Статус документа
Статус документа

ПНСТ 894-2023

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

СРЕДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СВЕТОФОРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Общие технические требования

Intelligent transport systems. Technical equipment for adaptive control of traffic light objects. General technical requirements



ОКС 31.190

         03.220.20

         19.080

         35.080

         93.080.30

Срок действия с 2024-06-01

до 2027-06-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") и ООО "Разработка и Производство Автоматизированных Систем СПб" (ООО "РИПАС СПб")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2023 г. N 100-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 127083 Москва, ул.Мишина, д.35, и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к средствам адаптивного управления светофорными объектами, включающим дорожные контроллеры, многофункциональные устройства-адаптеры, а также вспомогательное периферийное оборудование, входящее в состав светофорного объекта с адаптивным управлением.

Настоящий стандарт не распространяется на дорожные контроллеры, обеспечивающие адаптивное управление светофорным объектом посредством прямых управляющих воздействий внешнего центра управления или оператора.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 34.401 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения. Типы и технические требования

ГОСТ 33385 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные светофоры. Технические требования

ГОСТ Р 52282 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и методологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 адаптивное управление светофорным объектом (adaptive traffic signal control): Процесс изменения элементов светофорного цикла (длительность цикла и фаз регулирования, последовательность фаз регулирования, временной сдвиг систем координации), выполняемый на основании показаний детекторов, запросов от кнопок пешеходного вызывного табло, запросов от подключенных транспортных средств, а также иных источников данных о транспортных потоках.

3.1.2 адаптивный дорожный контроллер (adaptive signal controller): Дорожный контроллер, обеспечивающий адаптивное управление локальным светофорным объектом без участия внешнего центра управления или оператора.

Примечание - Требование к дорожному контроллеру - согласно ГОСТ 34.401. Далее по тексту под дорожным контроллером подразумевается адаптивный дорожный контроллер.

3.1.3 активирующее событие (actuation): Получаемый дорожным контроллером запрос на обслуживание по определенному регулируемому направлению движения и соответствующей ему сигнальной группе, который инициируется при обнаружении детектором прохождения автомобиля или пешехода, нажатии кнопки пешехода, запросе от подключенного автомобиля или иным событием.

3.1.4 барьер (barrier): Точка синхронизации колец в многокольцевом сигнальном плане для обеспечения бесконфликтных сигналов светофоров при комбинации подфаз.

3.1.5 внеочередной проезд (preemption): Процесс изменения светофорного цикла, характеризующийся безотлагательной вставкой специальной фазы (направления) независимо от текущего состояния цикла.

3.1.6 дорожные контроллеры интервального типа (interval-based controller): Дорожные контроллеры, реализующие светофорный цикл как заданную сигнальным планом последовательность дискретных шагов (интервалов, или тактов), каждый из которых оперирует примитивными состояниями сигнальных групп и имеет заданную длительность.

Примечание - При реализации адаптивного дорожного контроллера интервального типа некоторые шаги в последовательности могут быть пропущены или удерживаться в основном такте в зависимости от активирующих событий.

3.1.7 дорожные контроллеры с активным многокольцевым управлением по направлениям (actuated signal controllers): Дорожные контроллеры, реализующие светофорный цикл как заданные сигнальным планом бесконфликтные комбинации сигналов светофоров, управляемых подфазами, в ответ на активирующие события и с использованием       ограничений, запрограммированных в настройках сигнального плана.

3.1.8 дорожные контроллеры фазного [поэтапного] типа (stage-based controller): Дорожные контроллеры, реализующие светофорный цикл как заданную сигнальным планом последовательность фаз, каждая из которых является предопределенным набором сигнальных групп в состоянии "движение разрешено" и имеет заданную длительность.

Примечание - В случае реализации адаптивного дорожного контроллера фазного типа фазы в светофорном цикле выполняются как в предопределенном, так и произвольном порядке в соответствии с логикой работы алгоритма адаптивного управления. Процесс формирования промежуточных тактов для перехода между фазами осуществляется отдельной логикой, позволяющей дорожному контроллеру выдерживать безопасные интервалы задержки включения для конфликтующих между собой сигнальных групп.

3.1.9 кольцо (ring): Заданная в сигнальном плане последовательность подфаз.

3.1.10 конфликтующие подфазы (conflicting phases): Две или более подфазы, которые при одновременном включении вызовут движение транспорта по направлениям, имеющим конфликтные пересечения.

3.1.11 матрица переходов (intergreen matrix): Таблица, описывающая для светофорного объекта задержки включения разрешающего движение сигнала относительно выключения конфликтующего с ним запрещающего сигнала при переходе обслуживания от одного регулируемого направления движения к другому.

3.1.12 многофункциональное устройство; МФУ (multi-functional device): Дополнительное устройство (адаптер), которым при развитии системы управления дополнительно оснащается ранее установленный дорожный контроллер любого типа с целью унификации протокола взаимодействия с центром, функциональных возможностей и алгоритмов управления светофорными объектами.

3.1.13 основной такт (steady state): Такт цикла светофорного регулирования с устойчивыми примитивными состояниями всех сигнальных групп, в котором светофорный объект может находиться продолжительное время.

3.1.14 переходные [промежуточные] такты (transient states): Последовательность тактов цикла светофорного регулирования, предназначенная для обеспечения безопасного перехода от одного основного такта к другому.

3.1.15 подключенное транспортное средство (connected vehicle): Транспортное средство, оснащенное средствами беспроводной связи и осуществляющее во взаимодействии с дорожным контроллером адаптивное управление светофорным объектом, а также использующее данные от дорожного контроллера для оптимизации собственного движения.

3.1.16 подфаза (phase): Объект организации внутренней программной логики алгоритма многокольцевого дорожного контроллера, который управляет ассоциированным набором не конфликтующих между собой сигнальных групп, имеет собственный набор параметров для транспортных средств и пешеходов, а также может использовать активирующие события.

Примечание - Подфазы в разных кольцах могут отображать состояние "движение разрешено" ассоциированных сигнальных групп одновременно (см. "совместимые подфазы").

3.1.17 последовательность (sequence): Набор параметров сигнального плана, позволяющих задать порядок подфаз в каждом кольце.

3.1.18 примитивные состояния сигнальных групп (elementary signal group states): Допустимые правилами дорожного движения элементарные комбинации цветов сигналов светофора ("красный", "красно-желтый", "зеленый", "зеленое мигание", "желтый", "желтое мигание", "выключено"), а также комбинации сигналов разрешенных направлений движения для светофора типа Т.5 и сигналы для информационных световых секций.

Примечание - Требования к сигналам для информационных световых секций - согласно ГОСТ Р 52289 и ГОСТ 33385.

3.1.19 приоритетный проезд (priority): Процесс изменения элементов светофорного цикла (длительности и/или последовательности фаз в цикле, сдвига), выполняемый с целью сокращения времени проезда светофорного объекта для определенной категории транспортных средств.

3.1.20 расщепление (split): Набор параметров сигнального плана, позволяющий задать соотношения длительностей подфаз в кольце в виде абсолютных значений или в виде их процентного соотношения, приведенного к длительности цикла.

3.1.21 регулируемая группа направлений движения (controlled movements group): Направления движений транспорта или пешеходов, управляемые одной сигнальной группой дорожного контроллера.

3.1.22

светофорный объект (signalized intersection): Группа дорожных светофоров (далее - светофоров), установленных на участке улично-дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных средств или транспортных средств и пешеходов регулируется светофорной сигнализацией, работающей в едином цикле.

[ГОСТ Р 52289-2019, пункт 3.13]

3.1.23 сигнальная группа (signal group): Набор ассоциированных между собой выходных каналов дорожного контроллера, подключенных к сигнальным секциям светофора для управления одним направлением движения (или группой направлений одного подхода к светофорному объекту) и имеющих в цикле светофорного регулирования три основных состояния: "движение разрешено", "движение запрещено", "отсутствие регулирования (разрешено движение с осторожностью)".

Примечание - Состояние сигнальной группы может дублироваться на дополнительные светофоры, сигнальные секции которых подключены параллельно и изменяют свое состояние одновременно с секциями основного светофора.

3.1.24

сигнальная секция (signal head): Структурный элемент дорожного светофора, обеспечивающий формирование светового сигнала определенного размера, формы, цвета, с установленными параметрами силы света.

[ГОСТ 33385-2015, пункт 3.2]

3.1.25 сигнальный план (программа регулирования) (signal plan): Набор параметров, определяющих цикл светофорного регулирования, заданный в соответствии с условиями транспортного спроса и схемой организации движения на данном конкретном светофорном объекте.

3.1.26 смещение (offset): Набор параметров сигнального плана, позволяющий задать синхронизацию подфаз данного дорожного контроллера к общему плану координации группы светофорных объектов.

3.1.27 совместимые подфазы (concurrent phases): Две или более подфазы, которые могут быть заданы как совместимые в том случае, если сигнальные группы подфаз в разных кольцах не имеют конфликтов и могут одновременно безопасно находиться в состоянии "движение разрешено".

3.1.28 такт цикла светофорного регулирования (state): Период действия определенной комбинации примитивных состояний всех сигнальных групп.

3.1.29 фаза светофорного регулирования (stage): Часть цикла светофорного регулирования, состоящая из основного и промежуточного тактов.

3.1.30 цикл светофорного регулирования (cycle): Заданная сигнальным планом периодически повторяющаяся последовательность элементов, определяемых выбранным способом задания цикла светофорного регулирования (такты фазы или подфазы в кольцах).

Примечание - В адаптивных дорожных контроллерах некоторые части цикла могут пропускаться или меняться местами.

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs