МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 января 2023 года N 1н

Об утверждении Примерного порядка предоставления срочных социальных услуг



В соответствии с подпунктом 5.2.97_18 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528; 2022, N 44, ст.7580),

приказываю:

Утвердить прилагаемый Примерный порядок предоставления срочных социальных услуг.

Министр
А.О.Котяков



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

3 апреля 2023 года,

регистрационный N 72852

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 9 января 2023 года N 1н



Примерный порядок предоставления срочных социальных услуг



1. Примерный порядок предоставления срочных социальных услуг (далее - Примерный порядок) определяет правила предоставления срочных социальных услуг гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, беженцам, которые признаны нуждающимися в срочных социальных услугах и которым предоставляется срочная социальная услуга или срочные социальные услуги (далее - получатели срочных социальных услуг).

2. Предоставление срочных социальных услуг осуществляется в целях оказания неотложной помощи, направленной на улучшение условий жизнедеятельности получателей срочных социальных услуг и (или) расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

3. При определении необходимых гражданину срочных социальных услуг учитывается нуждаемость получателя срочных социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.

Срочные социальные услуги могут предоставляться одновременно с социальными услугами в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме.

4. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является поданное в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг, составленное по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2014 г., регистрационный N 32430), с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2016 г. N 682н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44675), от 30 марта 2018 г. N 202н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2018 г., регистрационный N 50849), от 1 декабря 2020 г. N 846н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 3 февраля 2021 г., регистрационный N 62363) и от 29 ноября 2022 г. N 758н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2022 г. регистрационный N 71878) (далее - заявление), а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.

Получатели срочных социальных услуг вправе обратиться за получением срочных социальных услуг лично либо через законного представителя, иных граждан, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения (далее - представитель). При этом личное участие получателей срочных социальных услуг не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает получателей срочных социальных услуг права на получение срочных социальных услуг.

В случае поступления информации от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, о гражданах, которые не могут самостоятельно обратиться с заявлением, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании (далее - уполномоченный орган), либо организация, которая находится в ведении уполномоченного органа, составляет акт опроса гражданина или его представителя при необходимости с выездом по месту нахождения гражданина, по итогам которого при наличии нуждаемости в срочной социальной услуге гражданин подает заявление в уполномоченный орган или организацию, которая находится в ведении уполномоченного органа и которой предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании.

5. Предоставление срочных социальных услуг включает следующие действия:

1) принятие заявления или получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг;

2) информирование о порядке предоставления срочных социальных услуг, перечне срочных социальных услуг, сроках, условиях их предоставления;

3) разъяснение получателю срочных социальных услуг или его представителю порядка приема документов, необходимых для принятия решения о предоставлении срочных социальных услуг;

4) анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении срочных социальных услуг, и принятие решения о предоставлении срочных социальных услуг получателю срочных социальных услуг либо решения об отказе в предоставлении срочных социальных услуг;

5) предоставление получателю срочных социальных услуг;

6) составление акта о предоставлении срочных социальных услуг, который подтверждается подписью получателя срочных социальных услуг;

7) прекращение предоставления срочных социальных услуг в связи с возникновением оснований, предусмотренных пунктом 19 Примерного порядка.

6. Предоставление получателю срочных социальных услуг, признанному нуждающимся в социальном обслуживании в связи с отсутствием определенного места жительства, может осуществляться как по месту нахождения поставщика социальных услуг, так и по месту нахождения получателя социальных услуг.

7. Решение о предоставлении срочных социальных услуг принимается на основании:

1) документа, удостоверяющего личность получателя срочных социальных услуг (представителя), при наличии;

2) документа, подтверждающего полномочия представителя (при обращении представителя);

3) документов (сведений), подтверждающих наличие у получателя срочных социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в срочных социальных услугах.

Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

В случае наличия обстоятельств, при которых существует угроза жизни и (или) здоровью гражданина, отсутствие паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность гражданина, не может являться основанием для отказа в предоставлении срочной социальной услуги.

8. Документы, необходимые для принятия решения о предоставлении срочных социальных услуг, представляются получателем срочных социальных услуг лично либо подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2021, N 1, ст.48).

9. Получателю срочных социальных услуг предоставляются следующие срочные социальные услуги:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, удовлетворяющими потребности получателей срочных социальных услуг по калорийности, соответствующими установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, соответствующими сезону и размеру в зависимости от даты обращения получателя срочных социальных услуг;

3) содействие в получении временного жилого помещения, которое по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) должно обеспечивать удобство пребывания получателей срочных социальных услуг;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей срочных социальных услуг, направленное на консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание и защиту своих интересов, решение вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами, информирование получателя срочных социальных услуг о путях реализации его законных прав, разъяснение права на получение бесплатной юридической помощи;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей, направленное на помощь получателю срочных социальных услуг в раскрытии и мобилизации внутренних ресурсов, решении возникших социально-психологических проблем;

6) сопровождение получателей срочных социальных услуг, получающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, при госпитализации в медицинские организации в целях осуществления ухода за указанными получателями, направленное на обеспечение ухода за получателем срочных социальных услуг в медицинской организации;

7) иные срочные социальные услуги, установленные законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

10. Предоставление срочных социальных услуг обеспечивается в объеме услуг, включаемых в перечень срочных социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждаемый законом субъекта Российской Федерации .

________________

Пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

11. Подушевой норматив финансирования срочных социальных услуг устанавливается субъектом Российской Федерации в рамках реализации пункта 10 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.7007) (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ) с учетом методических рекомендаций по его расчету, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 442-ФЗ.

12. Основными показателями, определяющими качество срочных социальных услуг, предоставляемых получателям срочных социальных услуг, являются:

1) показатели, характеризующие удовлетворенность срочными социальными услугами получателей срочных социальных услуг;

2) отсутствие обоснованных жалоб;

3) иные показатели, определяемые в порядке предоставления срочных социальных услуг в соответствии с пунктом 10 статьи 8 Федерального закона N 442-ФЗ.

13. При оценке качества срочных социальных услуг, предоставляемых получателям срочных социальных услуг, используются следующие критерии:

1) полнота предоставления срочной социальной услуги, в том числе с учетом объема предоставляемых срочных социальных услуг, сроков предоставления срочных социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления срочных социальных услуг;

2) своевременность предоставления срочной социальной услуги, в том числе с учетом степени нуждаемости получателя срочных социальных услуг;

3) результативность (эффективность) предоставления срочной социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя срочных социальных услуг).

14. При получении срочных социальных услуг получатели срочных социальных услуг имеют право на:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) выбор поставщика социальных услуг;

3) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, перечне срочных социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления;

4) отказ от предоставления срочных социальных услуг;

5) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

6) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг;

7) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

15. Получатель срочных социальных услуг обязан своевременно в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении срочных социальных услуг.

16. При предоставлении срочных социальных услуг поставщик социальных услуг обязан:

1) соблюдать права человека и гражданина;

2) обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей срочных социальных услуг;

3) обеспечить ознакомление получателей срочных социальных услуг (представителей) с правоустанавливающими документами, на основании которых поставщик социальных услуг осуществляет свою деятельность и оказывает срочные социальные услуги;

4) обеспечить сохранность личных вещей и ценностей получателей срочных социальных услуг;

5) предоставлять получателям срочных социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", почтовой связи;

6) информировать получателей срочных социальных услуг о правилах пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования;

7) обеспечить получателям срочных социальных услуг условия пребывания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям;

8) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей срочных социальных услуг на срочные социальные услуги.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»