2023 года)

I. Цели и задачи наблюдения

Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (далее - наблюдение) проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946), постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698).

Наблюдение организуется в целях получения официальной статистической информации, отражающей роль оплаты труда, доходов от самостоятельной занятости и от собственности, пенсий и социальных пособий в обеспечении материального благосостояния семей, тенденции в изменении уровня дифференциации доходов и уровня бедности среди различных социально-экономических слоев населения, участие семей в социальных программах, пенсионном и медицинском страховании, материальное и социальное обеспечение малоимущих семей и влияние мер социальной поддержки на уровень их благосостояния.

Задачей проведения наблюдения является формирование официальной статистической информации о денежных и совокупных доходах домохозяйств, видах доходных источников и количестве получателей доходов в семьях, условиях получения и размерах доходов от работы по найму, самостоятельной занятости (включая личные подсобные хозяйства), среднемесячном доходе от трудовой деятельности, объемах натуральных поступлений товаров и услуг собственного производства в денежном эквиваленте, видах и размерах назначенных пенсий и социальных пособий, страховых возмещениях и вкладе в добровольное страхование, размерах доходов от участия в программах семейных пособий и социальной защиты, наличии доходов от собственности, объемах межсемейной помощи, выплаченных налогах и налоговых льготах, объеме обязательных платежей.

Уровень представительности результатов наблюдения - в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, социально-демографическим группам населения и домашних хозяйств, Арктической зоне Российской Федерации, местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

II. Основные методологические положения подготовки и проведения наблюдения

2.1. Общие положения

Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах проводится в рамках реализации позиции 1.9.17 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.

Сбор первичных статистических данных при проведении Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах осуществляется путем опроса респондентов лицами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации (на федеральном, территориальном, полевом уровнях) для выполнения работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения.

Сбор первичных статистических данных осуществляется по следующим формам федерального статистического наблюдения:

N 1 - доходы "Вопросник для домохозяйства";

N 2 - доходы "Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 16 лет и более".

Сбор первичных статистических данных включает:

проведение опроса респондентов с применением вышеуказанных форм федерального статистического наблюдения на бумажном носителе;

загрузку первичных статистических данных в информационно-вычислительную систему Росстата, включающую следующие работы:

ввод, конвертации данных;

проверку данных и метаданных в целях обеспечения их соответствия требованиям официальной статистической методологии;

визуальный и автоматизированный контроль, в том числе логический, арифметический, а также преобразование текстовой информации в цифровую (включая кодирование) с помощью специализированного или стандартного программного обеспечения, а также ручным способом.

2.2. Единица наблюдения

Единицей наблюдения при проведении наблюдения является частное домашнее хозяйство (далее - домохозяйство) и члены домохозяйства.

________________

За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).

Домохозяйство представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства.

________________

Значение понятия приведено исключительно в целях проведения настоящего наблюдения.

В том числе лица, чей фактический (или предполагаемый) период пребывания в домохозяйстве длится более одного года.

Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.

Членами домохозяйства для целей проведения наблюдения признаются лица, указанные в его составе со слов одного из членов домохозяйства, который более других осведомлен о жизнедеятельности домохозяйства и в дальнейшем сможет ответить на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом (далее - ответственное лицо). Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.

В зависимости от места нахождения на момент опроса лица, учитываемые в составе домохозяйства, могут относиться к одной из следующих категорий:

лица, постоянно (обычно) проживающие в домохозяйстве;

________________

Лицо для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам считается "постоянно (обычно) проживающим" в домохозяйстве, если оно проводит ежесуточно в этом домохозяйстве большую часть своего ежедневного ночного отдыха.

лица, продолжительно или временно отсутствующие в домохозяйстве:

отсутствующие продолжительные периоды времени или временно отсутствующие, но имеющие родственные отношения с домохозяйством и продолжающие поддерживать тесную связь (или имеющие очевидные финансовые связи) с домохозяйством;

________________

Фактическое (или предполагаемое) отсутствие длится более одного года или не более одного года соответственно.

кратковременно отсутствующие, но обычно проживающие в домохозяйстве.

2.3. Применение выборочного метода

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 наблюдение основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации.

Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах организуется с ежегодной периодичностью начиная с 2012 года по следующей схеме:

с постепенным расширением охвата по числу обследуемых домашних хозяйств:

в 2012 году - 10 тысяч домохозяйств, в 2014 и 2015 годах - 45 тысяч, начиная с 2016 года - 60 тысяч домохозяйств;

с периодическим (1 раз в 5 лет) увеличением объемов выборочной совокупности до 160 тыс. домашних хозяйств начиная с 2017 года.

План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается Росстатом в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 для каждого года проведения наблюдения, с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, по основным демографическим и социально-экономическим группам населения и домашних хозяйств (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).

Генеральную совокупность, служащую основой для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации, составляют все частные домохозяйства, проживающие на территории Российской Федерации.

Основой для формирования выборки в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Первичной единицей отбора является счетный участок.

При формировании выборочной совокупности конечной единицей отбора является жилое помещение (индивидуальный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, общежитии или в другом жилом строении).

Формирование выборочной совокупности домохозяйств осуществляется на основе принципов случайного отбора, то есть каждому домохозяйству в генеральной совокупности придается известная и ненулевая вероятность отбора.

При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домохозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разработанной методологии.

Во исполнение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в целях формирования статистических показателей, характеризующих финансовое положение семей с детьми, начиная с 2021 года, дополнительно обследуется целевая группа населения "семьи с детьми" (далее - целевая группа) с охватом 10 тыс. домохозяйств во всех субъектах Российской Федерации.

Основой для формирования выборки целевой группы в ходе подготовки наблюдения служит обезличенный перечень адресов из талонов родовых сертификатов и/или перечень домохозяйств целевой группы, участвовавших ранее в выборочных наблюдениях по социально-демографическим проблемам.

2.4. Программа наблюдения

Программа наблюдения представляет собой перечень признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств, - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов членов домохозяйств (респондентов) в соответствии с его целями и задачами.

Перечень признаков единиц наблюдения содержит первичные статистические данные об источниках доходов домохозяйств и членов домохозяйств, относящихся к различным возрастным группам, по следующим тематическим блокам:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»