ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 сентября 2023 года N 2436-р
[О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р]
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 24, ст.3843).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р
1. Текст изложить в следующей редакции:
"Утвердить прилагаемую Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года.".
2. Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденную указанным распоряжением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 июня 2020 года N 1512-р
(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 9 сентября 2023 года N 2436-р)
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года
I. Основные положения
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной промышленной политики в отношении совокупности видов экономической деятельности, отнесенных к обрабатывающему производству, находящихся в сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и представленных в приложении N 1.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации".
Стратегия является основным документом стратегического планирования в сфере промышленности и скоординирована с реализацией следующих основных документов стратегического планирования:
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации);
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р;
Концепция технологического развития на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р.
Стратегия синхронизирована с национальными проектами, условиями присутствия и присоединения Российской Федерации к международным торговым партнерствам. Положения Стратегии учитывают обязательства Российской Федерации вследствие членства во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе.
Отраслевые стратегии и иные документы стратегического планирования в отдельных отраслях промышленности подлежат приведению в соответствие со Стратегией и применяются как инструменты ее реализации.
В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров Стратегии определен 2019 год.
II. Оценка состояния промышленности Российской Федерации
1. Положение в экономике
Обрабатывающие производства, отнесенные к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, формируют в стране 13,6 процента валовой добавленной стоимости.
Среднегодовая численность занятых в этом секторе экономики в 2022 году составила около 8,1 млн. человек, при этом прирост численности занятых по сравнению с 2021 годом составил 31 тыс. человек.
Обрабатывающая промышленность в 2020-2022 годах оказалась устойчивой к глобальным вызовам. Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не привела к снижению промышленного производства, индекс производства по итогам 2020 года в обрабатывающей промышленности составил 101,3 процента, в 2021 году наблюдалось интенсивное восстановление деловой активности с результирующим индексом производства в обрабатывающих отраслях, составляющим 107,4 процента.
Введение в 2022 году недружественными странами экономических санкций против Российской Федерации повлекло замедление промышленного производства, однако его масштабы оказались существенно меньше первоначальных ожиданий. Объем промышленного производства в обрабатывающей промышленности по итогам 2022 года составил 98,7 процента по сравнению с 2021 годом, показав снижение на 1,3 процента.
2. Состояние основных фондов и технологический уровень
Основные фонды обрабатывающей промышленности наиболее активно обновлялись в 2000-е годы. В этот период сформировано более 75 процентов мощностей действующих отечественных предприятий. Средний фактический срок службы машин и оборудования в обрабатывающей промышленности составляет около 23 лет.
Отмечается постепенное ухудшение состояния основных фондов обрабатывающей промышленности, при этом по всем категориям фондов накопленный износ возрастает в связи с системным недостатком инвестиций. В 2021 году степень износа основных фондов составила 51,7 процента.
На отраслевом уровне наименьший износ основных фондов наблюдается в химической промышленности, медицинской и деревообрабатывающей промышленности. Наиболее изношенные фонды представлены, в частности, в автомобилестроении, что вызвано как возрастом, так и высокой интенсивностью использования оборудования.
При этом кардинальное техническое перевооружение мощностей оборонно-промышленного комплекса позволило с 2010 года до начала 2020 года перейти к массовому производству инновационной продукции и сформировать абсолютно новый облик вооружения страны.
В последние годы инновационная активность в обрабатывающей промышленности остается на уровне более высоком, чем в целом по экономике, но недостаточном для интенсивного ускоренного развития. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2019-2021 годах находилась в пределах 28-29 процентов, при этом в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий она превысила 63 процента, а в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки, остается чуть выше 50 процентов.
Внутренние затраты на исследования и разработки в обрабатывающей промышленности в 2021 году составили 165,9 млрд. рублей.
Ограничение в 2022 году доступа российской обрабатывающей промышленности к иностранным технологиям повлекло вынужденное снижение технологического уровня по отдельным направлениям и возникновение запроса на обеспечение технологического суверенитета по критически важным технологиям и компонентам.
3. Цифровизация
В промышленном производстве расширяется применение автоматизированных систем управления и контроля технологических процессов на всех производственных стадиях и видах производств. Предприятия предъявляют возрастающий спрос на инжиниринговые услуги и сервисы по внедрению информационных технологий. Активно развивается взаимная информационная интеграция как на базе частных информационных решений (работа с партнерами, управление поставками), так и с использованием государственных информационных систем. Количество предприятий, зарегистрированных в государственной информационной системе промышленности, составило более 30 тысяч, из которых более 17 тыс. компаний представлены промышленными предприятиями.
Затраты на внедрение цифровых технологий при этом пока относительно невелики. В 2020 году на обрабатывающую промышленность приходилось 8,7 процента общего объема внутренних затрат предприятий на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг, или 1,3 процента создаваемой добавленной стоимости. В 2021 году этот показатель составил 8,7 процента, или почти 1,5 процента создаваемой добавленной стоимости.
4. Кадровые ресурсы
Промышленные предприятия являются ключевыми работодателями, успешно совмещающими рост производительности труда, сохранение и увеличение занятости.
Так, в 2022 году удалось достичь стабилизации занятости в обрабатывающих отраслях промышленности (100,3 процента по сравнению с 2021 годом).
Заработная плата работников, занятых в отраслях обрабатывающей промышленности, близка к средней по экономике Российской Федерации и в 2022 году составила 60,6 тыс. рублей (115,1 процента по сравнению с 2021 годом). При этом она значительно отличается в зависимости от отрасли и места расположения производства. В частности, оборонно-промышленный комплекс традиционно характеризуется более высокими заработными платами в силу специфики деятельности и требуемых компетенций человеческого капитала.
Предприятия конкурируют между собой в привлечении квалифицированных работников. В ряде субъектов Российской Федерации наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров в связи с их миграцией в другие регионы.
Отмечаются небольшие изменения в профессиональной структуре. При стабильной доле квалифицированных рабочих (35 процентов в 2021 году) наблюдаются сокращение руководителей (с 9 процентов в 2013 году до 5 процентов в 2021 году), увеличение доли специалистов среднего звена (с 15 процентов в 2013 году до 18 процентов в 2021 году), операторов производственных установок, машин и сборщиков (с 15 процентов в 2013 году до 19 процентов в 2021 году) и сокращение доли неквалифицированных рабочих (с 12 процентов в 2013 году до 9 процентов в 2021 году).
5. Финансовое положение
По итогам 2019 года доля прибыльных предприятий обрабатывающей промышленности составила 76,9 процента (против 73,5 процента в целом по экономике Российской Федерации). Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) превысил 4,4 млрд. рублей и увеличился на 28,2 процента по сравнению с 2018 годом.
В 2020-2021 годах сальдированный финансовый результат оставался положительным, обрабатывающие отрасли промышленности продемонстрировали устойчивость к влиянию пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
По итогам 2021 года сальдированный финансовый результат в обрабатывающей промышленности по сравнению с 2020 годом вырос в 2,1 раза.
В 2022 году рентабельность в промышленности начала снижаться, составив 93,8 процента показателя сальдированного финансового результата предприятий по сравнению с 2021 годом, продемонстрировав особо резкое снижение в III квартале на фоне снижения цен на мировых рынках на многие товары российского сырьевого экспорта, а также уменьшения физических объемов экспорта из-за введенных недружественными странами ограничений.
Тем не менее для промышленных предприятий по-прежнему характерна высокая зависимость от доступности заемных средств, что связано с большими объемами закупок материалов, комплектующих и оборудования, длительными инвестиционными и производственными циклами. В отрасли накоплена высокая кредитная нагрузка, наблюдается недостаток оборотных средств. Промышленные предприятия в основном полагаются на собственные источники средств для развития, что приводит к ограничению темпов роста.
6. Конкурентоспособность
Отрасли обрабатывающей промышленности демонстрируют рост конкурентоспособности своей продукции на внутреннем рынке. В результате реализации политики импортозамещения доля импортной продукции на внутреннем рынке по промышленным товарам сократилась с 49 процентов в 2014 году до 39 процентов к началу 2021 года.
Несмотря на влияние пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), общий объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров по итогам 2020 года составил 161,3 млрд. долларов США, что на 4 процента больше аналогичного показателя 2019 года, а общий объем экспорта конкурентоспособной промышленной продукции - 131 млрд. долларов США, что на 1,16 процента больше, чем в 2019 году.
В 2021 году с учетом конъюнктурных колебаний экспорта ряда промышленной продукции были внесены изменения в методику расчета показателя "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года", рассчитываемого за отчетный период (месяц, год), показателей федерального проекта "Промышленный экспорт" и показателей федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", входящих в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденную приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 марта 2023 г. N 993, в части исключения необработанного золота и ароматических продуктов переработки топлива. Таким образом, объем несырьевого неэнергетического экспорта по итогам 2020 года составил 141,3 млрд. долларов США, при этом объем экспорта промышленной продукции - 110,7 млрд. долларов США.
По итогам 2021 года объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров составил 146,8 млрд. долларов США (в ценах 2020 года), что на 4 процента больше аналогичного показателя 2020 года, а объем экспорта промышленной продукции - 117,5 млрд. долларов США, что на 6 процентов больше, чем в 2020 году, при этом достигнут рекордный объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров, составляющий 192 млрд. долларов США (в ценах 2021 года), что на 35 процентов выше показателя 2020 года.
В условиях действующих внешнеторговых ограничений в 2022 году объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров составил 125,8 млрд. долларов США (в ценах 2020 года), а объем экспорта промышленной продукции - 96,89 млрд. долларов США, при этом стоит отметить, что объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров составил 189 млрд. долларов США (в ценах 2022 года), что всего на 1,6 процента ниже показателя 2021 года.
К проблемам конкурентоспособности можно отнести недостаток компетенций, характерных для сервисной экономики и четвертой промышленной революции, а именно:
слабое развитие систем гарантийного ремонта и сервисного обслуживания (в том числе за рубежом);
несоответствие современным экологическим требованиям;
отсутствие производства на территории страны целого ряда образцов комплектующих и оборудования.
7. Государственная промышленная политика
Рост внимания государства к развитию промышленности в 2000-е годы привел к последовательной реализации нескольких крупных отраслевых стратегий и федеральных целевых программ по приоритетным направлениям развития.
К 2014 году основные инициативы и меры поддержки были объединены в составе следующих государственных программ Российской Федерации:
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";