1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр (далее - государственный мониторинг) и мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование (далее - локальный мониторинг).
2. Государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием недр и происходящими в них процессами, оценки и прогноза изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов.
3. Государственный мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
4. Государственный мониторинг осуществляется органами и организациями, предусмотренными пунктом 2 статьи 36_2 Закона Российской Федерации "О недрах".
Государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству по недропользованию, осуществляют государственный мониторинг на основании государственного задания.
Государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству по недропользованию, при осуществлении государственного мониторинга вправе привлекать исполнителей по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при участии в осуществлении государственного мониторинга вправе привлекать государственные учреждения, созданные субъектом Российской Федерации, и (или) исполнителей по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Федеральное агентство по недропользованию, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения осуществляют государственный мониторинг на основании следующих данных:
а) сведения, получаемые в результате своей деятельности;
б) геологическая информация о недрах;
в) сведения, получаемые от других государственных органов и их подведомственных учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц;
г) данные дистанционного зондирования Земли из космоса.
6. Объектами государственного мониторинга являются недра на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, происходящие в них процессы, а также подземные воды.
Государственный мониторинг проводится на неиспользуемых частях недр в пределах территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и может проводиться на участках недр, предоставленных в пользование, в случае проведения подведомственными Федеральному агентству по недропользованию государственными учреждениями плановых гидрогеологических и инженерно-геологических обследований для верификации данных локального мониторинга, осуществляемого пользователем недр, а также в случаях использования скважин пользователей недр в качестве пункта наблюдений государственной опорной наблюдательной сети.
7. Целями государственного мониторинга являются:
а) выявление, оценка и прогнозирование изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
б) оценка и прогнозирование изменений состояния подземных вод;
в) обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией о состоянии недр и происходящих в недрах процессах, а также информацией о состоянии подземных вод.
8. Государственный мониторинг осуществляется на основе наблюдений с использованием технических и программных средств, обеспечивающих совместимость данных, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, между собой, а также с данными других видов мониторинга, являющихся частями государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), и локального мониторинга.
Методическое обеспечение государственного мониторинга осуществляется Федеральным агентством по недропользованию.
9. Государственный мониторинг включает:
а) мониторинг подземных вод;
б) мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
в) мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
г) мониторинг состояния недр, в том числе во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
10. Федеральное агентство по недропользованию, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения при осуществлении государственного мониторинга взаимодействуют в форме представления и (или) получения информации со следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями:
а) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - при размещении информации в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)