БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ГОСТ Р 58400.2-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

МАТЕРИАЛЫ ВЯЖУЩИЕ НЕФТЯНЫЕ БИТУМНЫЕ

Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок

Automobile roads of general use. Petroleum-based bituminous binders. Specifications based on traffic loads



ОКС 93.080.20

Дата введения 2019-07-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации N 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июня 2019 г. N 322-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ 82-2016

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 11, 2019 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на нефтяные битумные вяжущие материалы (далее - битумные вяжущие), применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве, ремонте и реконструкции дорожных покрытий и оснований.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.014 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентраций вредных веществ индикаторными трубками

ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.4.131 Халаты женские. Технические условия

ГОСТ 12.4.132 Халаты мужские. Технические условия

ГОСТ 12.4.252 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требование. Методы испытаний

ГОСТ 1510 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 33135 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения растворимости

ГОСТ 33137 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром

ГОСТ 33140 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)

ГОСТ 33141 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температур вспышки. Метод с применением открытого тигля Кливленда

ГОСТ Р 58400.3 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки

ГОСТ Р 58400.5 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод старения под действием давления и температуры (PAV)

ГОСТ Р 58400.6 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения упругих свойств при многократных сдвиговых нагрузках (MSCR) с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)

ГОСТ Р 58400.8 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения жесткости и ползучести битума при отрицательных температурах с помощью реометра, изгибающего балочку (BBR)

ГОСТ Р 58400.9 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения низкотемпературных свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)

ГОСТ Р 58400.10 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)

ГОСТ Р 58400.11 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения температуры растрескивания при помощи устройства ABCD

ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

битумное вяжущее (bitumen binder): Органический вяжущий материал, производимый из продуктов переработки нефти с добавлением при необходимости органических модифицирующих добавок.

[ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.1]

3.2

старение (aging): Изменение свойств битумного вяжущего в процессе эксплуатации или в лабораторных условиях в соответствии с методами старения.

[ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.2]

3.3

расчетные температуры (максимальная и минимальная) слоя [determined temperatures (maximum and minimum) layer]: Прогнозируемые эксплуатационные температуры (максимальная и минимальная) конструктивного слоя дорожной одежды.

[ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.3]


Примечание - Допускается определение расчетных температур по методикам в соответствии с ГОСТ Р 58400.3, а также в соответствии с специализированными документами.

3.4

верхнее значение марки X (high temperature grade of the bitumen binder X): Значение, численно равное максимальной допустимой температуре эксплуатации битумного вяжущего.

[ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.4]

3.5

нижнее значение марки Y (low temperature grade of the bitumen binder Y): Значение, численно равное минимальной допустимой температуре эксплуатации битумного вяжущего.

[ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.5]

3.6 расчетная нормативная нагрузка АК-11,5 (design standard load): Модель нагрузки от транспортных средств, равная 115 кН, установленная по наибольшим значениям временных нагрузок нормальной эксплуатации с учетом перспективы.

Примечание - Методика расчета количества приложений расчетной нормативной нагрузки приведена в ГОСТ Р 58401.1-2019 (приложение А).

3.7 тип марки Z (traffic load grade of the bitumen binder): Тип марки битумного вяжущего, соответствующий максимально допустимому уровню транспортной нагрузки.

3.8

температурный диапазон эксплуатации (temperature range of exploitation): Диапазон температур, в котором битумное вяжущее способно сохранять необходимые свойства.

Примечание - Границы диапазона определяются верхним и нижним значениями марки битумного вяжущего. Ширина диапазона определяется разностью между значениями марки верхним X и нижним Y битумного вяжущего (R=X-Y).


[ГОСТ Р 58400.1-2019, пункт 3.6]

3.9 уровень транспортной нагрузки (traffic load grade): Прогнозируемая нагрузка от транспорта за срок службы конструктивного слоя с учетом условий и характера движения.

     4 Классификация


В настоящем стандарте приведена классификация битумных вяжущих и технические требования по физико-химическим показателям качества.

4.1 В зависимости от температурного диапазона эксплуатации и максимально допустимого уровня транспортной нагрузки битумные вяжущие подразделяют на марки PG X(ZY, где X(Z) - верхнее значение и тип марки, а Y - нижнее значение марки.

Настоящий стандарт устанавливает следующие типы марок битумных вяжущих (Z):

- S (дороги с нормальными условиями и стандартным характером движения) соответствует количеству приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 менее 1,8 млн и прогнозируемой средней скорости транспортного потока более 70 км/ч;

- Н (дороги с тяжелыми условиями и медленным характером движения) соответствует количеству приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 от 1,8 до 5,6 млн и прогнозируемой средней скорости транспортного потока от 20 до 70 км/ч;

- V (дороги с экстремально тяжелыми условиями и неподвижным характером движения) соответствует количеству приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 более 5,6 млн и прогнозируемой средней скорости транспортного потока менее 20 км/ч;

- E (дороги с экстремально тяжелыми условиями и неподвижным характером движения) соответствует количеству приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 более 5,6 млн и прогнозируемой средней скоростью транспортного потока менее 20 км/ч (применяется в местах стоянок, парковок, остановок автотранспорта и в других подобных участках).

Примечание - При определении уровня транспортной нагрузки допускается не учитывать прогнозируемую среднюю скорость транспортного потока в случае невозможности ее определения.

Если уровень транспортной нагрузки не соответствует ни одному из вышеперечисленных типов, то тип марки битумного вяжущего устанавливают по согласованию с потребителем или в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Типы марок, соответствующие количеству приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 и прогнозируемой средней скорости транспортного потока

Количество приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5, млн

Типы марок битумного вяжущего

Прогнозируемая средняя скорость транспортного потока, км/ч

св. 70

от 20 до 70

ниже 20

Менее 1,8

S

Н

Н или V

От 1,8 до 5,6 включ.

Н

Н

V

Св. 5,6

Н или V

V

V или Е