ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 ноября 2023 года N 3339-р
[О Стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года]
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.
4. Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии на среднесрочный период.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Стратегия развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года
Стратегия развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Стратегия) является отраслевым документом стратегического планирования в части развития отрасли связи для гражданского применения в Российской Федерации.
Документ направлен на формирование перспективного и конкурентоспособного облика отрасли связи. В основе Стратегии - построение современной и защищенной телекоммуникационной инфраструктуры, внедрение новых технологических направлений, развитие научного и кадрового потенциала, совершенствование нормативно-правовой базы для предоставления гражданам, бизнесу и государству качественных, востребованных и конкурентоспособных услуг связи.
Отрасль связи - отдельная сфера деятельности, направленная на обеспечение функционирования комплекса взаимосвязанных объектов цифровой инфраструктуры и сооружений связи, обеспечивающих телекоммуникационные, вычислительные и сетевые мощности, а также функционирование и развитие информационного пространства с целью достижения максимально быстрой передачи информации в пространстве от первичного источника до конечного потребителя без обязательной необходимости ее конвертации. Поскольку отрасль связи, будучи инфраструктурной отраслью, взаимосвязана со всеми секторами экономики, то реализация Стратегии будет содействовать достижению государственных целей по обеспечению национальной безопасности и технологического суверенитета, а также развитию экономики Российской Федерации в целом.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Стратегия разработана с учетом:
Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";
Федерального закона "О защите конкуренции";
Концепции государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 декабря 2014 г. N К 1274;
Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р;
Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;
Концепции регулирования отрасли квантовых коммуникаций в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2023 г. N 1856-р;
Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.
Стратегия является основой для разработки (корректировки) государственных программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных проектов, плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием, стратегических документов иных организаций в части, касающейся развития сетей связи. Кроме этого, положения Стратегии должны быть учтены при разработке национального проекта "Экономика данных".
Положения Стратегии также должны учитываться при реализации следующих документов:
государственная программа Российской Федерации "Информационное общество";
государственная программа Российской Федерации "Космическая деятельность России";
национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации";
иные государственные программы и национальные проекты, федеральные и региональные проекты, в рамках реализации которых возможно использование сетей связи;
проекты, обеспечивающие достижение целей и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти (ведомственные проекты).
Отрасль связи является обеспечивающей отраслью и предоставляет свои услуги для граждан, бизнеса и государственного сектора. Услуги связи предоставляются с использованием высокотехнологичного оборудования, которое производится радиоэлектронной промышленностью. Учитывая, что отрасль связи является крупнейшим потребителем радиоэлектронной продукции, она во многом способна содействовать развитию российских высоких технологий и приборостроения.
На сегодняшний день в мире активно внедряются новые цифровые сервисы как для физических лиц и корпораций, так и для государственного сектора. Это приводит к развитию инфраструктуры связи как по параметрам скорости передачи данных, задержки сигнала и надежности доставки информации, так и по покрытию доступом к современным услугам связи ранее не охваченных территорий. Активно развиваются сети широкополосного доступа, включая фиксированные, мобильные и спутниковые сети связи.
Российская Федерация исторически занимает передовые позиции в части внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий. Отрасль связи - не исключение, она обеспечивает внедрение новых поколений технологий как в фиксированных, так и в мобильных сетях связи. Это позволяет предоставлять качественные и конкурентоспособные услуги всем потребителям.
За 2012-2022 годы объем трафика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в Российской Федерации вырос более чем в 11 раз - с 11,4 до 126,7 Эбайт (рост в среднем на 27 процентов в год). По итогам 2022 года количество абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети "Интернет" в Российской Федерации составило 35,5 млн. (в том числе 2 млн. юридических лиц). Прирост абонентской базы с 2017 года находится на уровне 2-3 процентов ежегодно. Число абонентов (активных SIM-карт) подвижной радиотелефонной связи (мобильной связи) составило до 245 млн., проникновение сетей мобильной связи - 168 процентов. Спутниковая связь задействована в работе по устранению цифрового неравенства. К сети "Интернет" с ее использованием подключено более 3 тыс. населенных пунктов, обеспечивается связью весь маршрут Северного морского пути и 400 российских морских рыболовецких судов. К началу 2023 года общее количество подключенных устройств интернета вещей в Российской Федерации достигло 70,1 млн. единиц (без учета носимых устройств), отраслями - лидерами по внедрению технологий интернета вещей в Российской Федерации являются энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство (30 процентов), строительство (18 процентов) и транспорт (16 процентов).
Услуги цифровой связи в нашей стране являются одними из самых дешевых в мире. Доступность услуг связи определяется в первую очередь ценовым фактором. Стоимость доступа к сети "Интернет" в Российской Федерации в 1,5-2 раза ниже, чем в Китайской Народной Республике и государствах - участниках Содружества Независимых Государств, и в 3-4 раза ниже цен в экономически развитых странах. Низкая стоимость доступа к сети "Интернет" - следствие наличия высокой конкуренции между операторами связи на российском рынке, что способствует обеспечению аудитории современными цифровыми сервисами (онлайн-доступ к средствам массовой информации, такси и каршеринг, доставка, маркетплейсы, социальные сети, сервисы прямого взаимодействия с пользователем (ОТТ-сервисы) и оказывает содействие развитию российской экономики в целом. Бурное развитие сектора информационных технологий и модернизация финансовой сферы (мобильный банкинг, брокерское обслуживание в смартфоне, онлайн-платежи и прочее) также невозможны без надежной и качественной связи.
Отрасль связи также играет социально значимую роль, обеспечивая общество услугами связи, в том числе бесплатным доступом граждан к обязательным общедоступным телерадиоканалам, на всей территории страны. Кроме этого, благодаря развитой телекоммуникационной инфраструктуре страны удалось осуществить быстрый и плавный переход на дистанционную работу во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Российская отрасль связи не только выдержала скачкообразный рост объема передаваемых данных, но и гибко адаптировалась к новым реалиям. Пользователи сети чувствительно относятся даже к кратковременному снижению качества обслуживания, поэтому необходимо постоянно поддерживать высокий уровень предоставляемых услуг.
В текущих условиях необходимо укрепить технологический суверенитет страны, отрасль связи должна обеспечить гарантированный спрос на российскую высокотехнологичную продукцию, осуществить поэтапный переход на российские оборудование и программное обеспечение, сохранив при этом высокий уровень качества предоставляемых услуг через поддержание конкурентной среды их развития, темпов внедрения новых технологий связи и развития сетей связи нового поколения.
Учитывая социально значимую роль, которую отрасль связи играет в нашей стране, а также географические и климатические особенности Российской Федерации, на протяжении последних 10 лет Правительство Российской Федерации реализует политику поэтапного развития инфраструктуры связи. При этом активно привлекаются средства федерального бюджета и применяются меры государственного регулирования, стимулирующие операторов связи развивать свою инфраструктуру в регионах и локациях, не всегда обеспечивающих быструю окупаемость их инвестиционных проектов, но необходимых к покрытию услугами связи для обеспечения равенства граждан в доступе к современным услугам связи. Тем самым со стороны государства обеспечиваются однородность и бесшовность покрытия услугами связи всех регионов страны вне зависимости от их удаленности и плотности населения.
В частности, с 2014 года на территории Российской Федерации реализуются мероприятия по устранению цифрового неравенства, в рамках которых:
более чем в 22 тыс. населенных пунктов обеспечено оказание услуг телефонной связи с использованием таксофонов;
почти в 14 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек обеспечено оказание услуг по передаче данных;
почти в 3 тыс. населенных пунктов с численностью населения от 100 до 500 человек обеспечено оказание услуг мобильной связи. До конца 2030 года планируется установить базовые станции подвижной радиотелефонной связи в 17 тыс. таких населенных пунктов.
Протяжность оптических (в том числе магистральных) линий связи, построенных с использованием средств федерального бюджета, составила более 120 тыс. километров.
В период с 2017 по 2023 год к сети "Интернет" с использованием средств федерального бюджета подключены 86 тыс. социально значимых объектов: 9 тыс. медицинских организаций, 26 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов, 22 тыс. школ, 10 тыс. учреждений культуры, 19 тыс. органов государственной власти и органов местного самоуправления.
С 2017 года проводятся мероприятия по созданию подводных волоконно-оптических линий связи за счет средств федерального бюджета, что позволило подключить к единой сети электросвязи Российской Федерации удаленные регионы. Общая протяженность созданных подводных волоконно-оптических линий связи составила более 5 тыс.км.
Проводится планомерное наращивание орбитальной группировки космических аппаратов связи и вещания на геостационарной орбите. С 2008 года создано и выведено на орбиту Земли 12 космических аппаратов. Доступный для использования орбитально-частотный ресурс увеличился в несколько раз. Финансирование изготовления и запуска космических аппаратов осуществляется преимущественно за счет средств федерального бюджета, государственных корпораций и организаций с государственным участием.
В рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и реализации "дорожной карты" развития высокотехнологичного направления "Квантовые коммуникации" на период до 2030 года по итогам 2022 года обеспечено создание магистральной квантовой сети, объединившей гг. Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" в рамках федерального проекта "Комплексное развитие космических информационных технологий ("Сфера")" государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России" и Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы реализуются мероприятия по развитию спутниковой связи. Федеральный проект "Комплексное развитие космических информационных технологий ("Сфера")" позволит обеспечить использование спутниковых систем с взаимодополняющим функционалом на разных орбитах, что будет стимулировать развитие российских электронной компонентной базы и микроэлектроники. В рамках Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы проводятся работы по созданию многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных с космических аппаратов нового поколения на низких круговых орбитах с использованием унифицированных решений на российской электронной компонентной базе.
Помимо прямого использования бюджетных средств и привлечения средств государственных корпораций и организаций с государственным участием реализуются регуляторные меры по стимулированию операторов мобильной связи к развитию инфраструктуры.
Государственной комиссией по радиочастотам в 2013 году установлены требования и условия по обеспечению операторами связи современной связью населенных пунктов (с численностью населения 1000, 2000, 10000 и более жителей в зависимости от используемых диапазонов радиочастот), а также временной график выполнения установленных условий.
Государственной комиссией по радиочастотам в 2021 году установлены специальные условия по обеспечению современной связью стандарта LTE и последующих его модификаций полного покрытия автомобильных дорог общего пользования федерального значения к 2032 году и населенных пунктов с численностью населения 1000 и более жителей к 2025 году.
С 2011 года к операторам связи применяются требования по обеспечению покрытия мобильной связью населенных пунктов с численностью населения более 50 тыс. человек, а также всех средних и высших учебных заведений.
В 2018 году завершено строительство сети цифрового наземного эфирного телерадиовещания Российской Федерации.
Охват цифрового наземного эфирного телерадиовещания составляет 98,63 процента населения, при этом не менее 95 процентов населения каждого субъекта Российской Федерации.
Сеть цифрового наземного эфирного телерадиовещания охватывает более 140 тыс. населенных пунктов и обеспечивает конституционное право граждан на получение информации.
В целях обеспечения доступности 20 обязательных общедоступных телерадиоканалов для граждан вне зоны цифрового наземного эфирного телерадиовещания законодательно установлена возможность их бесплатного получения путем непосредственного спутникового телевизионного вещания.
Таким образом, всем гражданам Российской Федерации гарантирован бесплатный доступ к 20 обязательным общедоступным телеканалам.
На сегодняшний день активно развиваются, совершенствуются и внедряются цифровые технологии, для использования которых необходим широкополосный доступ к сети "Интернет". Рядовые пользователи активно применяют технологии и сервисы, использование которых приводит к глобальному росту передачи данных. Так, объем мирового трансграничного интернет-трафика показывает постоянный рост в среднем на 33 процента в год за последние 5 лет.