Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ГОСТ Р 58829-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ

Правила выбора марок в зависимости от прогнозируемых транспортных нагрузок и климатических условий эксплуатации на основе дополнительных показателей

Automobile roads of general use. Oil road viscous bitumen. Rules for the selection of brands depending on the projected traffic loads and climatic conditions of operation based on additional indicators


ОКС 93.080.20

Дата введения 2020-05-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2020 г. N 135-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы (далее - битумы), предназначенные для использования в качестве вяжущего материала при строительстве, реконструкции, ремонте покрытий и оснований автомобильных дорог, и устанавливает правила выбора марок в зависимости от прогнозируемых транспортных нагрузок и климатических условий эксплуатации на основе дополнительных показателей.

Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ 33133.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения

ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ 33137-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром

ГОСТ 33138 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения растяжимости

ГОСТ 33140 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)

ГОСТ Р 58400.3-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки

ГОСТ Р 58406.2 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Специализированная система проектирования "ЕВРОАСФАЛЬТ". Технические условия

ГОСТ Р 58407.6 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Методы отбора проб

ГОСТ Р 58911 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение проб

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33133, ГОСТ Р 58406.2, ГОСТ Р 58407.6, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 легкие условия движения (Л): Условия движения до 0,5 млн приложений расчетной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды.

Примечание - АК-11,5 - расчетная нормативная нагрузка по ГОСТ 32960.

3.2 нормальные условия движения (Н): Условия движения от 0,5 до 1,8 млн приложений расчетной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды.

3.3 тяжелые условия движения (Т): Условия движения более 1,8 млн приложений расчетной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды.

     4 Технические требования с учетом дополнительных показателей


Битумы должны соответствовать требованиям ГОСТ 33133 по основным физико-химическим показателям, а по дополнительным показателям - требованиям, указанным в таблице 1. Дополнительные показатели таблицы 1 производитель определяет при запросе покупателя (заказчика).

Отбор проб осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 58407.6.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение данных проб осуществляются в соответствии с ГОСТ Р 58911.

Таблица 1 - Требования к дополнительным показателям

Наименование

Значения показателей для марок

Метод

показателя

БНД 130/200

БНД 100/130

БНД 70/100

БНД 50/70

БНД 35/50

БНД 20/35

испытаний

Исходный битум

Динамическая вязкость при температуре 60°C при скорости сдвига 1,5 с, Па·с, не менее

50

70

100

190

Не нормируется

По ГОСТ 33137-2014
(по условию 1)

Растяжимость при температуре 0°C и скорости растяжения 1 см/мин, см, не менее

Не нормируется, определение обязательно

Не нормируется

По ГОСТ 33138

Максимальное усилие при растяжении при температуре 0°C и скорости растяжения 1 см/мин, Н, не более

Не нормируется, определение обязательно

Не нормируется

По ГОСТ 33138

Состаренный битум по ГОСТ 33140 (метод RTFOT)

Динамическая вязкость при температуре 60°C и скорости сдвига 1,5 с после старения, Па·с, не менее

110

150

220

430

Не нормируется

По ГОСТ 33140, ГОСТ 33137-2014
(по условию 1)

Коэффициент изменения динамической вязкости после старения (), не более

3,5

Не нормируется

Приложение А



     5 Правила выбора марок битума в зависимости от прогнозируемых транспортных нагрузок и климатических условий эксплуатации


Выбор рекомендуемых к применению марок битумов осуществляется с учетом прогнозируемых климатических условий эксплуатации и прогнозируемых транспортных нагрузок (условий движения).

Климатические условия эксплуатации определяются максимальной и минимальной расчетными температурами конструктивных слоев дорожных одежд по приложению А ГОСТ Р 58400.3-2019. Условия движения определяются по ГОСТ Р 58406.2.

Для применения в конструктивном слое дорожной одежды выбирается битум, максимальная расчетная температура эксплуатации которого не ниже максимальной расчетной температуры данного слоя, а минимальная расчетная температура эксплуатации не выше минимальной расчетной температуры данного слоя.

С учетом минимальных требований по дополнительным показателям в соответствии с таблицей 1 рекомендуемая к применению марка битума в зависимости от допустимой максимальной расчетной температуры конструктивного слоя дорожной одежды, а также условий движения, установлена в таблице 2.

Таблица 2

Марка битума

БНД 130/200

БНД 100/130

БНД 70/100

БНД 50/70

Условия движения

Л

Н

Т

Л

Н

Т

Л

Н

Т

Л

Н

Т

Максимальная расчетная температура слоя, °C, не выше

52

44

39

54

47

42

58

52

47

64

58

54


Фактическая максимальная допустимая расчетная температура эксплуатации битума определяется с учетом фактических значений динамической вязкости. Методика определения максимальной расчетной температуры эксплуатации битума в зависимости от фактических значений его динамической вязкости представлена в приложении Б.

Примечание - Заказчик вправе изменить область применения битумов с учетом имеющегося опыта их применения в конкретном регионе при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Примеры выбора марки битума представлены в приложении В.

Приложение А
(обязательное)

Метод определения коэффициента изменения динамической вязкости


Определение коэффициента изменения динамической вязкости после старения вычисляют по формуле

,                                                     (А.1)


где - значение динамической вязкости по условию 1 при температуре 60°C и скорости сдвига 1,5 с после старения, Па·с;

- значение динамической вязкости по условию 1 при температуре 60°C и скорости сдвига 1,5 с, Па·с.

Результатом определения является значение коэффициента изменения динамической вязкости после старения , округленное до 0,1.

Приложение Б
(рекомендуемое)

Методика определения допустимой максимальной расчетной температуры эксплуатации битума по ГОСТ 33133 в зависимости от фактических значений динамической вязкости

     

Б.1 Общие положения

Допустимая максимальная расчетная температура эксплуатации битума определяется наименьшим из значений следующих температур:

- температура, при которой динамическая вязкость исходного битума соответствует значению по таблице Б.1;

- температура, при которой динамическая вязкость состаренного по ГОСТ 33140 (метод RTFOT) битума соответствует значению по таблице Б.1.

Таблица Б.1

Марка битума

БНД 130/200

БНД 100/130

БНД 70/100

БНД 50/70

Исходный битум

Динамическая вязкость , Па·с, при максимальной расчетной температуре эксплуатации битума

160

140

120

120

2,204

2,146

2,079

2,079

Состаренный битум

Динамическая вязкость , Па·с, при максимальной расчетной температуре эксплуатации битума

352

308

286

286

2,547

2,489

2,456

2,456