ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2023 года N 2029
(с изменениями на 14 марта 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.03.2024, N 0001202403150012) (о порядке вступления в силу см. пункты 3-5 постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 36_2 Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственного мониторинга состояния недр и мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование.
2. Заключение соглашений об информационном взаимодействии, предусмотренных пунктом 11 Правил, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется не позднее 1 декабря 2024 г.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г.
Правила, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 сентября 2030 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Правила осуществления государственного мониторинга состояния недр и мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр (далее - государственный мониторинг) и мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование (далее - локальный мониторинг).
2. Государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием недр и происходящими в них процессами, оценки и прогноза изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов.
3. Государственный мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
4. Государственный мониторинг осуществляется органами и организациями, предусмотренными пунктом 2 статьи 36_2 Закона Российской Федерации "О недрах".
Государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству по недропользованию, осуществляют государственный мониторинг на основании государственного задания.
Государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству по недропользованию, при осуществлении государственного мониторинга вправе привлекать исполнителей по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при участии в осуществлении государственного мониторинга вправе привлекать государственные учреждения, созданные субъектом Российской Федерации, и (или) исполнителей по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Федеральное агентство по недропользованию, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения осуществляют государственный мониторинг на основании следующих данных:
а) сведения, получаемые в результате своей деятельности;
б) геологическая информация о недрах;
в) сведения, получаемые от других государственных органов и их подведомственных учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц;
г) данные дистанционного зондирования Земли из космоса.
6. Объектами государственного мониторинга являются недра на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, происходящие в них процессы, а также подземные воды.
Государственный мониторинг проводится на неиспользуемых частях недр в пределах территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и может проводиться на участках недр, предоставленных в пользование, в случае проведения подведомственными Федеральному агентству по недропользованию государственными учреждениями плановых гидрогеологических и инженерно-геологических обследований для верификации данных локального мониторинга, осуществляемого пользователем недр, а также в случаях использования скважин пользователей недр в качестве пункта наблюдений государственной опорной наблюдательной сети.
7. Целями государственного мониторинга являются:
а) выявление, оценка и прогнозирование изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
б) оценка и прогнозирование изменений состояния подземных вод;
в) обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией о состоянии недр и происходящих в недрах процессах, а также информацией о состоянии подземных вод.
8. Государственный мониторинг осуществляется на основе наблюдений с использованием технических и программных средств, обеспечивающих совместимость данных, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, между собой, а также с данными других видов мониторинга, являющихся частями государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), и локального мониторинга.
Методическое обеспечение государственного мониторинга осуществляется Федеральным агентством по недропользованию.
9. Государственный мониторинг включает:
а) мониторинг подземных вод;
б) мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
в) мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
г) мониторинг состояния недр, в том числе во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
10. Федеральное агентство по недропользованию, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения при осуществлении государственного мониторинга взаимодействуют в форме представления и (или) получения информации со следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями:
а) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - при размещении информации в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года N 300. - См. предыдущую редакцию)
б) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в части координации действий при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций, а также в части получения и использования плановой, оперативной и прогностической информации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - в части получения и использования результатов государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
г) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - в части получения и использования материалов и результатов инженерных изысканий, размещенных в единой государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности "Стройкомплекс.РФ";
д) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в части получения и использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений, получаемых при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного геологического контроля (надзора);
е) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в части получения и использования результатов ведения государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;
ж) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - в части получения и использования информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды;
з) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в части получения и использования сведений, получаемых при ведении социально-гигиенического мониторинга, включая сведения об оценке качества воды подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
и) Федеральное агентство водных ресурсов - в части получения и использования сведений о заборе водных ресурсов из подземных водных объектов и сбросе вод в подземные водные объекты, получаемых при осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
к) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - в части получения и использования данных о состоянии недр, полученных локальными системами наблюдений в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых соответствующие органы управления осуществляют государственное управление использованием атомной энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
л) Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" - в части получения и использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса, в том числе содержащихся в федеральном фонде данных дистанционного зондирования Земли из космоса.
11. Взаимодействие в форме представления и (или) получения информации, указанной в пункте 10 настоящих Правил, осуществляется на основании заключенных соглашений об информационном взаимодействии на безвозмездной основе, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил.
Типовая форма соглашения об информационном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации при осуществлении государственного мониторинга устанавливается Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Информация, указанная в пункте 10 настоящих Правил, может быть получена с использованием единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности "Стройкомплекс.РФ", федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса, а также иных федеральных государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов при наличии доступа к информации, содержащейся в таких ресурсах.
12. Локальный мониторинг осуществляется пользователем недр на участке недр, предоставленном ему в пользование.
13. Локальный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием недр и происходящими в них процессами, оценки и прогноза изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр.
14. Объектами локального мониторинга являются участки недр, предоставленные в пользование, и происходящие в недрах процессы, а также подземные воды в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами на участке недр.
15. Целями локального мониторинга являются:
а) выявление, оценка и прогнозирование изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
б) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, охране окружающей среды.
16. Основными задачами локального мониторинга являются:
а) создание и (или) эксплуатация пунктов наблюдений за состоянием недр (далее - локальная наблюдательная сеть);
б) регулярные наблюдения за состоянием недр и его изменениями по локальной наблюдательной сети;
в) проведение плановых и оперативных обследований территории участка недр, предоставленного в пользование;
г) сбор, хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии недр и его изменениях на участке недр, предоставленном в пользование;
д) проведение оценки и прогнозирования изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
е) своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр на участке недр, предоставленном в пользование;
ж) оценка эффективности реализации мероприятий по охране окружающей среды, охране недр и подземных водных объектов при осуществлении пользования недрами, а также по предотвращению или снижению негативного воздействия опасных геологических процессов;
з) предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами;
и) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений и (или) осложняющих их разработку;
к) обеспечение сохранности находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;
л) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, подземных вод после извлечения из них полезных компонентов, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
м) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
н) обеспечение сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, образовавшихся при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр.
17. Пользователи недр ежегодно обеспечивают передачу данных локального мониторинга с использованием портала недропользователей и геологических организаций "Личный кабинет недропользователя" на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Данные, полученные в результате проведения государственного мониторинга и локального мониторинга, являются геологической информацией о недрах и подлежат включению в федеральную государственную информационную систему "Единый фонд геологической информации о недрах" в электронном виде. Результаты локального мониторинга учитываются при осуществлении государственного мониторинга.