Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ
СОДЕРЖАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА



Ответственные разработчики-составители:

А.Г.Кузнецов, В.Д.Ленкин, В.Ф.Большаков, Ю.Ф.Козъяков

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления промышленного транспорта Минтранса России А.Г.Кузнецов

Руководитель Департамента пути и сооружений МПС России С.А.Рабчук

Начальник отдела по надзору на ж.д. транспорте Госгортехнадзора России А.С.Павловский

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации Насонов А.П. от 31 марта 2003 г. N АН-132-Р


Настоящие "Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта" являются новым нормативным документом, устанавливающим технические требования, нормы содержания и правила устройства железнодорожных путей промышленного транспорта. Включают в себя требования к организации содержания и ремонта пути, ответственность должностных лиц за контроль и состояние пути и сооружений, а также требования к содержанию путей для перевозки опасных грузов.

К разработке привлекались специалисты заинтересованных министерств, ведомств, промышленных предприятий и организаций.

Подготовлено и выпущено Проектно-конструкторско-технологическим институтом транспортного строительства по заказу Министерства транспорта Российской Федерации.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Требования включают основные технические условия, нормы, требования и правила устройства и содержания пути, сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта Российской Федерации, обеспечивающих его функционирование при допускаемых скоростях движения.

1.2. Железнодорожный путь (далее - путь) промышленного транспорта представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, предназначенных для осуществления внешних и внутренних перевозок грузов (исключая перемещения в пределах технологических агрегатов) на предприятиях и организациях.

1.3. Путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).

На участках автоблокировки путь оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.

Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов - пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.

1.4. Пути промышленного железнодорожного транспорта делятся на внешние (подъездные) и внутренние пути.

К внешним (подъездным) путям относятся пути с комплексом зданий, сооружений и устройств при них, предназначенные для обслуживания внешних перевозок грузов предприятий и организаций, соединяющие станцию (пункт) примыкания железнодорожных магистральных линий общей сети с промышленной станцией и другими раздельными пунктами, а при их отсутствии с погрузо-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления внутренних путей.

К внутренним путям относятся:

- пути промышленных железнодорожных раздельных пунктов (станций, включая входные сортировочные станции промышленных районов, узлов и отдельных предприятий, разъезды, посты и обгонные пункты) со зданиями и сооружениями при них;

- соединительные пути, связывающие пути раздельных пунктов или отдельных производств предприятий, расположенных на обособленных площадках с веером путей грузовых фронтов, контейнерных площадок и с другими погрузо-разгрузочными путями грузовых фронтов с путями локомотивно-вагонного хозяйства, промывочно-пропарочных станций, вагонных весов и других транспортных сооружений и объектов;

- погрузо-разгрузочные пути, включая пути грузовых дворов, контейнерных площадок, складских баз и т.п. объектов предприятий и организаций;

- пути и комплексы зданий и сооружений ремонтных хозяйств, локомотивно-вагонных депо, пунктов экипировки локомотивов и подготовки вагонов к погрузке, тяговых подстанций и прочих транспортных объектов предприятий и организаций.

1.5. Внешние (подъездные) и внутренние соединительные пути в зависимости от их назначения, размеров и характера движения подразделяются на категории:

I - пути с объемом перевозок более 25 млн. т брутто в год, пути с протяженностью более 3 км независимо от порядка движения и объема перевозок, пути со скоростями движения по ним до 80 км/ч;

II - пути с объемом перевозок более 3 до 25 млн. т брутто в год, пути с протяженностью до 3 км с поездным и организованным маневровым порядком движения, пути со скоростью движения по ним до 40 км/ч;

III - пути с объемом перевозок до 3 млн. т брутто в год, пути с маневровым характером движения и допускающим скорость движения по ним до 25 км/ч, а также имеющие непосредственный выход на погрузо-разгрузочные фронты и въезды в здания.

1.6. Железнодорожные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с осевыми нагрузками 450 кН и более, укладываются по специальному проекту.

1.7. Содержание пути, сооружений и устройств должно производиться в соответствии с нормами и допусками, установленными настоящими Требованиями, Правилами технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (Правила), Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) и другими нормативными документами, связанными с содержанием пути.

1.8. Железнодорожные пути организаций, по которым обращаются локомотивы железных дорог Российской Федерации, должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

1.9. Контроль за состоянием пути, организация работ и их непосредственное выполнение по содержанию пути, сооружений и устройств в зависимости от объема перевозок, протяженности пути, эксплуатационных условий, технической оснащенности возлагается на специализированные подразделения предприятий и организаций или на подразделения магистральных железных дорог на договорной основе.

1.10. Содержание пути должно осуществляться при наиболее рациональном сочетании двух основных условий: обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями и ресурсосбережения. Рациональность такого сочетания достигается на основе деления путей в зависимости от допускаемых скоростей движения, грузонапряженности и осевых нагрузок.

2. ТРЕБОВАНИЯ, НОРМЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ

     

     2.1. Требования и нормы устройства рельсовой колеи

2.1.1. Путь в профиле и плане должен соответствовать утвержденной документации.

2.1.2. Кривые участки подъездных и соединительных путей должны иметь радиус не более 2000 м на путях I категории и 1000 м на путях II и III категорий.

Наименьшая допускаемая величина радиусов кривых в плане вне зависимости от типов обращающегося подвижного состава принимается в соответствии с табл.2.1.

Таблица 2.1

     
Допускаемая величина радиусов кривых в плане

Категория подъездных и соединительных путей

Радиусы кривых в плане, м


Основные

Допускаемые в условиях



трудных

особо трудных

I

500

250

180

II

300

200

160

III

200

180

160


Примечания: 1. При объемах перевозок более 5 млн. т брутто/год (кроме путей горнодобывающих предприятий) наименьшие допускаемые радиусы кривых для путей II и III категорий следует принимать по нормам для путей I и II категорий соответственно.

2. На передвижных путях карьеров и отвалов, а также на подходах к рабочим уступам, радиус допускается уменьшить до 150 м.


Радиусы кривых на соединительных путях, располагаемых на территории предприятий, допускается уменьшить в зависимости от типа подвижного состава от 160 до 60 м, назначения путей от 140 до 80 м.

На застроенных территориях в особо трудных условиях для слитковозных путей и путей движения мульдовых тележек наименьший радиус кривых допускается 60 м.

2.1.3. Прямые и кривые участки пути радиусом 2000 м и менее, а также смежные круговые кривые разных радиусов сопрягаются посредством переходных кривых.

Длину переходных кривых при сопряжении прямых и кривых участков пути принимают в соответствии с табл.2.2.

Таблица 2.2

     
Длина переходных кривых в зависимости от радиуса и категории пути

Радиус круговой кривой, м

Длина переходных кривых, м, при категории подъездных и соединительных путей

I

II

III

2000-1500

20; 0; 0

0

0

1400-1000

40; 20; 0

20; 0; 0

0

900-700

60; 40; 20

20; 0; 0

0

600-400

80; 60; 40

20; 20; 0

0

300-250

80; 60; 40

40; 20; 20

0

200-180

80; 60; 40

60; 40; 20

20; 0; 0

150-100

-

80; 60; 40

40; 20; 0

80

-

80; 60; 40

60; 40; 20

60

-

-

60; 40; 20


Примечания:

1. Первые значения длины переходных кривых - основные; вторые - допускаемые в трудных условиях; третьи - допускаемые в особо трудных условиях.

2. Переходные кривые допускается не предусматривать на подходах к рабочим горизонтам карьеров.


При сопряжении смежных кривых участков пути, направленных в разные стороны, переходные кривые указанной в табл.2.2 длины следует предусматривать со стороны каждой сопрягаемой кривой.

Длину переходных кривых для однопутных линий и наружного пути двухпутных линий определяют по формуле:

,


где: - расчетное возвышение наружного рельса в круговой кривой, мм;

- расчетный уклон отвода возвышения, мм/м.

Для внутреннего пути двухпутной линии длина переходной кривой определяется по формуле:

,


где: - уширение междупутья в кривой, м;

- радиус кривой, м.

Полученную по расчету длину переходных кривых следует округлять до значений, кратных 10.

Длина переходной кривой не должна быть менее 20 м.

2.1.4. Прямые вставки между переходными кривыми, а при их отсутствии - между круговыми кривыми следует предусматривать на путях I категории длиной 50 м, а на путях II и III категорий - 30 м.

В трудных условиях допускается уменьшить длину прямых вставок между кривыми, направленными в разные стороны на путях I и II категорий до 20 м, на путях III категории прямые вставки не предусматриваются, а кривые, направленные в одну сторону, заменять общей кривой. В особо трудных условиях вставки можно не устраивать на путях всех категорий.

2.1.5. В кривых участках пути наружная рельсовая нить устраивается и содержится выше внутренней. Величина возвышения , мм, определяется по формуле:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».