МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 февраля 2023 года N 40

Об утверждении Методики отбора проектов строительства (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений, для предоставления межбюджетных трансфертов в целях реализации мероприятий с использованием механизмов государственно-частного партнерства



В соответствии с пунктом 24 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства, в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. N 2265 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст.130; 2022, N 1, ст.155),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику отбора проектов строительства (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений, для предоставления межбюджетных трансфертов в целях реализации мероприятий с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

2. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 1 августа 2016 г. N 221 "Об утверждении Методики отбора проектов строительства (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений, для предоставления иных межбюджетных трансфертов в целях достижения целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих реализацию указанных проектов" (зарегистрирован Минюстом России 12 августа 2016 г., регистрационный N 43212).

Министр
В.Г.Савельев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

12 мая 2023 года,

регистрационный N 73289

     

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 14 февраля 2023 года N 40

     

Методика отбора проектов строительства (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений, для предоставления межбюджетных трансфертов в целях реализации мероприятий с использованием механизмов государственно-частного партнерства

     

I. Общие положения

1. Настоящая Методика отбора проектов строительства (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках концессионных соглашений, для предоставления межбюджетных трансфертов в целях реализации мероприятий с использованием механизмов государственно-частного партнерства (далее - методика) устанавливает:

1.1. Требования к региональным концессионным проектам, предусматривающим комплекс мероприятий по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог (или) искусственных дорожных сооружений) в рамках концессионных соглашений, подлежащих эксплуатации на платной основе (далее - региональный концессионный проект).

1.2. Перечень документов, представляемых в составе заявки на получение иных межбюджетных трансфертов.

1.3. Порядок расчета интегральной оценки регионального концессионного проекта по критериям отбора, в том числе по технико-экономическим индикаторам и показателям эффективности, определяемым в соответствии с методикой.

1.4. Порядок расчета и весовые коэффициенты технико-экономических индикаторов и показателей эффективности.

1.5. Порядок и сроки формирования рейтинга регионального концессионного проекта на основе анализа интегральных оценок всех региональных концессионных проектов, участвующих в отборе, и перечня приоритетных региональных концессионных проектов.

1.6. Порядок создания межведомственной комиссии при Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - межведомственная комиссия), утверждения положения об этой комиссии и ее персонального состава.

1.7. Иные положения, регулирующие порядок отбора региональных концессионных проектов для предоставления межбюджетных трансфертов.

2. Реализация регионального концессионного проекта инициатором проекта - высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - осуществляется на основании концессионного соглашения, заключаемого в соответствии со статьями 13, 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст.3126; 2016, N 27, ст.4208; 2023, N 1, ст.51) (далее - инициатор проекта, концессионное соглашение, закон о концессионных соглашениях).

II. Требования к региональным концессионным проектам

3. Для регионального концессионного проекта в отношении искусственного дорожного сооружения устанавливается требование о строительстве (реконструкции) искусственных дорожных сооружений (мосты, тоннели и иные искусственные дорожные сооружения) стоимостью не менее 65% от стоимости строительства или реконструкции объекта концессионного соглашения (за вычетом расходов на подготовку проектной документации), приведенной в ценах соответствующих лет с использованием значений индекса инвестиций в основной капитал, без налога на добавленную стоимость (далее - стоимость реализации проекта).

4. Государственная поддержка за счет средств федерального бюджета в виде иных межбюджетных трансфертов на обеспечение исполнения обязательств инициатора проекта по строительству (реконструкции) объекта концессионного соглашения в целях достижения целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих мероприятия по реализации указанных проектов (далее - государственная поддержка), направляется в бюджет субъекта Российской Федерации в размере, не превышающем 50% от стоимости реализации проекта, - для регионального концессионного проекта в отношении автомобильной дороги, или в размере, не превышающем 75% от стоимости реализации проекта, - для регионального концессионного проекта в отношении искусственного дорожного сооружения.

5. В структуре финансирования регионального концессионного проекта должно быть предусмотрено финансирование за счет средств внебюджетных источников в объеме не менее 15% от стоимости реализации проекта.

6. К отбору допускаются региональные концессионные проекты, соответствующие следующим требованиям:

6.1. Стоимость строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения (за вычетом расходов на подготовку проектной документации), в отношении которой получено положительное заключение в соответствии с подпунктом 7.5 пункта 7 методики и которая приведена в ценах соответствующих лет с использованием значений индекса инвестиций в основной капитал, с налогом на добавленную стоимость, превышает один миллиард рублей.

6.2. Региональная программа субъекта Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства предусматривает реализацию регионального концессионного проекта, направленного на строительство (реконструкцию) объекта концессионного соглашения.

6.3. Результаты реализации регионального концессионного проекта учтены в значениях целевых показателей региональной программы субъекта Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства.

6.4. Объект концессионного соглашения включен в соответствующие документы территориального планирования субъекта Российской Федерации.

III. Перечень документов, представляемых в составе заявки на получение иных межбюджетных трансфертов

7. Инициатор проекта представляет в Федеральное дорожное агентство (далее - уполномоченный орган) заявление на участие в отборе проектов, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 1 к методике, к которому прилагаются подготовленные в соответствии с установленными в методике требованиями следующие документы (далее - заявка):

7.1. Паспорт проекта, содержащий краткую информацию об основных технических, юридических, финансовых, экономических и иных параметрах регионального концессионного проекта, а также значения интегральной оценки концессионного проекта в соответствии с методикой, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 2 к методике (далее - паспорт проекта).

7.2. Пояснительная записка в отношении регионального концессионного проекта (далее - пояснительная записка), содержащая:

7.2.1. Сведения о включении объекта концессионного соглашения в соответствующие документы территориального планирования субъектов Российской Федерации.

7.2.2. Сведения о наличии регионального концессионного проекта, направленного на строительство (реконструкцию) объекта концессионного соглашения, в региональной программе субъекта Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства.

7.2.3. Сведения, подтверждающие, что результаты реализации регионального концессионного проекта учтены в значениях целевых показателей региональной программы субъекта Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства.

7.2.4. Сведения о технических составляющих реализации регионального концессионного проекта, в том числе описание объекта концессионного соглашения с указанием основных технико-экономических параметров, конструктивных, инженерно-технических, архитектурно-планировочных, функционально-технологических решений, применения инновационных, наукоемких, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

7.2.5. Сведения о проектной документации и проведенных инженерных изысканиях, положительном заключении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительном заключении о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (при наличии).

7.2.6. Сведения о достигаемых социально-экономических эффектах, связанных с реализацией регионального концессионного проекта.

7.2.7. Расчет стоимости реализации регионального концессионного проекта, объем и сроки осуществления необходимых капитальных затрат, источники финансирования.

7.2.8. Описание потенциальных ограничений для успешной реализации регионального концессионного проекта.

7.2.9. Описание влияния успешной реализации регионального концессионного проекта на осуществление инвестиционной и хозяйственной деятельности организаций (предприятий), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с указанием перечня действующих и предполагаемых к созданию организаций (предприятий), количества вновь создаваемых рабочих мест, объемов привлекаемых инвестиций в разрезе источников финансирования с приложением заполненной формы, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 2а к методике.

7.3. Копия полученного положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту концессионного соглашения, а также копия положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, осуществленного государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (при наличии).

7.4. Копия Раздела 1 проектной документации "Пояснительная записка", подготовленной в отношении объекта концессионного соглашения (при наличии).

7.5. Копия заключения в отношении технических исходных данных регионального концессионного проекта, соответствующего следующим требованиям:

7.5.1. В заключении содержатся результаты проверки обоснованности и достаточности, а также сравнения с объектами - аналогами следующих данных:

7.5.1.1. Расчет стоимости строительства или реконструкции объекта концессионного соглашения.

7.5.1.2. График производства работ по строительству или реконструкции объекта концессионного соглашения.

7.5.1.3. Расчет по стоимости и срокам эксплуатации и проведения ремонтов объекта концессионного соглашения.

7.5.1.4. Расчет доли искусственных дорожных сооружений от стоимости реализации проекта в случае подачи заявки в отношении искусственного дорожного сооружения.

7.5.2. В заключении содержатся результаты проверки обоснованности и достаточности следующих данных:

7.5.2.1. Обоснование прогнозов интенсивности движения по объекту концессионного соглашения с учетом установленного тарифа для разных категорий транспортных средств согласно математической модели загрузки транспортной сети, создаваемой на основе транспортных изысканий, предназначенной для моделирования транспортных потоков и служащей для их прогноза в транспортных сетях для целей оценки потенциального спроса и уровня загрузки отдельных элементов транспортной сети (далее - транспортная модель).

7.5.2.2. Обоснование данных о среднем расходе топлива и средней скорости транспортных средств для разных категорий транспортных средств.

7.5.2.3. Обоснование данных о количестве пассажиров в транспортных средствах для разных категорий транспортных средств.

7.5.2.4. Расчет технико-экономических индикаторов регионального концессионного проекта, произведенных в соответствии с методикой.

7.5.3. В заключении проводится анализ основных материальных и трудовых затрат строительства или реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с рыночными данными по ценам/средним затратам на соответствующие ресурсы при строительстве или реконструкции аналогичных объектов в сопоставимых по параметрам субъектах Российской Федерации.

7.5.4. В резолютивной части заключения указываются результаты проведенного анализа и сравнения с объектами-аналогами и (или) иные комментарии.

7.5.5. Заключение должно быть подготовлено организацией, имеющей опыт работы в течение 6 предшествующих лет по технико-экономическому обоснованию (подготовке заключения в отношении технических исходных данных) и/или проектированию автомобильных дорог и/или искусственных дорожных сооружений, подтверждаемый наличием соответствующих контрактов (договоров или соглашений), общая стоимость реализации которых (без налога на добавленную стоимость) не ниже указанной в заявке.

7.6. Годовые прогнозы интенсивности движения по объекту концессионного соглашения по всем категориям транспортных средств за весь срок реализации регионального концессионного проекта, созданные на базе транспортной модели.

7.7. Финансовая математическая модель, которая позволяет прогнозировать финансовые потоки регионального концессионного проекта, рассчитывать показатели экономической деятельности и финансовой эффективности, а также оценивать их зависимость от исходных данных и которая подготовлена в соответствии с приложением N 3 к методике (далее - финансовая модель).

7.8. Копия заключения внешнего консультанта в отношении финансовой модели, соответствующего следующим требованиям:

7.8.1. В заключении отражается следующее:

7.8.1.1. Соответствие финансовой модели требованиям, указанным в приложении N 3 к методике.

7.8.1.2. Подтверждение расчетов показателей эффективности, осуществленных в соответствии с методикой.

7.8.1.3. Возможность на основании используемых в финансовой модели методов расчета подготовить прогнозные формы отчета о движении денежных средств, отчета о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и осуществить расчет показателей эффективности, в том числе исходя из ряда операционных, финансовых и экономических допущений, установленных в финансовой модели.

7.8.1.4. Соответствие ключевых допущений и вводных данных в финансовой модели данным, содержащимся в книге допущений, оформленной в соответствии с требованиями, указанными в приложении N 3 к методике.

7.8.1.5. Соответствие финансовой модели действующему законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете.

7.8.2. Заключение готовится внешним консультантом, соответствующим критериям к уполномоченному финансовому консультанту, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 1016 "Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст.7081; 2017, N 25, ст.3685).

7.8.2.1. Соответствие внешнего консультанта критериям к уполномоченному финансовому консультанту должно быть подтверждено соответствующими контрактами (договорами или соглашениями).

7.9. Сведения о проведении публичных обсуждений (презентации) регионального концессионного проекта с потенциальными участниками и (или) письма поддержки финансирующих организаций регионального концессионного проекта и (или) иные документы, которые, по мнению инициатора проекта, являются существенными для проведения отбора проектов (при наличии).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»