ГОСТ Р 58400.3-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
МАТЕРИАЛЫ ВЯЖУЩИЕ НЕФТЯНЫЕ БИТУМНЫЕ
Порядок определения марки
Automobile roads of general use. Petroleum-based bitumen binders. The procedure for determination of the brand
ОКС 93.080.20
Дата введения 2019-07-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2019 г. N 345-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ 86-2016
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 11, 2019 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на нефтяные битумные вяжущие материалы (далее - битумные вяжущие), предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве, ремонте и реконструкции дорожных покрытий и оснований, и устанавливает порядок проведения испытаний и расчетов для определения марки битумного вяжущего согласно классификациям, установленным в ГОСТ Р 58400.1 и ГОСТ Р 58400.2.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 33137 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром
ГОСТ 33140 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)
ГОСТ 33141 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температур вспышки. Метод с применением открытого тигля Кливленда
ГОСТ Р 58400.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации
ГОСТ Р 58400.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок
ГОСТ Р 58400.5 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод старения под действием давления и температуры (PAV)
ГОСТ Р 58400.6 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения упругих свойств при многократных сдвиговых нагрузках (MSCR) с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)
ГОСТ Р 58400.8 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения жесткости и ползучести битума при отрицательных температурах с помощью реометра, изгибающего балочку (BBR)
ГОСТ Р 58400.9-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения низкотемпературных свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)
ГОСТ Р 58400.10 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)
ГОСТ Р 58400.11 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения температуры растрескивания при помощи устройства ABCD
ГОСТ Р 58401.1 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58400.10, ГОСТ 33137, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
расчетные температуры (максимальная и минимальная) слоя [design temperature (maximum and minimum) of layer]: Прогнозируемые эксплуатационные температуры (максимальная и минимальная) конструктивного слоя дорожной одежды. |
Примечание - Рекомендуется определение расчетных температур слоя по методикам в соответствии с приложением А. Допускается определение расчетных температур слоя в соответствии со специализированными документами, регламентирующими определение данных температур.
3.2
верхнее значение марки (high temperature grade of the bitumen binder ): Значение, численно равное максимальной допустимой температуре эксплуатации битумного вяжущего. |
3.3
нижнее значение марки (low temperature grade of the bitumen binder ): Значение, численно равное минимальной допустимой температуре эксплуатации битумного вяжущего. |
3.4
тип марки (traffic load grade of the bitumen binder): Тип марки битумного вяжущего, соответствующий максимально допустимому уровню транспортной нагрузки. |
3.5 сдвиговая устойчивость : Показатель способности битумного вяжущего сопротивляться сдвиговым воздействиям, определяемый отношением комплексного модуля сдвига к синусу фазового угла .
3.6
температурный диапазон эксплуатации: Диапазон температур, в котором битумное вяжущее способно сохранять необходимые свойства. Примечание - Границы диапазона определяют верхним и нижним значениями марки битумного вяжущего. Ширину диапазона определяют разностью между верхним и нижним значениями марки битумного вяжущего (). |
3.7 температурные условия эксплуатации: Прогнозируемый диапазон рабочих температур конструктивного асфальтобетонного слоя дорожной одежды.
Примечание - Температурные условия эксплуатации определяют максимальной и минимальной расчетными температурами слоя.
3.8 суточные градусы , °С: Температуры, определяемые для календарных дней, в которые максимальные суточные температуры воздуха превышают 10°С, и вычисляемые по формуле
, (1)
где - максимальная суточная температура воздуха, °С.
Примечание - Суточные градусы для дней, в которые максимальные суточные температуры воздуха не превышают 10°С, принимают равными нулю.
3.9 годовые градусы Degree-Days, тыс. °С: Суммарное количество суточных градусов за все дни в период с мая по сентябрь включительно в одном календарном году.
3.10 критическая температура: Температура, при которой значение показателя достигает значения нормы.
Настоящий стандарт устанавливает правила определения или подтверждения марки битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.1 и ГОСТ Р 58400.2.
Подготовку проб необходимо выполнять в соответствии с нормативными документами на методы проводимых испытаний.
При испытаниях для определения марки битумного вяжущего необходимо не менее 400 г исходного битумного вяжущего, при подтверждении марки битумного вяжущего необходимо не менее 250 г исходного битумного вяжущего.
Для испытаний используют следующие битумные вяжущие:
- исходное (несостаренное);
- состаренное в соответствии с ГОСТ 33140 (далее - RTFOT-вяжущее);
- состаренное в соответствии с ГОСТ Р 58400.5 (далее - PAV-вяжущее).
При получении PAV-вяжущего температуру старения выбирают в соответствии (по графе) с верхним значением марки битумного вяжущего по таблице 1 ГОСТ Р 58400.1-2019 или таблице 2 ГОСТ Р 58400.2-2019.
Для исходного битумного вяжущего необходимо определить показатель "температура вспышки" в соответствии с ГОСТ 33141.
Примечание - Если результат испытаний не соответствует требованиям по ГОСТ Р 58400.1 по данному показателю, то такое битумное вяжущее не может быть классифицировано.
Для исходного битумного вяжущего необходимо определить показатель "динамическая вязкость" в соответствии с ГОСТ 33137.
Примечание - Рекомендуется одновременно с началом испытаний на исходном битумном вяжущем начать процедуру старения по методу RTFOT и затем по методу PAV (сразу после определения температуры старения) для сокращения общего времени, необходимого для завершения всех работ. Необходимо получить достаточное количество состаренного материала для выполнения всех необходимых испытаний.
5.1.1 Исходное битумное вяжущее испытывают в соответствии с ГОСТ Р 58400.10 начиная с температуры 58°С, повышая или понижая температуру испытания с интервалами по 6°С до тех пор, пока полученное значение не превысит 1,00 кПа при понижении температуры или значение не опустится ниже 1,00 кПа при повышении температуры. По полученным результатам определяют первое предварительное верхнее значение марки битумного вяжущего как максимальное значение температуры испытания, при котором значение не менее 1,00 кПа.
Примечание - Рекомендуется начинать испытания с температуры, соответствующей ориентировочному верхнему значению марки, если имеется информация о таком значении.
Далее определяют показатель "Изменение массы после старения" по ГОСТ 33140.