ГОСТ Р 71009-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
МАТЕРИАЛЫ ВЯЖУЩИЕ НЕФТЯНЫЕ БИТУМНЫЕ
Правила выбора марок
Automobile roads of general use. Petroleum-based bitumen binders. Rules of grade selection
ОКС 93.080.20
Дата введения 2024-02-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября 2023 г. N 1128-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ 397-2020
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт распространяется на битумные нефтяные вяжущие материалы (далее - битумные вяжущие), предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве, реконструкции, ремонте покрытий и оснований автомобильных дорог, и устанавливает методику выбора битумных вяжущих, допустимых для применения в различных конструктивных слоях дорожных одежд из асфальтобетона с учетом температурных условий эксплуатации и транспортных нагрузок.
Настоящий стандарт не распространяется на методы определения других проектируемых параметров температурного режима дорожных одежд.
Пример выбора битумных вяжущих приведен в приложении А.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ Р 58400.1 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации
ГОСТ Р 58400.2 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом транспортных нагрузок
ГОСТ Р 58400.3 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки
ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58829 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Правила выбора марок в зависимости от прогнозируемых транспортных нагрузок и климатических условий эксплуатации на основе дополнительных показателей
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58400.3, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1
битумное вяжущее: Органический вяжущий материал, производимый из продуктов переработки нефти с добавлением при необходимости органических модифицирующих добавок. [ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.1] |
3.1.2 расчетные (максимальная и минимальная) температуры слоя: Прогнозируемые эксплуатационные температуры (максимальная и минимальная) конструктивного слоя дорожной одежды.
3.1.3
температурный диапазон эксплуатации: Диапазон температур, в котором битумное вяжущее способно сохранять необходимые свойства. Примечание - Границы диапазона определяются верхним и нижним значениями марки битумного вяжущего. Ширина диапазона определяется разностью между верхним X и нижним Y значениями марки битумного вяжущего (R=X-Y). [ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.6] |
3.1.4 температурные условия эксплуатации: Прогнозируемый диапазон рабочих температур слоя.
Примечание - Определяется максимальной и минимальной расчетными температурами слоя.
3.1.5 надежность N, %: Вероятность того, что расчетный параметр в течение срока эксплуатации слоя будет соответствовать фактическому.
3.1.6 слой: Конструктивный слой дорожной одежды из асфальтобетона.
Примечание - К слоям могут быть отнесены иные отдельные асфальтобетонные слои дорожной одежды толщиной от 3 см.
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
ВМО - Всемирная метрологическая организация;
ВСО - верхний слой основания (дорожной одежды);
ВСП - верхний слой покрытия (дорожной одежды);
НСП - нижний слой покрытия (дорожной одежды).
4.1 Для применения в слое указывают (назначают) в проектной, контрактной (договорной) или иной документации (далее - документация) одновременно все допустимые марки битумных вяжущих как по ГОСТ Р 58400.1, так и по ГОСТ Р 58400.2.
Для определения допустимых к применению в слое марок битумных вяжущих по ГОСТ Р 58400.1 применяют следующие параметры:
- скорректированная максимальная расчетная температура слоя с надежностью 98%;
- минимальная расчетная температура слоя с надежностью 98%.
Для определения допустимых к применению в слое марок битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.2 применяют следующие параметры:
- максимальная расчетная температура слоя с надежностью 98%;
- минимальная расчетная температура слоя с надежностью 98%;
- уровень транспортной нагрузки (прогнозируемая нагрузка от транспорта за срок службы конструктивного слоя с учетом условий и характера движения).
Примечание - Значения расчетных температур округляют до 0,1°С.
4.2 Автомобильную дорогу разделяют на участки по температурным условиями эксплуатации и для каждого участка выбирают метеостанцию.
Температурные условия эксплуатации слоев каждого такого участка принимают равными температурным условиям эксплуатации в точке расположения выбранной метеостанции.
Примечание - Рекомендуется при разделении автомобильной дороги на участки по температурным условиям эксплуатации стремиться получать наиболее протяженные участки.
Для разделения автомобильной дороги на участки по температурным условиям эксплуатации выполняют следующие действия:
- на оси автомобильной дороги условно отмечают географические точки (включая крайние точки оси), так чтобы расстояние между соседними (смежными) точками по оси не превышало 10 км;
- для каждой точки выбирают из удаленных не более чем на 100 км ближайшую по географическим координатам метеостанцию (метеостанции с географическими координатами указаны в приложении Б).
Примечания
1 При отсутствии в приложении Б метеостанций, расположенных в радиусе до 100 км, допускается использовать статистические данные, полученные с других метеостанций (или систем мониторинга температур), находящихся в данном радиусе от отмеченной точки, при этом предпочтительными являются метеостанции, имеющие индекс ВМО.
2 Если отмеченная точка равноудалена от нескольких метеостанций допускается выбрать любую из них как ближайшую;
- для каждого участка, ограниченного соседними (смежными) точками, для которых ближайшей является одна и та же метеостанция, выбирают эту метеостанцию;
- для участка, ограниченного соседними (смежными) точками, для которых ближайшими являются различные метеостанции, выбирают любую из этих метеостанций;
- соседние (смежные) участки, для которых выбрана одна и та же метеостанция, объединяют в единый участок.
4.3 При применении отдельного защитного слоя или отдельных слоев износа их наличие не учитывают, а за поверхность автомобильной дороги принимают поверхность ВСП. Для данных слоев допускается назначать те же марки битумных вяжущих, что и для ВСП.
4.4 Максимальную и минимальную расчетные температуры ВСП с надежностью 98% выбирают по таблице Б.1 приложения Б либо определяют в соответствии с 5.4 и 5.6 с применением следующих основных исходных данных, полученных с выбранной для участка автомобильной дороги метеостанции:
- статистические данные по суточным максимальным температурам воздуха за 24-летний период;
- статистические данные по годовым минимальным температурам воздуха за 24-летний период.
Примечание - Рекомендуется использование базы климатических данных [1]. При частичном отсутствии климатических данных за 24-летний период допускается не учитывать года из этого периода с недостающими данными, при этом для определения температурных условий эксплуатации должны быть использованы климатические данные не менее чем за 15 лет.
4.5 Максимальную расчетную температуру конструктивных слоев, расположенных на глубине от поверхности дороги (НСП и ВСО), определяют в соответствии с 5.4.
4.6 Скорректированную максимальную расчетную температуру слоя определяют в соответствии с 5.5.
4.7 Минимальную расчетную температуру слоев, расположенных на глубине, определяют в соответствии с 5.6.
4.8 Допускается на основании опыта строительства в регионе проектирования, экономической целесообразности и при сокращенном сроке службы слоя (12 и менее лет) при определении минимальной расчетной температуры вместо надежности N=98% выбирать надежность N от 85% до 97%. Для этого в формуле (11) значение заменяют на . Значения средних минимальных годовых температур воздуха и значения их стандартных отклонений s выбирают по таблице В.1 приложения В. Значения аргумента функции стандартного нормального распределения Z выбирают по таблице 1.
Таблица 1 - Значения аргумента функции стандартного нормального распределения Z для надежности N
N, % | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 |
Z | 1,04 | 1,08 | 1,13 | 1,18 | 1,23 | 1,3 | 1,34 | 1,41 | 1,47 | 1,55 | 1,65 | 1,75 | 1,9 |