МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 декабря 2023 года N 404

Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации



В соответствии со статьями 3, 11, 38 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", подпунктом 9 пункта 19, подпунктом 1 пункта 27 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10,

приказываю:

1. Утвердить Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002 N 347 "Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.01.2003, регистрационный N 4093).

Министр
К.А.Чуйченко



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

29 декабря 2023 года,

регистрационный N 76752

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 28 декабря 2023 года N 404



Инструкция по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации



I. Общие положения

 

1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации (далее - СЭУ Минюста России, учреждения) в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), других федеральных законов, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также Министерства юстиции Российской Федерации, регулирующими судебно-экспертную деятельность.

2. В СЭУ Минюста России судебные экспертизы производятся для органов дознания, органов предварительного следствия и судов (далее - орган (лицо), назначивший судебную экспертизу) в соответствии с перечнем родов (видов) судебных экспертиз и территориальной сферой экспертного обслуживания, которые устанавливаются Минюстом России.

________________

Приказ Минюста России от 20.04.2023 N 72 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" (зарегистрирован Минюстом России 24.04.2023, регистрационный N 73133).

В случае невозможности производства судебной экспертизы в СЭУ Минюста России, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы или специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органа (лица), назначившего судебную экспертизу, может быть произведена в СЭУ Минюста России, обслуживающем другую территорию.

________________

Часть восьмая статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ.

3. Судебные экспертизы в СЭУ Минюста России производятся государственными судебными экспертами, которые в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 73-ФЗ являются гражданами Российской Федерации, имеют высшее образование, дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности и аттестованы на право самостоятельного производства судебной экспертизы по экспертной специальности в соответствии с Положением об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

________________

Приказ Минюста России от 27.01.2023 N 11 "Об утверждении Положения об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.02.2023, регистрационный N 72218).

Государственные судебные эксперты в своей деятельности руководствуются процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом N 73-ФЗ, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Минюста России (далее - законодательство Российской Федерации) и настоящей Инструкцией.

4. Государственный судебный эксперт (далее - эксперт) предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации, дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за него ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

________________

Часть первая статьи 14 Федерального закона N 73-ФЗ.

Статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, статья 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Судебная экспертиза производится в помещении СЭУ Минюста России и (или) по месту нахождения объекта исследования (далее - объект) либо в судебном заседании.

6. При условии соответствия требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона N 73-ФЗ, руководитель СЭУ Минюста России, его первый заместитель либо заместитель могут выступать в качестве эксперта в соответствии с присвоенной им экспертной квалификацией. В этом случае на них распространяются все обязанности и права экспертов, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

7. Руководитель СЭУ Минюста России вправе передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему первому заместителю либо заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет.

________________

Часть первая статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ.

II. Порядок организации производства судебных экспертиз


8. Основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя.

________________

Часть первая статьи 19 Федерального закона N 73-ФЗ.

Поступившее в СЭУ Минюста России постановление (определение) о назначении судебной экспертизы (далее - постановление (определение) регистрируется в журнале регистрации экспертиз (при наличии - в электронном журнале). Руководитель СЭУ Минюста России изучает постановление (определение), проверяет правильность оформления материалов экспертизы, а также определяет вид, характер, объем предстоящего исследования и поручает производство экспертизы конкретному эксперту данного учреждения или комиссии при производстве комиссионной или комплексной экспертизы в день регистрации постановления (определения) в СЭУ Минюста России или не позднее следующего рабочего дня.

В случае назначения и проведения экспертизы в судебном заседании постановление (определение) суда регистрируется в журнале регистрации экспертиз (при наличии - в электронном журнале) после его передачи экспертом в СЭУ Минюста России.

9. Руководитель СЭУ Минюста России:

возвращает без исполнения постановление (определение) и объекты органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, с указанием причин возврата в сопроводительном письме при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации (отсутствие в данном учреждении эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения исследований);

уведомляет орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, об обнаружении недостатков в оформлении материалов судебной экспертизы, делающих невозможным ее производство (наличие технических ошибок в постановлении (определении), отсутствие в нем обязательных сведений, указание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации), и предлагает устранить данные недостатки. В случае, если недостатки не устранены в течение 30 календарных дней со дня уведомления, материалы экспертизы возвращаются без производства судебной экспертизы;

оформляет в электронном или письменном виде поручение (резолюцию) эксперту (экспертам) данного учреждения по производству экспертизы, тому же или другому эксперту (другим экспертам) по производству дополнительной экспертизы, другому эксперту или экспертам по производству повторной судебной экспертизы и уведомляет об этом следователя, назначившего судебную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

________________

Часть вторая статьи 199 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

определяет сроки производства судебной экспертизы с учетом сроков, установленных органом (лицом), назначившим судебную экспертизу;

разъясняет эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права, предупреждает об ответственности за дачу заведомо ложного заключения и получает соответствующую подписку;

информирует орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, о невозможности выполнения экспертизы в установленный им срок и ходатайствует о продлении (согласовании продления) срока производства экспертизы с указанием причин и возможного срока ее выполнения;

ходатайствует перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о привлечении к производству экспертизы лиц, не работающих в данном СЭУ Минюста России, специальные знания которых необходимы для дачи заключения;

организует участие в производстве комплексных или комиссионных экспертиз экспертов других судебно-экспертных учреждений и (или) иных экспертов, указанных в постановлении (определении);

обеспечивает условия, необходимые для проведения исследований (наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения; соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов и материалов дела);

организует судебно-экспертную деятельность по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на современном научно-техническом уровне на основании единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации;

обеспечивает условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

по окончании проведенных экспертом исследований направляет в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу, заключение эксперта и возвращает объекты, документы и материалы дела, представленные для ее проведения;

направляет сообщение о невозможности дать заключение (далее - СНДЗ) в орган (лицу), назначивший судебную экспертизу, и возвращает объекты, документы и материалы дела, представленные для ее проведения;

обеспечивает контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, или продленных по согласованию с ним, а также полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

определяет необходимость реализации иных мероприятий и исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

10. Получив материалы для производства судебной экспертизы, эксперт:

дает подписку об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»