Статус документа
Статус документа

Руководство по безопасности "Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 октября 2023 г. N 390

I. Общие положения

     

1. Руководство по безопасности "Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами" (далее - Руководство) содержит рекомендации по соблюдению требований промышленной безопасности при выполнении работ по транспортированию воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, железнодорожными и автомобильными транспортными средствами по путям (дорогам) необщего пользования на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах организаций, в пределах территорий которых осуществляются технологические перевозки опасных веществ (далее - ОПО).

Руководство не содержит рекомендаций по транспортированию радиоактивных и инфекционных веществ.

2. Руководство разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 533, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 500, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 529, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 536, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. N 494, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности процессов получения или применения металлов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. N 512, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 528, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора", утвержденных приказом Ростехнадзора от 3 декабря 2020 г. N 486, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии", утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 458, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 530, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 532.

Для выполнения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности могут быть использованы иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

3. Настоящее Руководство рекомендуется применять при выполнении на ОПО работ (услуг), связанных с транспортированием, перемещением, погрузкой, выгрузкой, хранением опасных веществ, а также при подготовке транспортных средств к перевозкам опасных грузов.

Термины и определения, применяемые для целей настоящего Руководства, приведены в приложении N 1 к Руководству.

4. Положения Руководства рекомендуется использовать при:

проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации ОПО, разработке обоснования безопасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО;

изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании, ремонте и эксплуатации технических устройств, применяемых на ОПО;

проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, предназначенных для транспортирования (перемещения) опасных веществ, зданий и сооружений на ОПО.

5. Перед началом эксплуатации входящих в состав ОПО железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования рекомендуется проведение комплексного обследования их фактического состояния с разработкой мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов.

В целях обеспечения безопасности при транспортировании, перемещении, погрузке, выгрузке, а также подготовке транспортных средств к перевозкам опасных грузов на ОПО рекомендуется разработать внутреннюю инструкцию по безопасному транспортированию опасных веществ на ОПО железнодорожными и автомобильными транспортными средствами.

В инструкции по безопасному транспортированию опасных веществ на ОПО железнодорожными и автомобильными транспортными средствами рекомендуется в том числе предусмотреть:

указание прав и обязанностей ответственных лиц организации, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением требований безопасности при транспортировании, погрузке, выгрузке опасных грузов, контроля технического состояния эксплуатируемого на ОПО железнодорожного подвижного состава и автомобильных транспортных средств, а также связанной с ними инфраструктуры;

основные меры по контролю за соблюдением требований безопасности при транспортировании, погрузке, выгрузке опасных грузов на ОПО;

основные меры по контролю технического состояния эксплуатируемого на ОПО железнодорожного подвижного состава и автомобильных транспортных средств, а также связанной с ними инфраструктуры;

порядок и периодичность проведения дефектоскопии рельсов по маршруту транспортирования опасных веществ (рекомендуется не реже 1 раз в 2 года);

порядок и периодичность проведения технического осмотра железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования (рекомендуется 2 раза в год);

периодичность и объем ремонта железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования (рекомендуется 1 раз в 25 лет);

периодичность поверки контрольно-измерительных приборов в соответствии с требованиями изготовителей;

основные меры по обеспечению безопасности при проведении сливо-наливных операций на железнодорожных и автоналивных эстакадах;

основные меры по учету, клеймению, окраске, хранению, списанию, использованию тормозных башмаков, в том числе в искробезопасном исполнении;

места производства погрузки-выгрузки, слива-налива опасных веществ;

места установки газоанализаторов в местах производства слива-налива опасных и легковоспламеняющихся веществ, а также в местах подготовки транспортных средств к перевозке опасных веществ;

основные меры по заземлению и молниезащите в местах производства погрузки-выгрузки, слива-налива опасных веществ;

основные меры по антитеррористической защищенности объектов транспортирования опасных веществ;

стационарные посты видеонаблюдения за процессами транспортирования, перемещения, погрузки-выгрузки опасных веществ, а также подготовки транспортных средств к перевозке опасных веществ на ОПО;

основные меры по обустройству и размещению лестниц, поручней, рабочих площадок эстакад, слива-налива опасных веществ, обеспечивающих безопасность работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

основные меры по техническому содержанию технологического транспорта (например, погрузчика, самодвижущихся тележек, электроталей и другого) для транспортирования (перемещения) опасных веществ;

основные меры по порядку привлечения подрядных организаций, меры по предотвращению проникновения на ОПО посторонних лиц;

перечень внутренних инструкций, связанных с осуществлением вышеуказанных и иных работ на данном ОПО.

6. Категории работников организаций, эксплуатирующих ОПО, подлежащие аттестации в области промышленной безопасности, установлены Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 13.

7. Опасные грузы в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов "Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов. Типовые правила (Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк и Женева)" (далее - Рекомендации ООН) подразделяются на классы, подклассы, категории и группы (приложение N 2 к настоящему Руководству).

Рекомендации по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ приведены в приложении N 3 к настоящему Руководству.

     Железнодорожный транспорт

8. При эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования на ОПО организация движения и маневровой работы на таких путях в пределах ОПО осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. N 250 (далее - ПТЭ), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования), Техническими требованиями и нормами содержания железнодорожных путей промышленного транспорта, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N АН-132-Р (далее - Требования).

9. Содержание железнодорожных путей необщего пользования в пределах ОПО, на которых эксплуатируется железнодорожный подвижной состав, имеющий право выхода на железнодорожные пути общего пользования, осуществляется в соответствии с положениями ПТЭ, Требований.

10. Скорости движения подвижного состава и осевые нагрузки, установленные на конкретном участке пути необщего пользования, а также элементы железнодорожного пути необщего пользования на ОПО содержатся в соответствии с проектной и технической документацией на данные участки пути, с учетом размещения ОПО, объемно-планировочных решений их территорий.

11. При транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом рекомендуется приказом руководителя организации назначать работников, ответственных за:

содержание путей, переездов, технических проездов, проведение дефектоскопии, содержание сигнальных и путевых знаков, тупиковых упоров, переносных сигналов, габаритов приближения строений, въездных железнодорожных ворот (ворота рекомендуется устанавливать раздвижные или открывающиеся внутрь территории ОПО), искусственных сооружений на железнодорожных путях необщего пользования;

учет, выдачу, маркировку и хранение тормозных башмаков; закрепление подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования; организацию и осуществление маневровых работ на железнодорожных путях необщего пользования, разработку эксплуатационной документации, проведению инструктажа.

12. Организация обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и движения на этих путях на ОПО осуществляется в соответствии с положениями инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - Инструкция), разрабатываемой в соответствии с пунктом 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

13. Подачу вагонов на железнодорожные пути необщего пользования рекомендуется осуществлять по указанию маневрового диспетчера или дежурного по железнодорожной станции примыкания по согласованию с лицом, ответственным за организацию и осуществление маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования.

14. Подача вагонов к фронтам погрузки-выгрузки опасных веществ осуществляется по согласованию с лицом, ответственным за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных операций и расстановку вагонов по фронтам погрузки-выгрузки, в соответствии с Инструкцией.

15. Скорости движения маневровых поездов (составов) по железнодорожным путям необщего пользования, входящим в состав ОПО, устанавливаются владельцем железнодорожного пути необщего пользования и указываются в Инструкции с учетом положений пункта 10 настоящего Руководства по безопасности.

16. При движении маневрового поезда (состава), в котором имеются вагоны с опасными веществами, лицу, ответственному за организацию и осуществление маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования, рекомендуется принимать меры по:

доведению информации при выдаче задания на маневровую работу руководителю маневров, а руководителю маневров - машинисту локомотива о наличии в маневровом поезде (составе) вагонов с опасными веществами;

очистке желобов переездов, технологических проездов, по которым будут следовать вагоны;

доведению информации до работников маневровой бригады о дополнительных мерах, направленных на обеспечение безопасности при производстве маневров.

17. Работнику, ответственному за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и расстановки вагонов по местам погрузки-выгрузки, рекомендуется проверять правильность и надежность закрепления вагонов, после чего производить отцепку локомотива и выезд его с места погрузки-выгрузки, ограждение вагонов технологической светофорной сигнализацией, в случае ее отсутствия - переносными щитами (сигналами остановки, окрашенными с обеих сторон в красный цвет), перевод стрелок, ведущих на пути погрузки-выгрузки, в положение, исключающее попадание подвижного состава на эти пути.

При организации эксплуатации двухсторонних эстакад рекомендуется в целях обеспечения безопасности исключить случаи проведения маневровых работ с одновременным наливом (подготовкой вагона-цистерны (ВЦ) к наливу).

Красный щит рекомендуется ставить только при невозможности ограждения стрелочными переводами или башмака сбрасывающего (КСБ).

При централизации стрелочных переводов ограждение может производиться на пульте дежурным по железнодорожной станции (ДСП) или диспетчером.

18. После выполнения работ по погрузке-выгрузке вагонов работнику, ответственному за обеспечение безопасности при проведении погрузочно-разгрузочиых работ и расстановке вагонов, рекомендуется убедиться в окончании работ; в отсутствии людей на вагоне и под ним; в отсутствии препятствий для движения транспортных средств; в выведении людей, машин, механизмов за пределы габарита приближения строений; в готовности маршрута передвижения маневрового состава; в снятии переносных щитов; произвести выдачу разрешения на прицепку локомотива и изъятие тормозных башмаков.

Не рекомендуется приводить в движение маневровый состав без соответствующего указания руководителя маневров о возможности начала движения и об изъятии тормозных башмаков.

19. При производстве на железнодорожных путях необщего пользования маневровых работ в пределах ОПО рекомендуется обеспечивать порядок производства работ, исключающий:

производство маневров толчками;

передвижение вагонов вручную, автомашинами, другими приспособлениями;

оставление вагонов без закрепления их тормозными башмаками;

оставление вагонов без локомотива на переездах, технологических проездах, проемах ворот, стрелочных переводах, искусственных сооружениях;

использование для закрепления вагонов посторонних предметов;

использование на местах погрузки-выгрузки для закрепления вагонов с опасными веществами тормозных башмаков, изготовленных из искрообразующих материалов;

использование для отстоя вагонов улавливающих и предохранительных тупиков.

20. Локомотивы, предназначенные для осуществления маневровых работ на ОПО, рекомендуется предъявлять к выполнению работ после проведения технического осмотра и плановых видов ремонта.

21. Группы вагонов или отдельные вагоны, загруженные опасными веществами, в целях обеспечения безопасности рекомендуется сцеплять, надежно закреплять от самопроизвольного ухода тормозными башмаками, стационарными устройствами для закрепления вагонов, другими средствами закрепления, а также ограждать переносными сигналами остановки.

Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, рекомендуется в целях безопасности устанавливать в положение, исключающее возможность заезда на эти пути других подвижных составов, и запирать (для вагонов, загруженных опасными веществами: взрывчатыми материалами (ВМ), хлором, аммиаком, сжиженными углеводородными газами (СУГ), кислородом, стрелки запираются на навесной замок).

22. В целях обеспечения безопасности рекомендуется исключать возможность сквозного проезда локомотивов по железнодорожному пути необщего пользования, входящего в состав ОПО, с размещенной на нем сливо-наливной эстакадой.

     Автомобильный транспорт

23. Автомобильные дороги необщего пользования с расположенными на них искусственными сооружениями, предназначенные для транспортирования опасных веществ на ОПО, эксплуатируются в соответствии с требованиями строительных норм и правил, стандартов, устанавливающих допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, и других нормативно-технических документов, связанных с эксплуатацией автомобильных дорог необщего пользования.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs