МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 ноября 2022 года N 526
В соответствии со статьей 8_2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2016, N 27, ст.4210; 2018, N 32, 5109)
приказываю:
2. Ответственным структурным подразделением за организацию работы по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2023 год определить Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра
В.В.Колычев
Программа профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2023 год
1. Настоящая Программа определяет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.15; 2022, N 1, ст.4) (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России (далее - обязательные требования) саморегулируемой организацией аудиторов.
2. Целями проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов являются:
а) предупреждение нарушений саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований;
б) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
в) повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;
г) снижение издержек Минфина России и саморегулируемой организации аудиторов при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;
д) снижение административной нагрузки на саморегулируемую организацию аудиторов;
е) создание мотивации к добросовестной деятельности саморегулируемой организации аудиторов;
ж) разъяснение саморегулируемой организации аудиторов системы обязательных требований.
3. Задачами проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований саморегулируемой организации аудиторов являются:
а) формирование единообразного понимания обязательных требований у саморегулируемой организации аудиторов и у Минфина России;
б) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;
в) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
г) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.
4. Подконтрольным субъектом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов является Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация "Содружество".
5. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов является соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований.
6. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, утвержден приказом Минфина России от 10 марта 2022 г. N 94.
7. На основе анализа текущей структуры нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов сформированы следующие ключевые охраняемые законом ценности, защита которых должна быть предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов:
1) право юридических лиц и граждан на получение информации;
2) право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию;
3) право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом;
4) обеспечение условий осуществления аудиторской деятельности.
Ключевые риски, оказывающие воздействие на охраняемые законом ценности, защита которых должна быть предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, источники их возникновения и способы регулирования определены в приложении N 1 к настоящей Программе.
8. Наиболее значимыми рисками деятельности саморегулируемой организации аудиторов являются:
а) риски, связанные с ведением реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр). Реестр является правоустанавливающим документом (у аудиторской организации и аудитора возникает право осуществлять аудиторскую деятельность с момента включения сведений о них в указанный реестр). С другой стороны, реестр обеспечивает удовлетворение информационных потребностей широкого круга пользователей в сведениях о лицах, имеющих право осуществлять аудиторскую деятельность. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленных требований к ведению реестра имеет существенное значение для функционирования рынка аудиторских услуг;
б) риски, связанные с подтверждением соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов. Организация в саморегулируемой организации аудиторов системы повышения квалификации аудиторов и подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов обеспечивает: поддержание профессиональных знаний аудитора на должном уровне; выявление и исключение из реестра не выполнивших данное требование аудиторов. Таким образом, соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов установленного требования по организации подтверждения ежегодного повышения квалификации аудиторами имеет существенное значение для обеспечения надлежащего уровня профессиональной компетентности аудиторов;
в) риски, связанные с обеспечением саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов). Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) является одним из требований к саморегулируемой организации аудиторов, установленным Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по формированию компенсационного фонда (компенсационных фондов) имеет существенное значение в защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;
г) риски, связанные с некачественным осуществлением внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов, имеет первостепенное значение для обеспечения качества аудиторских услуг и является одним из важнейших факторов устойчивого функционирования аудиторского рынка. Соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов имеет существенное значение в обеспечении качества аудиторских услуг и защите потребителей аудиторских услуг и иных лиц от некачественных аудиторских услуг;
д) риски, связанные с применением мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения обязательных требований. Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов тесно связано с проводимым саморегулируемой организацией аудиторов внешним контролем деятельности аудиторских организаций, аудиторов. Реализация саморегулируемой организацией аудиторов права на применение мер дисциплинарного воздействия и соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований по применению мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения обязательных требований, создает условия для повышения качества аудиторских услуг, освобождения рынка от недобросовестных аудиторских организаций и аудиторов, работы механизмов репутационного воздействия на них;
е) риски, связанные с рассмотрением саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов. Рассмотрение саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов также является одной из основных функций саморегулируемой организации аудиторов. Работа по рассмотрению саморегулируемой организацией аудиторов жалоб на действия (бездействие) своих членов имеет особое значение в отношениях с пользователями аудиторских услуг, а также с точки зрения нормального функционирования аудиторского рынка.
9. Количество проведенных Минфином России проверок саморегулируемых организаций аудиторов приведено в приложении N 2 к настоящей Программе.
В период с 2011 по 2022 годы проведено 16 плановых и 11 внеплановых проверок саморегулируемых организаций аудиторов.
Проверки деятельности саморегулируемой организации аудиторов в 2022 г. не проводились в силу установленной частью 4 статьи 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" периодичности проверок. Основания для проведения внеплановых проверок саморегулируемой организации аудиторов отсутствовали.
Нарушения обязательных требований, установленные в результате проверок саморегулируемых организаций аудиторов, приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
Меры воздействия, принятые по результатам проверок саморегулируемых организаций аудиторов, в связи с выявленными нарушениями обязательных требований Минфином России, указаны в приложении N 4 к настоящей Программе.
10. В целях профилактики нарушений обязательных требований Минфином России были проведены следующие профилактические мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"):
Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, утвержденного приказом Минфина России от 10 марта 2022 г. N 94, а также текстов правовых актов из указанного перечня или их отдельных положений, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также их поддержание в актуальном состоянии;
программ проверок саморегулируемой организации аудиторов;
методических материалов, разъясняющих порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;
информации о результатах проверок саморегулируемой организации аудиторов и принятых мерах воздействия;
обобщенных материалов результатов государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов с перечнем выявленных нарушений;
анкеты самооценки саморегулируемой организации аудиторов;
отчетов о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
информации о результатах проведенных совещаний с саморегулируемой организацией аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения обязательных требований саморегулируемой организации аудиторов;
б) анализ опыта осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов. Его результаты представляются в размещенном в сети "Интернет" ежегодном докладе об осуществлении Минфином России государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и об эффективности такого контроля (надзора);
в) проведение наблюдения за соблюдением Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциацией "Содружество" обязательных требований. О результатах наблюдения проинформирована саморегулируемая организация аудиторов;
г) проведение совещаний с саморегулируемой организацией аудиторов по обсуждению результатов анализа практики применения обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов;
д) обобщение и анализ результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) за саморегулируемой организацией аудиторов и размещение их на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет";
е) создание раздела на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет" и размещение в нем всей информации, касающейся профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемой организации аудиторов;
11. Показателями эффективности мероприятий настоящей Программы являются:
а) доля проверок, осуществленных в отношении саморегулируемой организации аудиторов, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований от общего количества запланированных проверок. Показатель характеризует эффективность осуществления Минфином России планирования проверок государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов с применением риск-ориентированного подхода и определяется как соотношение количества проверок за отчетный период, по которым выявлены нарушения обязательных требований, и общего количества проведенных плановых проверок за отчетный период;
б) количество вынесенных и оставленных без изменения мер воздействия в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований, к общему количеству вынесенных мер воздействия. Показатель характеризует качество осуществления Минфином России контрольных мероприятий государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и определяется как соотношение количества оставленных без изменения мер воздействия, вынесенных Минфином России в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований за отчетный период, и общего количества мер воздействия, вынесенных Минфином России в отношении саморегулируемой организации аудиторов, допустившей нарушение обязательных требований за отчетный период.
в) информированность саморегулируемой организации аудиторов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, посредством размещения нормативных правовых актов, информационных сообщений и иных документов на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет";
г) понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование саморегулируемой организацией аудиторов и Минфином России;
д) вовлечение саморегулируемой организации аудиторов в регулярное взаимодействие с Минфином России;